blogtn.ru

Брошенные леса Забайкалья (15.08.2016)

Автор – В.Белоголовов, член РГ по экологии леса ОНФ РБ

 Недавно спрашивает меня правнучка:

– Деда, какой твой любимый цвет ?

 – Зеленый, потому, что я лесной человек.

Я лесной, т.к. я 30 лет проработал в геологии в Бурятии,82% территории которой –леса. И родом я с северной границы лесов России (Кольский полуостров – Скандинавия). А 50 лет прожил у южной их границы. И проблемы этих пограничных лесов разные.

Климат в Забайкалье теплеет, что усиливает в последние годы лесные пожары. В 2015г. ими пройдено 850 тыс. га, что составляет около 3% площади лесов Бурятии. А запланированные лесопосадки вернут около 1% лесов. А если взглянуть пошире?

 «Лесная жертва»

В 18 в. освоение Приамурья казаками замедлилось из-за сопротивления местных племен, и они на 30 лет задержались в Забайкалье. Казаки вели оседлый образ жизни и при ведении подсечно-огневого земледелия вырубили 70 процентов лесов. Эти данные приведены в описании кругосветного путешествия тогда еще молодого царя Николая 1. Технология такого земледелия известна с неолита, но сохранилась у некоторых народов до сих пор, в основном, в тропических лесах. Стабильного урожая при такой технологии получить нельзя. Поэтому на большей части таких земель за 40-50 лет лес сам восстанавливается, если не применяется другая технология ведения сельского хозяйства.

 «Плановое земледелие»

В советское время в Забайкалье было распахано много таких залежных земель, несмотря на их низкую плодородность по природным условиям. В результате почти половина их подверглась поверхностной эрозии и сейчас брошена. А остальные в современных рыночных условиях стали нерентабельны для земледелия. Дополнительные риски для открытого земледелия создает аридизация климата. Страховые компании с 2015г. отказываются страховать сельхопроизводителей Бурятии.

 Брошеные леса

Сколько таких лесов в Забайкалье – неизвестно. По оценкам Коновалова В.М. из Красного Чикоя всего таких лесов на территории России 30-40 млн. га, что сопоставимо с площадью Забайкальского края. Большая часть их находится в паевой собственности бывших членов колхозов (совхозов) и не используется по назначению, в связи с чем и происходило их зарастание в течение последних 20-ти лет. Эти поля зарастают сосной и увеличивают таким образом потенциал стока парникового газа (СО2), но они же являются пожароопасными «горячими точками» от сельхозпалов, т. к. дееспособного хозяина у них нет. А лесное ведомство не имеет прав и возможностей защищать эти новые рождающиеся лесные экосистемы от пожаров. А также на ранней стадии ликвидировать пожары, чтобы они не перешли на федеральные леса.

 Правовой цунгцванг и вынужденный экоцид «киотских» лесов

В последние 5 лет в Забайкалье активно обсуждается судьба таких лесов, которые фактически являются «киотскими» лесами с функцией стока парниковых газов, но только без затрат на них, а главное без хозяина. Минсельхоз не имеет на них прав, т.к. это паевые земли. Но паи эти на 90% не отмежеваны, и собственники не знают их на местности. Что приводит и к неуплате ими налогов и делает их не адекватными собственниками. А у Минлеса их нет на балансе. В 2012 г. приняты нормативные акты по ускоренной их приватизации. Новые собственники планируют использовать брошеные поля для пахоты или в качестве пастбищ, и вынуждены вырубать лес на них. Местное самоуправление с нищим бюджетом вынуждено сдавать их за символическую плату в аренду, а арендаторы вырубают самые крупные деревья и бросают участки с порубочными остатками, что увеличивает горимость таких лесов. В Бурятии один арендатор таких лесов вынужден был выжечь часть леса, чтобы получить урожай с/х продукции. Местный лесник ему «запретил» это делать в будущем, а местные жители недовольны, т.к. они в этом лесу собирали много грибов.

 Вся надежда на ОНФ

Решение этой проблемы есть, и оно уже работает в Китае. Просто наши ведомства – и лесное и земельное, не будут напрягаться для зашиты «ничьих» лесов и интересов местных жителей. В Бурятии, в связи с усилением пожаров и опасностью их для поселений, глава Правительства предлагал леса близ поселений передавать под ответственность жителям поселений. Но как это сделать в правовом поле, не уточнил. В Китае таким новым собственникам сельхозземель, заросших лесом, законом дается право не пахать их. А также дотации на доращивание этих лесов до нужного для лесозаготовки возраста. Что нужно сделать для решения этой проблемы у нас обсуждалось и примерно ясно. Но в первую очередь нужна правовая инициатива по дополнению Лесного кодекса РФ нормами для тиражирования практики Китая в России (в первую очередь в Забайкалье). И сделать это можно и нужно руководителю проекта ОНФ по защите леса – Гутеневу. Для этого не нужно больших денег и много времени – достаточно понимания проблемы и желания ее решить. Сможет – появятся «леса Гутенева».

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!