blogtn.ru

Большие выборы: про партийное счастье и пикейный жилет Лазаря Бартунаева (“Эхо Москвы”, 20.08.2016)

http://www.baikal-media.ru/news/blog/115/326679/

Журналист еженедельника “МК в Бурятии” Татьяна Никитина обсуждает с ведущим программы “Большой повод” Игорем Озеровым выборы во всём их многообразии – особенности избирательной системы России на протяжении последних 15-ти лет, предвыборная ситуация в Бурятии за месяц до выборов в Государственную Думу, шансы политических партий и кандидатов, и другие вопросы.

И. Озеров
– Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Большой повод», в студии Игорь Озеров, и я рад приветствовать корреспондента газеты «МК в Бурятии» Татьяну Никитину. Татьяна, добрый день!

Т. Никитина
– Добрый день!

И. Озеров

– Сегодня мы будем со всех сторон рассматривать выборы, до которых остался ровно месяц. На финиш вышли 14 партий, все они были зарегистрированы без сбора подписей избирателей. Всем партиям, которые пытались собрать подписи, отказано в регистрации. Как ты оцениваешь такое количество партий – много это или мало, и тот факт, что процедура сбора подписей есть, но пройти этот Рубикон никто не может?

Т. Никитина

– Количество партий увеличено не административно, а вполне логично. Всё это укладывается в ту программу, в тот план, который задан Путиным. Вспомним, движение к демократии, снижение проходного барьера – всё это делалось Кремлём с тем, чтобы сделать партийное движение важным и значимым для России. Наши ключевые парламентские партии не справляются с теми задачами, которые ставит перед ними Кремль. Если судить по Республике Бурятия – кто реально работает в глубинке, кто дошёл до конкретного сельского избирателя? Но если я скажу, что это только «Единая Россия» и чуть-чуть КПРФ, которые активно ведёт работу даже не во всех близлежащих к городу районах – это будет абсолютная правда. Посыл Кремля был такой – да, мы расширяем границы, мы снижаем барьеры – пожалуйста, есть шанс, есть карт-бланш – работайте. 14 партий – это немного, если мы вспомним 90-е годы, когда у нас были бюллетени с десятками партий. Просто элементарно прочитать и перечислить эти партии было делом непростым. О каких предвыборных программах, о каких лидерах и знаковых фигурах могла идти речь, когда мы просто не могли даже запомнить и перечислить их. 14 партий себя оправдали, поскольку это именно те партии, которые на сегодня имеют представителей в региональных парламентах, как, например, «Партия пенсионеров за справедливость», которая имеет представителя в Народном Хурале. Это люди, которые в регионах уже показали себя, и сейчас им даётся следующий карт-бланш, чтобы как-то проявиться на российском уровне. Это всё в планах, в программе, в путинской концепции, это очередной этап, когда парни должны себя проявить. Что касается сбора подписей – всё-таки мы ведём речь о выборах в Госдуму, это федеральный уровень. То время, когда у нас любой заезжий товарищ или любой местный сумасшедший мог бросить документы на стол и сказать: «Я тоже хочу туда», это время, к счастью, прошло. Мы помним 90-е годы, когда у нас любой безработный мог поехать собирать подписи по великой стране, у нас в Бурятии были такие прецеденты.
И. Озеров
– Ты считаешь, это плохо?

Т. Никитина: Наши ключевые парламентские партии не справляются с теми задачами, которые ставит перед ними Кремль. Если судить по Республике Бурятия – кто реально работает в глубинке, кто дошёл до конкретного сельского избирателя?

Т. Никитина
– Реальный пример – предприниматель Александр Лобанов когда-то поехал собирать подписи по стране, его показывали по телевизору, но чем это всё закончилось? Человек простудился, заболел, и даже не освоил этот первый шаг. О чём дальше говорить? Речь идёт о том, что депутат Госдумы – это не любой желающий, и даже талантливый, и даже человек, который, возможно, по личным качествам достоин. Всё-таки, депутат Госдумы – это человек, который на федеральном уровне представляет элиты данного конкретного региона. А это звание, этот статус надо заслужить, и это должно быть привязано к партиям. Сегодня партии выдвигают своих одномандатников, они выдвигают межрегиональные списки.
И. Озеров
– Ты говоришь, что сегодня партии не справляются. А в предыдущие 15 лет справлялись или тогда просто хватало денег? Сейчас кризис, и когда денег нет, власти хочется поделиться ответственностью?
Т. Никитина
– Мы говорим о том, чего хочет власть. Власть хочет привлечь новые партии, сделать многопартийную систему, как на Западе. Власть хочет сказать – одни мы, ребята, не справляемся, страна велика и широка. Даже Вячеслав Наговицын, сколько лет живёт в Бурятии, пытается раз от разу пожаловаться – велика Бурятия, до северов доехать не всегда получается, даже за тот большой срок, который он находится у руля республики. Поэтому, не справляемся – помогайте! И новые веяния, которые мы наблюдаем в настоящий момент, и тот же самый ОНФ – это как раз есть призыв к активным людям, к общественности, к гражданскому сообщество – помогайте, политика – дело общее, политика – дело всех нас. А что говорить – все партии у нас на площади Советов – и были, и к сожалению, до сего времени есть. Никто дальше города Улан-Удэ у нас не шагнул, никто большими, великими делами, какими-то проектами, кроме «Единой России» совершенно объективно не засветился. Даже КПРФ, достаточно мощная и активная партия, а так, навскидку, пересчитать – где есть представители в сельских районах? Мы убедимся, что это далеко не вся республика. Даже при государственном финансировании такие мощные парламентские партии, как «Справедливая Россия», ЛДПР – они не справляются.
И. Озеров
– Финансирование у них, справедливости ради, не такое большое, как у «Единой России».

Т. Никитина: Власть хочет сказать – одни мы, ребята, не справляемся, страна велика и широка. Даже Вячеслав Наговицын, сколько лет живёт в Бурятии, пытается раз от разу пожаловаться – велика Бурятия, до северов доехать не всегда получается, даже за тот большой срок, который он находится у руля республики

Т. Никитина
– Как работали – так и получили, всё честно – какой процент голосов ты получил на выборах, такой процент своего довольствия ты и получаешь.
И. Озеров
– О какой же большей честности тогда говорит Элла Памфилова? Значит, раньше всё было не очень честно и справедливо с той же «Единой Россией»?
Т. Никитина
– Элла Памфилова – человек новый, ей позволено и обещания давать, и проявлять активность. Мы говорим о том, что мы видели много-много лет. Мы пытаемся понять, чего хочет Кремль – сегодня мы наблюдаем снижение проходного балла, увеличение количества парламентских партий, привлечение новых молодых лиц. Всё это мы увязываем в единую стратегию, которая с нашей точки зрения оправдана. Эта стратегия призвана объединить и направить политические силы.
И. Озеров
– Ваши слова да богу в уши. Как ты думаешь, сколько партий имеет шанс попасть в Госдуму?
Т. Никитина
– Мы можем предположить, что их количество в Думе увеличится.
И. Озеров
– Давай поговорим о предвыборной ситуации в Бурятии, у кого какие шансы?
Т. Никитина
– Мы видим, что курс власти изменился, она чётко и ясно сказала – олигархи, вон, и указала пальцем на дверь.
И. Озеров
– Это ты так трактуешь действия власти?
Т. Никитина
– Да. Ещё в 2000 году людям, которые делали свои состояния за счёт бюджета, за счёт политики, за счёт власти, этим людям чётко указали на дверь. Так нагло лезть в политику они перестали, но покупать партии не перестали. На сегодняшний момент, через 16 лет, мы совершенно чётко видим – все парламентские партии избавились от своих бизнесменов. Что касается Республики Бурятия,то абсолютно яркий пример – это Иринчей Матханов и Михаил Слипенчук, которые были заведомо проходными, действующими депутатами Госдумы, заведомыми кандидатами на проходное место, и их все такими воспринимали. Причём, Иринчей Матханов уже начал свою избирательную кампанию, был собран штаб, наняты люди и всё прозвучало в последний момент. Для него это был, я делаю вывод, некий неожиданный удар, потому что его могли бы предупредить или он надеялся на какой-то последний шанс.
И. Озеров
– Ты думаешь, это не его решение?
Т. Никитина
– Нет, вся карьера Иринчея Эдуардовича складывалась таким образом, что для него было совершенно естественно продолжить дальше работу в Госдуме, также как и для Михаила Слипенчука. Слипенчук выбрал альтернативу, он сделал то, что сделали другие олигархи и бизнесмены – он ушёл в ту партию, на которую ему указали сверху, и мы знаем, что это Партия Роста.
И. Озеров
– То есть, это согласованное с Кремлём решение?
Т. Никитина
– Абсолютно. Это люди системные и дисциплинированные, а не те сумасшедшие, которые могут плыть против течения. И эти выборы говорят о том, что мы к этому приходим. Политикой должны заниматься профессионалы, о чём говорит Путин, профессионалы, далёкие от большого бизнеса, люди, встроенные в систему, которые делают одно общее дело.

И. Озеров

– А как же оппозиция?
Т. Никитина
– Оппозиция есть, мы довольно искренне считали оппозицией ОНФ…
И. Озеров
– … которая клянётся в преданности Путину – какая же это оппозиция?
Т. Никитина
– Сегодня выяснилось, что эта оппозиция встроилась в общие политические процессы, и это тоже хорошо. ОНФ не политическая партия, а есть партии, которым дана свобода – пожалуйста, проявляйте свои оппозиционные наклонности и намерения, выступайте, критикуйте, но, самое главное, делайте! Как-то у нас с критикой хорошо, а с конкретными делами, к сожалению, не всегда.
И. Озеров
– Вернёмся к политической ситуации в Бурятии.
Т. Никитина
– Мы увидели, что Иринчей Матханов буквально бросает едва начавшуюся кампанию и уступает место совершенно никому не известной Оксане Бухольцевой. В КПРФ мы все ожидали более продуманного решения, а она выдвигает мало кому известного молодого Баира Цыренова. Мы видим, что ЛДПР выдвигает по одномандатному округу совершенно никому неизвестного «лидера». И, видимо, это тоже посыл власти – политиков надо взращивать. Как они себя покажут – та же Оксана Бухольцева, Баир Цыренов и другие – так эти партии и будут развиваться.
И. Озеров
– Многие считают появление Алдара Дамдинова на одномандатном округе от «Единой России» вынужденным шагом после того, как с праймериз неожиданно ушёл Михаил Слипенчук.
Т. Никитина
– Было ли это случайностью – достали этого Дамдинова из дальнего кармана? Нет, я расцениваю появление Алдара Дамдинова, как вполне продуманное решение, может быть спонтанное, но проведённое через праймериз. До Дамдинова все депутаты Госдумы были людьми, достаточно далёкими от выражения общебурятских интересов, от выражения интересов всех элит, проживающих на территории Республики Бурятия.
И. Озеров
– А кроме элит у нас ещё кто-нибудь проживает?
Т. Никитина
– Проживает. Элита – это олицетворение народных низов. Алдар Дамдинов – это первый кандидат от «Единой России», которого можно назвать выдвиженцем от всех элит Республики Бурятия, он первый кандидат, который был избран через праймериз.
И. Озеров
– Учитывался ли фактор административного ресурса при выдвижении Дамдинова и насколько честно выдвигать кандидата, у которого все учителя в подчинении?
Т. Никитина
– Что такое административный ресурс? Мы все прекрасно понимаем, что заставить человека прийти на избирательный участок (невозможно).
И. Озеров
– Речь шла об учителях – членах избиркомов, и что на будущих выборах Дамдинов находится заведомо в выигрышной ситуации.
Т. Никитина
– У нас честная ситуация – если тебя поддерживают в большинстве районов, если за тобой идут люди – пожалуйста! «Единая Россия» сделала беспрецедентный шаг – она открыла двери для всех, и все, кто хотел – министры, чиновники, политики, общественники, даже безработные – пожалуйста, все могли прийти.
И. Озеров
– Руководители СМИ.

Т. Никитина: У нас честная ситуация – если тебя поддерживают в большинстве районов, если за тобой идут люди – пожалуйста! «Единая Россия» сделала беспрецедентный шаг – она открыла двери для всех, и все, кто хотел – министры, чиновники, политики, общественники, даже безработные – пожалуйста, все могли прийти

Т. Никитина
– Да, люди, обладающие немалыми ресурсами и немалым влиянием. «Единая Россия» призвала в свои ряды даже откровенных оппонентов, партия пошла на какие-то революционные изменения.
И. Озеров
– В программе «Особое мнение» принимала участие Татьяна Никитина, вёл программу Игорь Озеров, всего доброго, до свиданья!
Т. Никитина
– До свиданья!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!