blogtn.ru

БГУ может стать точкой опоры в продвижении России на Восток

Тихая Бурятия все больше становится центром притяжения глобальных экономических и политических процессов. На прошлой неделе в Улан-Удэ на базе БГУ состоялось открытие Института имени короля Сечжона, отделения по изучению корейского языка, третьего по счету отделения в России. Вектор и ориентиры развития страны изменились, и не замечать этого невозможно. Что могут принести республике долгожданные ветры перемен, что мы сами готовы предложить меняющемуся миру, об этом и многом другом наш разговор с ректором Бурятского государственного университета Степаном Калмыковым.

– Степан Владимирович, давайте начнем с итогов вступительной кампании, что хотелось бы отметить?

– Минувшая вступительная кампания порадовала таким большим конкурсом, какого у нас давно не было. По некоторым направлениям и специальностям конкурс достигал до 30 человек на место. Хотя порой говорить о конкурсе как таковом сложно, потому что каждый год министерство образования и науки России выделяет разное количество бюджетных мест. К примеру, на юридический факультет выделили в этом году минимальное количество бюджетных мест, и конкурс получился гораздо больше, чем в иные годы, когда выделяли 50 бюджетных мест. Та же ситуация по институту экономики и управления, где в этом году было 45 бюджетных мест, тогда как в прошлом году – 115. Тем не менее, если смотреть в целом, общее количество поданных в БГУ заявлений сегодня достигает свыше 10 тысяч, считая очную, заочную форму обучения, магистратуру, ординатуру. Понятно, что некоторые подали заявления по 2,3 направлениям, раньше было по 4,5. Но совершенно точно, что такого высокого конкурса у нас никогда не было.
Ситуация с гуманитарными науками, особенно с педагогическими специальностями, остается сложной, и здесь не все зависит от нас. Зарплата учителей, особенно молодых специалистов, небольшая, и ребята поступают сюда не очень охотно. Хотя в отношении направлений, связанных с начальной школой, дошкольным образованием, позитивный тренд есть. В связи с демографическим подъемом появилась востребованность таких специалистов, а это всегда гарантия трудоустроиться. Что касается точных наук, набор математиков, физиков и других направлений, с которыми еще вчера было все непросто, в этом году прошел вполне успешно.

– С чем вы это связываете?

– Прежде всего, с многолетней напряженной работой университета по усилению качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Сегодня уже можно говорить, что БГУ гарантирует высокое качество подготовки.Плюс усиление имиджа университета, связанного с активным развитием многих научных направлений. Например, в области физики по ряду направлений мы уже вышли на такой уровень, благодаря которому в этом году с предложением о сотрудничестве к нам обратились Институт ядерной физики СО РАН, Институт теоретической прикладной механики СО РАН и Институт физики полупроводников СО РАН. Эти три ведущих научных российских центра в данном направлении предложили нам создать единый консорциум для участия в конкурсе мегапроектов на 300 млн. рублей. Заявка на конкурс уже подана, не факт, что наш консорциум ее выиграет, поскольку в такого рода грантах принимают участие очень сильные игроки. Но факт остается фактом – наши научные результаты в области физики заинтересовали ведущие центры.

Какие это результаты? Работы в области нанотехнологий, над которыми наша группа ученых под руководством профессора Бардаханова работала несколько лет и выиграла грант на 15 млн. Семь лет назад, понимая, что за этим направлением будущее, университет поддержал эти разработки – выделили ставки, помещение, купили оборудование, оргтехнику, создали условия. И вот результат…
Другой пример. Месяц назад на базе БГУ прошел международный российско – китайский симпозиум по эконометрическому анализу. Цель – увидеть практические приложения математических методов и информационных технологий в экономике и образовании наших стран. Раньше на наши конференции приезжали небольшие делегации из 3,4, пусть 10 человек, и это считалось хорошо. В этот раз к нам приехали 36 специалистов из Китая, представлявших 14 учебных и научных учреждений, и каких! Фуданьский университет, входит в топ-100 лучших университетов мира, Шанхайский университет Дзяотун, 153 место согласно The Times QS World University Rankings. Два других Вуза входят в пятерку лучших университетов Китая.

И опять мы начали сотрудничать с китайскими учеными по этому направлению достаточно давно. В свое время мы тесно сотрудничали и продолжаем работать с ученым, ныне директором института проблем управления им. Трапезникова РАН, г. Москва академиком Станиславом Николаевичем Васильевым, который привлек сюда другого крупного ученого профессора Гурмана, чьи ученики работают в Китае. Как бы там ни было, но впервые в Бурятию прибыла такая большая группа математиков, эконометриков столь высокого уровня. Это означает, что крупные университеты, входящие в топ-100 считают возможным работать с БГУ на равных, уже достигнута договоренность о чтении лекций китайских профессоров в БГУ будущей весной. Все это говорит о том, что именно в БГУ формируется новый центр сотрудничества между нашими странами. За все эти годы в лице БГУ удалось сформировать научные направления, создать лаборатории и центры, воспитать кадры, которые на равных могут работать со многими ведущими организациями мира. Уже в этом году БГУ выиграл ряд крупных грантов. Если говорить в целом, то получены гранты на сумму больше 60 млн./год. Получен грант на доступ к мировой базе данных Web of Science и других зарубежных издательств.

– В этом деле сотрудничества и продвижения на восток без помощи гуманитариев математикам и физикам наверняка не обойтись. Востоковеды, переводчики, правоведы, кажется, уже заняли свою нишу и готовы обеспечить сотрудничество с любой страной Азиатско – Тихоокеанского региона.

– На самом деле, к примеру, в области подготовки монголоведов БГУ является безусловным лидером в России. Университет связывают давние и прочные связи с академическими и образовательными учреждениями Монголии. Недавно совместно с институтом социологии РАН мы подготовили проект по изучению социально – экономических перспектив Монголии в связи с разработкой конкретного угольного разреза.
Активно сотрудничающий с БГУ крупный российский монголовед профессор Александр Железняков в последнюю свою встречу с нашими молодыми учеными, аспирантами высказал такую несколько неожиданную для нас мысль, что центр монголоведения на сегодня находится в БГУ. Почему? В Москве есть центр востоковедения, но там нет притока молодых. В Улан-Баторе много молодых ученых, но все они заняты политикой или бизнесом. В БГУ же появился целый ряд ученых, которые серьезно занимаются проблематикой Монголии, и это нас качественно отличает от других. Например, Алексей Михалев, молодой доктор политических наук, хорошо владеющий английским, прилично освоивший монгольский язык. Владимир Родионов готовится защищать докторскую. Дамдин Бадараев также готовит докторскую диссертацию по социологии. Первый замдиректора Восточного института БГУ Иннокентий Актамов в совершенстве владеет монгольским, китайским, не говоря уже об английском. Хочется назвать Тимура Бадмацыренова и других. По мнению профессора Железнякова, в БГУ собирается такая группа, которая сегодня будет задавать тон в мировом монголоведении. Учитывая все эти факторы, мы перед Российской Академией Образования ставим вопрос об организации в Улан-Удэ Восточного отделения РАО, специализирующегося на изучении ряда аспектов, в том числе психолого – педагогических особенностей стран АТР.
Зачем это надо? Практика показывает, без знания особенностей другой культуры, менталитета ничего не добиться. Можно десятки раз встречаться, договариваться, подписывать соглашения, но они не буду работать, если не знать и не пониматьспецифику мышления и действия другой стороны.

– Бурятия движется на восток по всем направлениям. Официально было объявлено, что подготовка российской сборной по легкой атлетике к чемпионату мира в Пекине в 2015 году и летней олимпиаде в Токио в 2020 году будет проходить в Бурятии. Причем речь шла о строительстве на Байкале Центра олимпийской подготовки (ЦОП), проект которого в свое время готовил БГУ. Позднее эту информацию опровергли…

– Информация противоречивая, так как этот проект тянут на себя хабаровчане, иркутяне, Забайкальский край. На сегодня мы имеем заявление президента федерации по легкой атлетике России Валентина Балахничева о том, что наилучшими климатическими, экологическими условиями для подготовки спортсменов обладает Бурятия. Плюс Бурятия расположена в одном часовом поясе с азиатскими государствами, где будут проходить соревнования. Кроме того, только Бурятия обладает на сегодня проектом строительства ЦОП, который в свое время даже прошел государственную экспертизу. Более того, на этом проекте есть резолюция Владимира Путина.
Дело в том, что процессом создания ЦОП активно заинтересовалось республиканское правительство, продвигая идею появления ЦОП в Максимихе. Там, как вы помните, были построены огромные очистные сооружения, которые из-за невозможности их загрузить на полную мощь сегодня не работают. Мы же позиционируем Горячинск как курортное место, привлекательное как для туристов, так и для спортсменов. В конце концов, сегодня уже не столь важно, где будет построен ЦОП, главное, чтобы это было в Бурятии.

Одним словом, мы должны не упустить своего шанса, по возможности максимально встроиться в этот азиатский тренд. Надо создавать опорные точки по всем направлениям, осваивать и осуществлять трансфер новых современных технологий к нам в регион и в Россию, ставить перед собой высокие задачи стать полноценным провайдером России на Востоке.

– Спасибо за беседу!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!