Фото: Татьяна Никитина
На днях исполнится три года и две недели, как осужденный по тяжкой статье экс-замспикера Народного Хурала Баир Жамбалов отбывает наказание в местах лишения свободы. Политику, признанному виновным в смерти 17-летней девушки, Верховный суд Бурятии определил наказание в виде 6 лет и 1 месяца лишения свободы в колонии-поселении на территории Улан-Удэ.
По существующему законодательству при отсутствии нарушений (а их нет), самый статусный на сегодня сиделец Бурятии вправе ходатайствовать о смягчении вердикта. В данном случае речь идет о замене оставшейся части наказания принудительными работами при исправительном центре, именуемом также УФИЦ.
Полгода назад Баир Жамбалов уже обращался в Верховный суд Бурятии с таким ходатайством, однако получил отказ. Как разъяснили тогда в суде, отбытие определенной части срока наказания и выполнение требований нельзя признать исключительными обстоятельствами, которые возможно однозначно расценить как подтверждение того, что осужденный исправился.
Каким образом суд определяет, исправился осужденный или нет, вопрос риторический. С одной стороны, условия пребывания в колонии – поселении трудно назвать спартанскими. Приветливые сине – зеленые краски здешних стен больше напоминают пионерский лагерь, где наказуемые могут ходить в своей одежде, получать из дома передачи хоть каждый день и в целом чувствовать себя довольно расслабленно. Им разрешается даже отпуск на пару недель, чем также уже воспользовался Баир Жамбалов.
Как в любом воспитательном учреждении, в колонии – поселении осужденные работают, включая Баира Жамбалова. С самых первых своих дней здесь он был зачислен в одну из бригад МУП «Водоканал», которая зимой очищает водоколонки на улицах, а летом помогает слесарям в качестве разнорабочих. Хотя закон предписывает отдавать в пользу пострадавшей стороны не менее четверти заработанных денег, Баир Жамбалов сразу принял благородное решение отчислять 100% заработка, ничего не оставляя себе.
Прошлой зимой суд вынес вердикт о взыскании с преступившего закон компенсации морального вреда в пользу матери девушки в размере 800 тысяч рублей, поэтому заработок идет на эти цели. На сегодня новоявленному работнику Водоканала Баиру Жамбалову удалось возместить уже половину этой суммы. Кроме того, как неоднократно указывалось во всех судебных заседаниях, еще в ходе следствия экс-замспикера передал семье погибшей 2 724 000 рублей.
Однако определить одними деньгами меру исправления, конечно, не получится. Думается, только в силу возраста Баир Жамбалов не написал заявления о прохождении службы на СВО. Он готов послужить Родине там, где всегда есть место талантливому управленцу, а человек, который дважды, как Жамбалов, избирался главой сельского района, безусловно является таковым. Окунуться в гущу тех самых людей, во имя которых Баир Жамбалов и пошел когда-то во власть – не есть ли лучшая доля для истинного едроса, пусть даже в данный момент партия и отвернулась от своего лидера. Почему-то кажется, что годы тесного общения с разнорабочими улан-удэнского Водоканала будут для любого политика куда полезнее, чем пребывание в среде пораженного криминалом контингента. К чести Баира Владимировича, за все это время он не только не начал курить, но и убедил “коллег” по комнате (в колонии – поселении) оставить вредную привычку, в чем безусловно сказался бывший богатый опыт секретаря бурятского отделения партии «Единая Россия».
Не беремся прогнозировать, какое решение в очередной раз примет Верховный суд Бурятии, однако приходится признать, учитывая все вышеперечисленные положительные моменты, что перспектива нахождения Баира Жамбалова в колонии – поселении до конца установленного срока принесет пользу обществу куда больше, чем можно предположить.
Дотошные журналисты наконец оторвутся от звонкой темы строительства мега-колонии и досконально изучат особенности функционирования местной пенитенциарной системы, с которой все чаще приходится сталкиваться обитателям площади Советов. У Баира Жамбалова, может быть, впервые в жизни появится шанс доказать всем, что место настоящего едроса как раз там, где в нем нуждаются больше всего. Наконец далеко еще не все улан-удэнские водоколонки приведены в надлежащее состояние, и это сегодня должно быть для жителей города, коим является и Баир Жамбалов, важнее всего.