Фото Т. Никитиной
Одной из самых громких новостей прошлой недели стал уход из России мобильного приложения для приватных знакомств Tinder. Уровень неподдельной тревожности, с какой обсуждалось событие, показал, что в стране с этим действительно проблемы, а итоговый доклад правительства Бурятии на минувшей сессии подтвердил, что и в республике ситуация не намного лучше.
– В прошлом году продолжилось снижение уровня рождаемости населения, которое наблюдается с 2015 года. При этом в Бурятии показатели рождаемости выше, чем в среднем по Российской Федерации и ДФО, – сообщил глава республики Алексей Цыденов.
Свою лепту в канву обсуждений внес прибывший с большими гастролями в Бурятию Александринский театр. Не случайно на сцене Государственного русского драматического театра имени Н. Бестужева гости дважды показали спектакль «Женитьба» Николая Гоголя. Поделиться своими впечатлениями от спектакля мы попросили ветерана театрального дела Александра Турчанинова – Родина.
– Если присмотреться, то тема демографического состояния государства возникает во многих произведениях русских и зарубежных классиков, и это подтверждает, что проблема была актуальна в нашей стране и 100, и 200 лет назад. Ведь писатель берется за перо, наблюдая какие-то процессы, происходящие в обществе, исходя из исторических данных, сталкиваясь с судьбами людей. Мне кажется, ключевой в пьесе «Женитьба» есть тема семьи, продолжения рода, и это очень серьезный вопрос для каждого человека, вопрос со многими неизвестными в будущем.
О чем пьеса Гоголя? О том, что во времена, когда жил Николай Васильевич и за много веков до него, функционировал институт «свах», владевший всей необходимой информацией – о женихах, невестах, их семьях, предках, экономической составляющей, болезнях, склонностях, характерах и прочее. По большому счету это была уникальная база данных, с помощью которой свахе предстояло решить наитруднейший кроссворд – подобрать человеку пару, раз и навсегда сложить семью, и люди платили ей за это. Кочкарев, друг главного героя Подколесина, надумавшего жениться, тоже решил заняться этим делом, отодвинуть в сторону сваху, все сделать сам, но потерпел неудачу. Правда, сваха в спектакле в отличие от свахи в пьесе Гоголя была такой, что ее нетрудно было оттолкнуть.
Николай Васильевич смеется, но сколько же горек этот смех, устремленный в будущее, наше будущее. Разрушается институт свах, а по сути разрушаются традиции формирования семьи, и мы приходим к тому мечтательному возгласу Агафьи Тихоновны об «идеальном женихе», когда хорошо бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, а еще добавить развязности Балтазара Балтазарыча. То есть абсурд в чистом виде. Причем этот абсурд со временем перемещается и в нашу жизнь.
К примеру, для меня так и осталось непонятным, зачем режиссер поставил всех героев спектакля на коньки. Соглашусь, выглядит оригинально, но с какой целью? Лишний раз посмеяться над ними? Но если над героями на коньках и можно посмеяться, то наблюдать за Балтазаром Балтазаровичем совсем не смешно. Зачем режиссер посадил этого героя, моряка (!) на инвалидную тележку? Ту самую тележку, на которой после Великой Отечественной войны ездили в нашей стране вернувшиеся с войны калеками. В руках у них были заостренные металлические прутья, которыми они каждый раз отталкивались от тротуаров, издавая при этом характерный скрежет, а при необходимости и защищались от неприятностей. Этот звук до сих пор у меня в ушах. Может быть, в отличие от меня большинство нынешних зрителей никогда не видели тех фронтовиков, но параллели настолько очевидны, что возникает вопрос, а на что вообще намекали авторы спектакля, да еще в нынешней ситуации?
Еще более меня расстроило, что зрители, пришедшие в зал, вовсю смеялись над немощностью Балтазара Балтазаровича. Либо наш театр окончательно превратился в место для развлечений, либо люди перестали думать.
Не берусь за всеобщий анализ всего спектакля, но возникло ощущение, что режиссер за какими-то внешними фишками, такими как коньки, не увидел самого Гоголя. Не прозвучала ключевая мысль об ответственности человека за свой будущее, тем более если тебя призывает к этому природа, вера, судьба, отечество – все вместе. Если к этому относиться легкомысленно, будущее разрушается. И уж совсем непонятна фраза, пришлепнутая к тексту Гоголя и вложенная в уста персонажа по фамилии Яичница: куда смотрит правительство?