Главная кадровая интрига этого года, определяющая судьбу если не всей Бурятии, то многих живущих здесь людей, близка к развязке. 11 сентября Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) должна рассмотреть кандидатуры всех претендентов на пост председателя Верховного суда Бурятии и выбрать одну.
Вердикт будет вынесен не только на основе тщательного изучения досье каждого. Все три кандидатуры должны воочию предстать перед высоким ареопагом и, положа руку на сердце, ответить на любые вопросы, которых, судя по имеющимся даже у нашей редакции материалам, наверняка возникнет немало. Однако какие бы вопросы ни возникли у членов коллегии, решающее слово останется за председателем Верховного суда России Вячеславом Лебедевым, которому с новым коллегой предстоит работать. Выбранный 11 сентября открытым голосованием кандидат далее будет рассмотрен на заседании кадровой комиссии при президенте России и только после этого указ о его назначении на 6-летний срок может быть подписан президентом России. Когда бы ни появился на свет этот документ — через месяц, два или в конце года, — одно известно совершенно точно и вряд ли подлежит изменению — новый председатель Верховного суда Бурятии будет из местных.
Пост председателя Верховного суда Бурятии популярностью в стране не пользуется
27 октября 2009 года указом президента России председателем Иркутского областного суда был назначен Николай Дубовик, который до недавнего времени возглавлял небольшой суд в Томской области. К тому времени в иркутских судах назрела сложная ситуация, которую Москва решила элементарно — прислала варяга. Иркутское юридическое сообщество разошлось во мнении, насколько удачным был этот выбор, но констатировало одну немаловажную вещь — скандалы в иркутских судах прекратились.
Несмотря на все чаяния, сделать то же самое в отношении Бурятии, увы, не получилось. Возможно, в Москве иссяк кадровый запас, а возможно, никого из этого «запаса» просто не удалось уговорить на работу в Бурятию. Были надежды, что наш Верховный суд возглавит судья судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда, председатель квалификационной коллегии судей Иркутской области Вячеслав Поправко. Однако уже на 6 марта 2012 года, срок окончания приема документов на должность зампредседателя Нижегородского областного суда, Вячеслав Поправко стал единственным кандидатом, заявившим о желании участвовать в этом конкурсе, и был избран. Говорят, местная элита предприняла попытки уговорить выдвинуться на пост председателя Верховного суда Бурятии действующего председателя четвертого арбитражного апелляционного суда Олега Виляка, но опять неудачно. Это предположение так категорично было опровергнуто в СМИ самим Виляком, что стало понятно — пост председателя Верховного суда Бурятии популярностью явно не пользуется. Таким образом, выбирать ВККС придется среди трех кандидатур местного розлива, среди которых судья в отставке Людмила Ибрагимова, первый зампредседателя Верховного суда Бурятии Геннадий Осокин и и.о. председателя того же суда Альбина Кириллова.
По большому счету, на кого укажет перст судьбы 11 сентября 2012 года в сложившейся ситуации уже неважно. Появление среди претендентов на столь высокий пост председателя государственно-правового комитета администрации президента и правительства Бурятии Людмилы Ибрагимовой вызвало у местной элиты искреннее удивление. Конечно, любой судья может подать свою кандидатуру на такой конкурс, но не иначе как заручившись поддержкой своего руководителя, коим является президент Бурятии. Возможно, Вячеслав Наговицын решил доказать всем, что он, как в свое время Потапов, может влиять на фигуры такого уровня, а возможно, просто была попытка спасти конкурс, избежав назначение единственно возможного кандидата, как в Нижнем Новгороде. Несмотря на упорные слухи, что по ходу конкурса президент Бурятии изменил свое мнение (говорят, начал поддерживать Альбину Кириллову), тем не менее Людмила Ибрагимова остается в числе претендентов, а значит, имеет шансы на успех.
Кто уйдет из Верховного суда вслед за Хориноевым
Очевидно, что основная «борьба» за голоса членов ВККС разгорится между нынешним и.о. председателя Верховного суда Альбиной Кирилловой и первым замом председателя того же суда Геннадием Осокиным. Их образно можно назвать «птенцами гнезда Хориноева», выросшими в кресле председателя Кабанского районного суда и долгие годы пестуемыми под бдительным оком Анатолия Орхоковича. При наверняка хороших юридических данных и организаторских способностях «птенцы» однако не пожелали решить проблему миром, который в сложившейся ситуации всем бы очень пригодился. Через три месяца после отмены приговора Петровск-Забайкальского городского суда в Бурятию на новое расследование вернулось скандальное уголовное дело о похищенных из кассы Верховного суда Бурятии 12,5 млн. рублей. Новый поворот истории обещает выход на сцену новых персонажей. Как выяснилось, в обвинении, которое уже предъявлялось похитителям бюджетных денег, есть платежные ведомости с завышенными итоговыми выплатами, которые подписывал не Хориноев, а его первый зам. В период с 2001 по 2005 годы Геннадий Осокин подписал почти каждую третью (!) такую платежную ведомость на общую сумму 3 млн. рублей, факт чего подтвержден заключениями ряда судебных почерковедческих и бухгалтерских экспертиз.
Возможно, Геннадию Осокину придется ответить членам ВККС и на вопрос, почему в ходе следствия и обнаружения данных фактов он, получив повестку, не явился на допрос, о чем свидетельствует справка в материалах уголовного дела. Между прочим, Анатолий Орхокович ездить давать показания в Петровск-Забайкальском суде не считал для себя зазорным. Если председатель уголовной коллегии Верховного суда Бурятии Геннадий Осокин, наверняка не раз судивший за подобные нарушения других, для себя почему-то сделал такое исключение, то что позволит он себе, оказавшись в кресле председателя Верховного суда Бурятии? Наконец, кто даст гарантии, что избранный председателем Осокин завтра не станет фигурантом громкого уголовного дела, и конкурс на место председателя Верховного суда Бурятии придется проводить вновь?
Кого бы 11 сентября ни избрала ВККС, наверняка одному из двух вышеупомянутых персон рано или поздно потребуется другое место работы. Двадцать лет назад после победы Анатолия Хориноева его ближайшему конкуренту в предвыборной борьбе Николаю Мархаеву также пришлось уйти из действующих судей. Кто бы сегодня ни стал новым председателем, главное уже не изменить никому — ККС, во главе которой впервые избран судья арбитражного суда Бурятии, фактически ушла из-под влияния Верховного суда Бурятии, понемногу обретая независимость. Дальше будет больше.