blogtn.ru

Верховный суд Бурятии вернул женщине единственное жилье, проданное с торгов

Фото Т. Никитиной. Видеообращение Ларисы Цыбиковой к общественности можно посмотреть здесь

Жительница Улан-Удэ Лариса Цыбикова утверждает, что о продаже своего единственного жилья по Куйбышева, 9 узнала практически случайно (публикация “Странная история Ларисы Цыбиковой“). У женщины образовались долги перед разными банками. Какие-то из них она гасила, какие-то ввиду разных обстоятельств нет, однако она и предположить не могла, что накопившаяся сумма в 400 тысяч рублей будет стоить ей целой квартиры.

Когда в один прекрасный день к ней домой пришла дама и, размахивая на пороге документами, потребовала освободить жилье, Лариса Аюровна не могла поверить в происходящее. Ей сообщили, что все ее долги собрали в одно исполнительное производство на 400 тысяч рублей. Почему –то ровно на эту же сумму оценили ее единственную квартиру, которую с успехом продали на торгах.

В марте этого года Советский районный суд г. Улан-Удэ оставил жалобу женщины без удовлетворения, не приняв во внимание ни то обстоятельство, что жилье у Цыбиковой было единственным, ни тот факт, что в квартире на момент продажи было зарегистрировано трое несовершеннолетних детей. 28 июня Верховный суд Республики Бурятия отменил это решение, признал торги по продаже арестованного имущества недействительными и вернул Ларисе Цыбиковой квартиру на Куйбышева,9.

Квартира за долги

 Куйбышева, 9 – бывший купеческий одноэтажный дом, относящийся к исторической застройке Верхнеудинска конца IX — начала XX вв., а потому с 1996 году состоящий на государственной охране. Являющийся типичным образцом каменной жилой застройки с метровыми стенами, дом разделен на четыре квартиры, каждая из которых имеет сегодня собственный вход. Квартиры неблагоустроенные, туалет, гараж и небольшой огородик расположены рядом. Под каждой квартирой находится подсобное помещение, где также есть два небольших окна, печка и все необходимое для жизни. Говорят, сто лет назад здесь жила прислуга.

Как гласят материалы дела, по состоянию на 25 февраля 2021 года специалист ООО «Аксерли» оценил в рамках исполнительного производства квартиру Куйбышева, 9 в 462 931 рубль. 26 января 2022 года на электронных торгах квартира на Куйбышева, 9 была продана по цене 405 296 рублей.

– По официальным документам наша квартира имеет площадь в 19,2 кв.м, но за те годы, что мы здесь живем, сделали пристрой, практически в такие же размеры. Но даже без пристроя, сумма в 400 тысяч для центра города, для грядущего плана оснащения исторического квартала столицы Бурятии инженерными сетями выглядит смешной. Я не была ознакомлена с отчетом оценщика, ничего не знала о том, что мою квартиру оценили в такую смешную сумму. На торгах квартира и вовсе была продана за 405 тысяч рублей. Узнав о продаже, я заказала экспертное заключение ООО «Оценка Инфо», которое определило рыночную стоимость этой же самой квартиры почти в 1,8 млн. рублей. Каким критериями руководствовался эксперт ООО «Аксерли», который произвел оценки в мое отсутствие, почему судебный пристав не усомнился в такой небольшой сумме, почему сумма оценки квартиры удивительным образом оказалась равна моим долгам, мне лично объяснить так никто и не смог, – рассказала Лариса Цыбикова.

Отменить торги

Когда-то Лариса Цыбикова приобрела на материнский капитал в пос. Иволгинске небольшой домик. Они мечтали с мужем развести там хозяйство, но муж заболел и умер, и мечты так и остались мечтами.

Запросив документы и посчитав, что должница является обладательницей сразу двух квартир, судебный пристав приняла решение продать одну из них и переселить семью в другую (и почему-то в Иволгинском районе, а не наоборот). Верховный суд Бурятии пришел к мнению, что ни судебный пристав на момент ареста квартиры на Куйбышева, 9, ни суд первой инстанции не убедились, а существует ли у должницы на самом деле второе жилье.

— Дело в том, что данного дома в Иволгинске давно нет, о чем я предоставила справку. О том, что земельный участок стоит пустой, убедилась даже покупательница, которая специально съездила для этого в Иволгинск. Квартира на Куйбышева, 9, есть наше единственное жилье, где зарегистрирован мой несовершеннолетний сын и две внучки, у которых также нет другого жилья. Как правильно отметил Верховный суд, в отношении единственного жилого помещения законодательство устанавливает абсолютный иммунитет без каких-либо ссылок на количественные и качественные характеристики жилья, – рассказала Лариса Цыбикова.

Когда женщина узнала о своей беде, она обошла все инстанции. Выяснилось, к примеру, что помимо электронной торговой площадки, официального бюллетеня «Государственное имущество», сайта Управления МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республики Бурятия информация о торгах также должна быть опубликована на сайте Службы судебных приставов, чего сделано почему-то не было. Между тем судебная практика свидетельствует, что именно по данному основанию суды других регионов отменяли результаты торгов. Закон также говорит, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года.

– В ходе поступившего обращения мною было изучено решение Советского районного суда г. Улан-Удэ, где не была дана оценка о размещении (либо не размещении) информации о торгах на сайте Управления ФССП по Республике Бурятия, а это очень существенный момент. К примеру, в Определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2022 года по делу «88-10959/2022 «извещение о проведении публичных торгов должно быть размещено на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство». Суд указал, что «целью реализации имущества должника с публичных торгов является получение максимальной суммы за реализуемое имущество для погашения задолженности должника, в связи с чем все процедуры по проведению торгов направлены на ее достижение. Суд пришел к выводу, что выявленные в ходе процесса обстоятельства являются основанием для признания торгов недействительными, так как «свидетельствуют о существенном нарушении формирования стоимости реализуемого с публичных торгов имущества и ущемляет права и законные интересы истца», – прокомментировала Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия Наталья Ганькина.

Иными словами, судебный пристав должна была сделать все, чтобы реализовать имущество должника по максимальной цене, а в случае с Ларисой Цыбиковой почему-то получилось все наоборот.

– Обращает на себя внимание и такой факт. О продаже квартиры я узнала через полгода, когда покупательница пришла ко мне домой с требованием освободить жилье. То есть человек купил квартиру с обременением, зная, что там зарегистрированы несовершеннолетние дети, но ни разу в ней не побывала. Судья Верховного суда даже задала вопрос покупательнице: «Получается, вы купили кота в мешке?» Даже купив квартиру на торгах, она появилась здесь только через полгода, словно чего-то выжидая, – рассказала Лариса Цыбикова.

 Что дальше

 – Когда меня лишали жилья, я не присутствовала ни на одном судебном заседании, соответственно, были пропущены сроки. Честно говоря, мало кто вообще верил в счастливый исход. Даже самые опытные юристы говорили, что бесполезно бороться с системой, у меня ничего не получится. Не пожелаю никому пережить то, что пережила я. Когда человека выгоняют на улицу, он теряет почву под ногами. Хочу сказать спасибо всем, кто все эти месяцы мне помогал, сочувствовал, переживал. Родственники собрали нужную сумму, и я готова вернуть покупательнице ее деньги. Спасибо уполномоченному по правам ребенка Наталье Ганькиной за юридическую консультацию и подробные разъяснения, которые очень помогли. Спасибо газете “Новая Бурятия”, которая сыграла во всей этой истории решающую роль. Никто в жизни ни от чего не застрахован, с нами может случиться все что угодно. Но если у нас есть суды, которые могут во всем разобраться и вынести справедливое решение, значит не все еще потеряно. Мы можем верить в наше государство, способное защитить права своих граждан, у нас есть будущее. Справедливость на свете существует, но за нее надо бороться, нельзя опускать руки. Пусть мой урок послужит для других хорошим примером, – считает Лариса Цыбикова.

По ее словам, покупательница не могла не понимать, что приобретает, по сути, старинный купеческий дом в центре города за такую сумму, которая даже неспециалисту покажется подозрительной. Когда на суде ей предложили обсудить условия мирового соглашения, дама отказалась, заявив, что считает себя добросовестным покупателем и вообще ей нужна квартира в центре города. В связи с решением суда Лариса Цыбикова вернет ей 400 тысяч, однако вопрос о моральных страданиях обеих сторон актуален как никогда. Не факт, что завтра на месте Ларисы Цыбиковой окажется другая семья, у которой не будет возможности ходить по инстанциям и трубить во все колокола, что с ними обошлись несправедливо.

 

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!