blogtn.ru

Впервые в Бурятии удалось доказать, что аукцион по продаже леса провели с признаками недобросовестной конкуренции (14.12.2021)

Фото Т. Никитиной

Как известно Владимир Путин взял под личный контроль борьбу с лесной коррупцией, а сохранение лесов отныне возведено в ранг национальной задачи. Есть свои подвижки и в Бурятии, где лесами занято 83% территории. В своем интервью, опубликованном в позапрошлом номере нашей газеты, министр природных ресурсов и экологии Сергей Матвеев заявил, к примеру, о желании изменить существовавшую порочную практику и видеть здесь честные аукционы по продаже леса.

– Было так. Бизнес, желающий работать в лесу, приходит, дарит лесхозу документацию на участок, те разыгрывают тендер. Сейчас, когда аукционы перешли в электронный вид, туда заходит кто хочет и люди порой теряют деньги. Что мы делаем сегодня? Выделяем деньги, отводим лесхозам лесосеки, которые они должны подготовить, а это и рабочие места. Мы хотим принять соответствующий закон, чтобы бизнес заходил на честные аукционы, деньги поступали в бюджет, – поделился планами Сергей Матвеев.

Свой вклад в борьбу за честные аукционы вносят и суды. Совсем недавно в арбитраже кассационной инстанции состоялось очередное рассмотрение одного такого дела, где удалось доказать, казалось, недоказуемое. Суд пришел к выводу, что аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Хоринском районе проведен с использованием крайне агрессивной стратегии поведения ряда участников под названием «таран». Поскольку был выявлен сговор этих самых участников и прочие признаки недобросовестной конкуренции, суд постановил отменить результаты аукциона, а несостоявшемуся победителю выплатить упущенную выгоду. Прецедент состоялся.

5 % Вместо 1000%

Все произошло два года назад, когда организатор подобных аукционов в лице Республиканского агентства лесного хозяйства объявил о приеме документов на продажу лесных насаждений в Верхне-Талецком лесничестве Хоринского района Бурятии. Желающие подали документы, где на торги выставили четыре лота. По условию, для каждого была определена своя цена с шагом в 5%. Победить должен был тот, кто предложил бы наибольшую цену, однако в дело вмешался «таран».

– Первый лот был с начальной ценой в 270 тыс. рублей. Я сделал шаг и предложил 284 тысячи, то есть больше на 5%. Второй шаг сделал следующий участник аукциона ООО «Селенгинский фанерный завод». Он предложил 297 тысяч, то есть на 5% больше моей цены. А следом в аукцион вступило ООО «ПромТрейд» и назвало цену лота в 10 раз большую начальной цены, или на 1000%, то есть сразу 2,7 млн рублей! Конечно, я посчитал, что далее участвовать в аукционе не имеет смысла, таких денег у меня не было, да и этот лес столько не стоил, – рассказал индивидуальный предприниматель Евгений Кузнецов.

Абсолютно то же самое произошло с ним и на трех других лотах, куда подали заявки те же самые участники. Сразу за предложением Кузнецова в борьбу вступало ООО «Селенгинский фанерный завод», а далее, словно сговорившись, право на покупку леса заявляло ООО «ПромТрейд», предлагая цену в 10 раз большую предыдущей. Не было бы вопросов, если бы участник-миллионер, признанный победителем, действительно заплатил эти деньги в бюджет! Но ему была уготована только участь «тарана», чтобы сразу после так называемой победы под разными предлогами от нее отказаться. Согласно условиям аукциона, в случае отказа победителя от заключения договоров купли-продажи лесных насаждений это право переходит участнику, сделавшему предпоследнее предложение.

Таким образом, в аукционе, состоявшемся 19 ноября 2019 года, победителем по всем четырем лотам было признано ООО «Селенгинский фанерный завод», который и срубил в итоге лес на четырех участках Верхне-Талецкого лесничества Хоринского района. Как установил суд, общая сумма выручки победителя составила почти 26 млн рублей.

Уверенный, что его оппоненты сговорились и действовали против него намеренно, Евгений Кузнецов решил бороться и применить свой «таран». Напрасно друзья и знакомые убеждали, что «таран» доказать невозможно и лучше поберечь силы, что прецедентов судебных решений в Бурятии не было, а против лома нет приема… Евгений Иннокентьевич верил в успех и победил.

Где страдает бюджет

Вот что значится в решении Арбитражного суда Республики Бурятия, признавшего прошедший 19 ноября 2019 года аукцион недействительным:  «Таран» – крайне агрессивная стратегия поведения участников торгов, в ходе которой сначала одна компания делает минимальную ставку на повышение (понижение), а затем другая стремительно поднимает (снижает) цену, используя максимальный шаг, то есть совершается резкий значительный скачок цены контракта. При этом повышением (снижением) занимается тот участник, заявка которого не соответствует требованиям аукционной документации закупки и/или требованиям, установленным законодательством. Цель данной схемы – заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким повышением (снижением) цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по минимально возможной цене».

«Подача неконкурентного предложения цены участником ООО «ПромТрейд» привела к утрате заказчиком возможности реализовать предмет лотов по максимально выгодной для заказчика цене, так как указанные лоты были приобретены ответчиком ООО «Селенгинский фанерный завод» с повышением цены всего на 1 шаг, то есть на 5%», – сделал выводы суд. Иными словами, не устрой конкуренты «таран», бюджет получил бы в разы больше денег за проданный лес. Но как доказать, что участники ООО «Селенгинский фанерный завод» и ООО «ПромТрейд» в сговоре?

Сговор доказан

Сам Евгений Кузнецов считает, что здесь на его стороне сыграла удача. Вместе с адвокатом Евгенией Меньшиковой ему удалось установить, что в заявках на участие в аукционе обоих оппонентов был указан один и тот же адрес электронной почты, необходимый для уведомления участников аукциона, а документы в Республиканское агентство лесного хозяйство принесли практически одновременно.

Суд установил факт того, что они пользовались одним почтовым ящиком и этот ящик не является общедоступным, а значит, принадлежит одному лицу. Напрасно и ООО «Селенгинский фанерный завод», и ООО «ПромТрейд» оправдывались тем, что ситуация с одинаковыми почтовыми ящиками произошла случайно, так как бухгалтер на аутсорсинге, а потому отправляла со своей почты и другие документы.

Напрасно Республиканское агентство лесного хозяйства возражало против иска Кузнецова, мотивируя тем, что не усматривает между ООО «Селенгинский фанерный завод» и ООО «ПромТрейд» какой-либо договоренности. В суд были представлены материалы проверки УФАС, где признаков нарушения антимонопольного законодательства на данном аукционе установлено не было. ООО «ПромТрейд» вообще объяснило все произошедшее ошибкой агента. Якобы руководитель поручил агенту сделать предложение о цене за лот до 10 шагов, однако вместо этого агент почему-то в 10 раз увеличил начальную стоимость.

Нетрудно догадаться, что произошло дальше согласно сценарию классического «тарана» (помните, повышением (снижением) занимается тот участник, заявка которого не соответствует требованиям аукционной документации закупки и/или требованиям, установленным законодательством). Узнав о результатах аукциона, ООО «ПромТрейд» отказалось от исполнения агентского договора и даже обратилось с жалобой в УФАС, чтобы якобы признать торги недействительными, однако получило отказ.

Все по закону

Какие бы уловки ни пытались использовать недобросовестные участники аукциона, суд остался непреклонен. «Учитывая характер поведения на торгах ООО «Селенгинский фанерный завод» и ООО «ПромТрейд», тот факт, что подача документов на торги осуществлялась с одного адреса, следует полагать, что данные лица были осведомлены о намерении каждого другого участника действовать определенным образом и при этом намеревались действовать сообразно с известными им предполагаемыми действиями другого участника», – сделал вывод суд.

Все три инстанции пришли к выводу, что прошедший 19 ноября 2019 года аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Хоринском районе по всем четырем лотам состоялся с признаками недобросовестной конкуренции, а потому должен быть отменен.

Индивидуальный предприниматель Евгений Кузнецов, в отношении которого была искусственно создана ситуация, признан пострадавшим. Решением суда с ООО «Селенгинский фанерный завод» в пользу Евгения Кузнецова взыскана упущенная выгода в размере более 1,7 млн рублей, а также расходы на оплату услуг представителя.

– Знаю, что для многих предпринимателей принятое судебное решение есть не просто сенсация, а поворотный момент в борьбе с недобросовестными участниками аукционов, от которых страдает бюджет, страдают те, кто намерен работать в лесах Бурятии в соответствии с законом, – считает Евгений Кузнецов.

Справка:

«Таран» – крайне агрессивная стратегия поведения участников торгов, в ходе которой сначала одна компания делает минимальную ставку на повышение (понижение), а затем другая стремительно поднимает (снижает) цену, используя максимальный шаг, то есть совершается резкий значительный скачок цены контракта. Цель данной схемы состоит в том, чтобы заставить добросовестных участников аукциона, введенных в заблуждение резким повышением (снижением) цены, отказаться от конкурентной борьбы и дать возможность одному из участников сговора заключить контракт по минимально возможной цене».

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!