blogtn.ru

В Иволгинском районе планируется открыть первый в Бурятии хоспис

Они живут практически на каждой улице, их становится все больше, но о них стараются не говорить даже в собственной семье. Больные раком, циррозом печени и другими заболеваниями могут сгореть за считанные недели, а могут испытывать сильнейшие страдания годами. Их нельзя вылечить, нельзя надолго поместить в клинику, где им обеспечат право на достойный уход из жизни, а можно только помогать.

Пусть сегодня возможности государственной поддержки таких больных, по сравнению с тем, какие хосписы показывают в американских фильмах, весьма и весьма скромные, но сделанное за эти годы действительно впечатляет. Пересмотрены законы, подготовлены специалисты, закуплено оборудование, выделены средства. Если в течение 25 лет при Городской поликлинике № 2 на БКМ,12 работал только один Городской центр противоболевой терапии, откуда во все уголки Улан-Удэ выезжали бригады, то год назад на базе центра (вход со стороны Травмпункта № 2) было образовано целое отделение амбулаторной паллиативной медицинской помощи для взрослых. Два месяца назад на Ключевской, 57 создано отделение амбулаторной паллиативной помощи детям.

Собравшиеся на прошедшей неделе в Улан-Удэ участники Межрегиональной конференции «Развитие паллиативной медицинской помощи» обсудили наиболее актуальные вопросы такой работы и поделились опытом. На следующий день состоялся марафон по сбору средств на открытие первого в Бурятии хосписа.

Хоспис частным не бывает

Движение за развитие паллиативной помощи, характеризующее любое цивилизованное государство, обозначилось к началу 90-ых, когда в Санкт-Петербурге был открыт первый в России хоспис, а на базе Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена организован Российский научно-методический центр лечения хронических болевых синдромов у онкологических больных. В 2014 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию о паллиативной помощи, что способствовало развитию вопроса и в нашей стране. Произошли существенные изменения и в оказании стационарной паллиативной медицинской помощи Бурятии. С 51 до 91 возросло в республике количество стационарных паллиативных коек. На 23% увеличились объемы оказания помощи выездными патронажными службами и кабинетами паллиативной помощи, разработаны новые механизмы совершенствования медицинской помощи тяжелобольным на дому.

В 2015-м правительство Бурятии выделило под будущий хоспис здание в селе Ганзурино Иволгинского района, на ремонт которого уже начат сбор средств. Участником Межрегиональной конференции стал главный внештатный специалист по паллиативной медицинской помощи Иркутской области, он же руководитель единственного в Иркутске хосписа Александр Бессонов, которого мы попросили рассказать, что это собственно такое.

– Сейчас многие путают паллиативную помощь и хоспис, хотя это немного разные вещи, – внес ясность в тему Александр Бессонов. – Наш хоспис работает 15 лет и работает он при Городской больнице № 7 г. Иркутска, где действуют 90 коек, выездная бригада, оказывающая помощь всему городу и которая, что немаловажно, консультирует участковых, у которых есть паллиативные больные. С мая 2015 года в паллиативную помощь включены отделения сестринского ухода, то есть там также оказывают помощь такого рода. По новому положению, у нас нет и не может быть частных хосписов. Судите сами, работает у нас в пределах 129 человек, которым только на зарплату необходимо 45 млн. рублей в год. Если говорить о благотворительности в нашем хосписе, то это примерно 3% в год от общих затрат. Далеко не всегда это деньги. У кого-то осталась функциональная кровать, и ее отдают нам, кто-то приносит памперсы, которые купили для своего больного, но по каким-то причинам не использовали. Мы ни от чего не отказываемся, денег всегда не хватает. Меценатов на сегодня у нас нет, даже после того, как в самих семьях потенциальных меценатов появляются такие больные. Как-то мать одного такого человека положили в наш хоспис, и ему сказали, что для нее требуется минимум по 3-4 памперса в сутки. Единственное, что ответил тогда сын: почему так много, а одного не достаточно будет?

Что такое умирающий больной, страдающий неизлечимым заболеванием? Он может умереть через сутки, а может протянуть в таком состоянии годы. В нашем хосписе больные лежат в среднем 30 дней, а дальше возвращаются в семью. Очередь в нашу больницу в среднем 2 недели. Есть и такое, что семья не желает принимать паллиативного больного. Есть и негативное отношение к хосписам и такое мнение, что человека забирают в хоспис чуть не насильно. Но общая картина такова, что сам больной не желает лежать в хосписе именно как в месте, где люди умирают. Относиться к данному понятию надо осторожно, но несомненно, что за последние 3 года в отношении развития в стране паллиативной помощи сделано в 3 раза больше, чем за все предыдущие годы. Примером может служить ваш город, где внедрен уникальный метод работы выездных
бригад, позволяющий быстро и качественно оказывать паллиативную помощь
пациентам.

Что сделано в Бурятии

– В нашем отделении амбулаторной паллиативной медицинской помощи для взрослых, созданном год назад, работают 2 круглосуточные бригады, – рассказывает заведующая отделением Александра Иванова. – Они выезжают к пациентам в основном со злокачественными новообразованиями, имеющим существенные ограничения физических и психических возможностей и нуждающимся в постоянном обезболивании. Также паллиативная помощь требуется больным с тяжелыми необратимыми последствиями травм, с дегенеративными заболеваниями нервной системы и другим. За 2014 год обезболивающую терапию у нас получили 611 человек, за 2015-й – 766. Работает кабинет кризисных состояний и психологической разгрузки, кабинет массажа, кабинет паллиативной помощи, куда могут прийти родные больного, чтобы получить консультацию и поддержку. Иногда бывает, что пациент спокойно переносит свое состояние, а родные очень сильно нервничают, поскольку нарушается привычный ритм их жизни, атмосфера в семье, появляются страхи. Поэтому достигнута договоренность о совместной работе с представителями духовенства, и при желании родственники и пациенты всегда могут в нашем отделении в заранее оговоренные часы встретиться с ламой или батюшкой. Уже год работает у нас кабинет для колостомированных пациентов, где больному помогают индивидуально подобрать средства ухода за стомой, дают рекомендации по диете, психологической и социальной адаптации. Цель работы отделения – не просто облегчить страдания, а обеспечить больному и тем, кто его окружает в этот сложный период, достойное качество жизни. Если добавить сюда мультидисциплинарную бригаду, работающего на нашей же базе социального работника, волонтеров, то получается достаточно большая команда, которой по плечу многое.

Низкий поклон всем, кто помогает

Предварительные итоги многолетней работы по оказанию паллиативной помощи в республике подвел министр здравоохранения Бурятии Валерий Кожевников, напомнив, что где бы ни находился пациент, вне зависимости от места его регистрации ему должна быть оказана помощь в соответствии с принципами Всемирной организации здравоохранения. Во многом изменилось законодательство, сделавшее работу врачей более эффективной. Вопросы паллиативной помощи включены в программу подготовки медицинских работников, приняты регламентирующие документы по оказанию такой помощи взрослым и детям.

– Паллиативную помощь можно отнести к высокобюджетным расходам, и мы сделали все возможное, чтобы не просто увеличить количество коек, а расширить спектр оказания такой помощи в республике, – сказал министр здравоохранения Бурятии Валерий Кожевников. – Мы пригласили для участия в Межрегиональной конференции ведущих специалистов в этой сфере, работающих сегодня в Иркутске, Татарстане, Москве. Мы провели благотворительный марафон по сбору средств на ремонт выделенного под хоспис здания, и сегодня я хочу низко поклониться всем, кто принял участие в этом мероприятии. В первую очередь это Республиканская общественная организация реабилитационной помощи онкобольным «Я живу» и её руководитель Октябрина Бадашкеева, главы министерств, ведомств, работники медицинских организаций, которые в первую очередь сталкиваются с болью других и, может быть, лучше всего понимают важность задуманного. Благодарю спонсоров и просто неравнодушных людей, готовых в трудную минуту подставить плечо и прийти на помощь просто потому, что так поступают люди.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!