blogtn.ru

Вопрос о Конституционном суде Бурятии должен быть решен до конца этого года (16.03.2016)

Вот уже два года республика живет без Конституционного суда (КС), хотя его вывеска все еще висит на прежнем месте, а мнения о том, нужен или не нужен республике такой суд, продолжают с завидной регулярностью наполнять информационное пространство. Все дебаты в основном свелись к вопросам, какой вклад внес КС в жизнь республики за 20 лет своего существования и не дорого ли обошлось такое правосудие и без того скудному республиканскому бюджету, если за один только 2013 год на КС было потрачено более 13,7 млн. рублей. Мы попросили сведущих в этом деле юристов и депутатов высказаться по существу. Высказывания оказались таковы, что ответ на вопрос, нужен ли сегодня Бурятии КС, пусть каждый даст себе сам.

Когда суд против главы республики

Олег Хышиктуев, первый председатель Конституционного суда Бурятии (1995 – 1998 гг.)

– Закон «О конституционном суде Республики Бурятия» был принят на третьем заседании второй сессии Народного Хурала первого созыва, где его представил депутат Валерий Яковлев. Почти все были «за». Хотя основным ключевым вопросом, тормозившим принятие законопроекта, был вопрос о финансах, к концу обсуждений пришли к мнению, что «самое дорогое управление – это дешевое». Депутат Николай Белоколодов тогда высказал мнение, что никаких двояких подходов тут быть не может, потому что во всем цивилизованном мире всегда существует арбитр между ветвями власти, который защищает права человека, то, что положено по Конституции. Он сказал: «Я думаю, что надо согласиться с созданием этой структуры и не думаю, что это сильно отяготит наш бюджет. А если мы будем работать над экономикой и развитием доходной части бюджета, то и проблемы такой не будет».

Интенсивность деятельности КС Бурятии была сопоставима с деятельностью других КС субъектов России. Судом Бурятии с 1995 года по 2012 годы было рассмотрено 128 дел, по которым принято 46 постановлений, 2 заключения, 80 определений, из них 9 определений по прекращению дел в связи с отменой или внесением изменений в нормативные правовые акты до рассмотрения дела в суде и отзывом обращений.

Одно из самых ключевых решений считаю постановление по делу о проверке конституционности Закона Республики Бурятия «О Народном Хурале Республики Бурятия». Тогда президент Потапов обратился в суд с таким запросом: закон наделяет Народный Хурал правом осуществления контроля над правительством за соблюдением законов, не устанавливая пределов этого контроля, и по сути превращает парламент Республики в контрольный орган, не противоречит ли это Конституции Бурятии? Конституционный суд Бурятии вынес решение, что нет.

Кому помог в Бурятии Конституционный суд

Капитон Будаев, председатель Конституционного суда Бурятии (1998 – 2012):

– Если посмотреть статистику деятельности КС за весь период его деятельности, то самое большое количество обращений поступило к нам не от депутатов Народного Хурала (3), не от органов местного самоуправления (3), прокурора Бурятии (13), а от граждан (118). К примеру, в 2000 году в суд обратился гражданин Хомутов на то, что президент Бурятии Леонид Потапов подписал указ о введении в Бурятии лицензирования на деятельность по оптовой торговле пищевыми продуктами. Согласно этому указу с 15 мая 2000 года предприятиям розничной торговли и общественного питания запрещалось принимать пищевые продукты от оптовых поставщиков, если у них не было на то соответствующей лицензии. Поддержать Хомутова в суд пришли представители других оптовых организаций. Судьи признали указ противоречащим конституции и уже 15 октября 2000 этот указ был отменен.

В 2003 году мы рассмотрели дело о порядке начисления платы за электроэнергию абонентам Улан-Удэ, которые не имели счетчиков. В это время в домах улан-удэнцев в массовом порядке начали пропадать счетчики. Оплата за электроэнергию в этом случае производилась согласно подписанному мэром Улан-Удэ постановлению, где размер платы получался существенно выше того тарифа, который был в федеральном законе. В суд обратилась гражданка Кремлева и председатель союза потребителей Улан-Удэ Баертуев. Указанное постановление мэра Улан-Удэ было признано противоречащим конституции Бурятии и отменено. Десятки тысяч городских абонентов, не имевших счетчики, стали платить за электроэнергию намного меньше.

Запомнился случай с гражданином Заверюхой, которому неожиданно отказали в субсидии на коммунальные услуги, хотя доходы его семьи никоим образом не изменились. В суде выяснилось, что в июле 2006 года вышло постановление правительства Бурятии, где был указан стандарт стоимости жилищно – коммунальной услуги без учета НДС, что и привело к занижению расходов Заверюхи на оплату коммунальных услуг и потерю права на получение субсидии. Незаконное постановление правительства было отменено. По обращению жителей Иволгинского района супругов Батуевых в 2009 году были отменены и некоторые части закона республики, определяющие порядок выдачи социальным категориям граждан жилищных субсидий.

Были и такие резонансные решения, как отмена в 2012 году некоторых пунктов методики новой системы оплаты труда, на которую пожаловались 36 учителей средней школы Заиграевского района. Это решение суда, которое, как все решения, вступало в силу со дня его принятия и обжалованию не подлежало, повлияло на иное исчисление зарплаты не только учителей Заиграевского района, но и всей республики.

Результаты голосования в первом чтении: 40 – «за», 4 – «против»

Председатель Комитета по госустройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госслужбы Борис Ботоев:

– Ситуация с КС обострилась не при депутатах Народного Хурала нынешнего созыва, а гораздо раньше. Все началось с неукомплектования штата судей до уровня, позволяющего осуществлять правосудие. Долгое время оставшиеся судьи продолжали просто так получать заработную плату, попутно занимаясь преподавательской деятельностью в БГУ. Все это время органы госвласти республики сознательно не находили нужным организовывать избрание судей взамен выбывших. И в результате, когда на рассмотрение в Хурал поступил законопроект о приостановлении финансирования Конституционного суда, он был решен положительно.

В таком «замороженном» состоянии суд мог находиться сколько угодно, но вмешалась группа депутатов Государственной Думы, которая инициировала от лица депутата Госдумы запрос о конституционности принятого решения. КС России ответил четко – или упраздняйте суд в республике, или возрождайте. Приостанавливать деятельность КС за нехваткой бюджетных средств – незаконно. Казалось, надо упразднять суд, тем более, что у него нет судей, аппарата, имущества, приостановлено финансирование. Дело было за «малым» – чтобы за упразднение КС проголосовали ¾ депутатов Народного Хурала. Однако предварительный опрос показал, что добиться необходимого количества голосов депутатов не удастся. На круглом столе, посвященном этому вопросу, большинство участников, включая Михаила Иннокентьевича Семенова, Олега Валентиновича Хышиктуева, Капитона Аюрзанаевича Будаева, депутатов, ученых-юристов, членов Общественной палаты, общественных организаций высказалось за сохранение Конституционного суда. Комитету и рабочей группе ничего не оставалось, как внести изменения в действующую редакцию закона Республики Бурятия «О Конституционном суде» и привести его в актуальное состояние. Результаты голосования по законопроекту в первом чтении оказались таковы: 40 – «за», 4 – «против».

За КС на общественных началах

Сергей Мезенин, депутат Народного Хурала, член комитета по социальной политике

– Конституционный суд считается атрибутом республики, был создан тогда, когда субъектам разрешили брать суверенитета столько, сколько они смогут, когда взаимоотношения между разными ветвями власти в этих субъектах только складывались и некий регулятор этих отношений действительно был нужен. Когда-то мэрия Улан-Удэ оспаривала постановления правительства, правительство – принятые Хуралом законы, но все это прошло, ситуация изменилась. Сегодня мы наблюдаем снижение самостоятельности субъектов, атрибуты их государственности играют все меньшую роль, а значит, и исчезает потребность в КС. Это демонстрирует ситуация в стране. Задумайтесь, во всей России сегодня конституционные суды существуют только в 18 субъектах, из них 14 являются национальными. В Карелии за полтора года КС не рассмотрел ни одного дела. В Удмуртии, Челябинской области КС были созданы, но через пару месяцев приостановили свою работу. Два года Бурятия живет без КС и что это изменило в нашей жизни? На каждой сессии мы рассматриваем законы, приводя их в соответствие с федеральными, если что-то идет не так, прокуратура или минюст вносят свои коррективы.

Давайте не забывать о том, что КС Бурятии, рассматривая в год всего по 4-5 дел, «потреблял» из бюджета по нескольку миллионов рублей ежегодно. Есть ли необходимость республике содержать суд, который бы один раз в год рассматривал указы на соответствие их конституции Бурятии? Считаю, что в условиях острого дефицита бюджета ответ на данный вопрос очевиден. Сегодня группа депутатов продвигает проект о работе КС Бурятии с бюджетом в 6 млн. рублей в год и это только на зарплату аппарата, не считая помещения, водителя, оргтехники. К сведению зарплата председателя КС приравнивается к зарплате спикера Народного Хурала, а зарплата судей – к зарплате председателя парламентского комитета. Может быть, пришла пора пойти на компромиссный вариант и сделать КС наподобие суда присяжных? Сформировать список судей и для каждого дела приглашать из этого списка желающих, которым и оплачивать небольшую сумму по факту. Возможно, уместно будет сделать такой суд вообще на общественных началах и, я уверен, найдутся не только желающие вписать в свои визитки «судья Конституционного суда Бурятии», но и послужить на благо республики.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!