Если власть годами не может решить одну- единственную проблему, значит, мы имеем дело с неэффективной властью. В 2004 году тогдашний председатель Улан- Удэнского горсовета Василий Гранат рассказывал журналистам о том, как будет решаться в городе проблема металлических гаражей. Сколько в городе этих гаражей, как их узаконить и сколько получит городской бюджет, если каждый владелец гаража будет платить за использование муниципальной земли хотя бы 1 тысячу рублей в год. Суммы выходили впечатляющие.
Прошло десять лет, а в ситуации с металлическими гаражами у нас мало что изменилось. Гаражи в Улан-Удэ стоят где угодно, как угодно и абсолютно бесплатно. Малейшее желание навести в этом деле порядок упирается в какую-то хроническую недееспособность муниципальных органов. Если издаются указы, то обязательно против людей, если постановления, то противозаконные. За три года судебных тяжб между владельцами металлических гаражей на ул. Королева и городской властью, автолюбителям удалось отменить в суде два решения КУИ 2011 года и одно постановление администрации Улан-Удэ 2012 года. Впрочем, воз и ныне там. На сегодня десятки владельцев металлических гаражей на ул. Королева все равно остаются самовольщиками, ничего не платят в бюджет, а даже наоборот. Городской бюджет вынужден был потратить более 216 тысяч рублей, чтобы как проигравшая сторона компенсировать своим гражданам судебные издержки. Как водится, никто за эти прямые потери нашего бюджета не ответил.
Город продал землю вместе с крепостными – автовладельцами
Геннадий Воробьев, Алексей Викулов, Сергей Швецов и многие другие жители пос. Восточный приобрели или сами поставили металлические гаражи на ул. Королева так же, как тысячи других улан-удэнцев. Тридцать лет никто не задавал им вопросов, почему их гаражи стоят именно в этом месте, но однажды на гаражных воротах появились листочки, подписанные администрацией Железнодорожного района, с требования освободить земельный участок. В КУИ гаражевладельцам сообщили, что земельный участок, где находятся их гаражи, продан с торгов и новый собственник намерен построить там капитальные гаражи, которые они могут у него с удовольствием купить за сотни тысяч рублей.
Все это было бы справедливо, если бы владельцы гаражей в самом деле были самовольщиками. Однако в суде выяснилось, что не у всех, но кое у кого из обратившихся разрешительные документы на установку гаража имелись. Например, в 2001 году разрешение на размещение металлического гаража на данном земельном участке Балтухановой С.Ч. было выдано в МУП «Жилищно – коммунальный социальный комплекс», в 2006 году такое заключение Фомину И.С., не указав срок пользования земельным участком, было выдано в КУИ. Воробьеву А.Г., Вереницкому И.С., Викулову А.В. документ достался из недр МУ «Управление по контролю за муниципальным имуществом» администрации города предоставило такое заключение, а автовладельцам Пожидаеву С.В. и Ульянову Г.С. – администрация Железнодорожного района.
Получалось, что, зная о гаражах и их владельцах, город выставил землю на торги, продал ее вместе с гаражами, как во времена крепостного права. Первоначально Железнодорожный суд отказал гаражевладельцам в их требованиях признать решения КУИ незаконными, однако Верховный суд Бурятии вышел за пределы жестких правовых рамок и встал на позицию справедливости, исходя их того, что прежде чем продавать землю, ее нужно было освободить.
Видя такой поворот событий, покупатель отказался от покупки и забрал деньги, ситуацию вернули в первоначальное состояние, однако все могло бы закончиться и не так мирно. Покупатель настаивал бы на своем, начал сносить гаражи, инвалиды на костылях защищали бы своё, как могли. Телекамеры, социальное напряжение, пикеты… Прекрасно зная, что на этой земле стоят десятки гаражей, представители КУИ не встретились с народом, не провели собрание, не разъяснили, как быть в этой ситуации. Наоборот, на заявление гаражевладельцев узаконить их положение, КУИ ответило отказом, и это решение КУИ от 1 ноября 2011 года Верховный суд Бурятии также признал незаконным. Едва получив решение суда, автолюбители решили, что дело их решено, однако они ошиблись. В КУИ им сообщили, что пока они судились, в недрах городской администрации родилось новое постановление, по которому получить землю под свои гаражи они опять не могут.
Коррупционное постановление мэрии существовало больше года
16 августа 2012 года вышло постановление Администрации Улан-Удэ «Об утверждении схемы размещения металлических гаражей на территории города». Прочитав документ, гаражевладельцы с улицы Королева были поражены – никакой схемы размещения металлической гаражей в нем не было, не было даже точных границ земельных участков. Понять из данного документа, где конкретно разрешено в Улан-Удэ ставить металлические гаражи, а где нельзя их ставить, было совершенно невозможно. Опять же в суде выяснилось, что по какой-то причине городское постановление, рассмотренное на сессии городских депутатов и получившее положительное заключение, почему – то в нарушение федерального закона было принято без проведения антикоррупционной экспертизы, что полностью подтвердил и представитель прокуратуры Бурятии.
Насквозь коррупционный документ просуществовал больше года. 21 ноября 2013 года Советский районный суд первой инстанции признал это постановление незаконным. Тем не менее, вопрос о предоставлении в аренду под металлические гаражи земли на ул. Королева так до сего дня и не решен.
– Если верить тому, что первые гаражи в этом месте появились 35 лет тому назад, то несложно подсчитать, сколько миллионов потерял городской бюджет только на металлических гаражах, – считает юрист, представлявшая интересы гаражевладельцев в суде Людмила Пономарева. – Если бы даже КУИ пошло навстречу собственникам гаражей в 2011 году, когда они впервые коллективно обратились с такой просьбой, за эти три года уже можно было получить арендную плату. Вместо этого вопрос металлических гаражей стоит на месте, а городской бюджет вынужден возмещать гаражевладельцам судебные издержки, в результате чего уже выплачено 216 тысяч рублей. Разве это не коррупция? Ведь по нормативной доступности градостроительных нормативов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, в этом месте как раз ничего другого, кроме гаражей, и построить нельзя. А ведь основная функция депутатов как раз и состоит в создании благоприятных условий для граждан, так почему эти условия не создаются? Почему сегодня землю выделяют не для жителей микрорайона, проживающих рядом, а создают условия каким-то третьим лицам, которые приходят на этом зарабатывать. Возможно, металлические гаражи портят внешний вид улиц, располагаются не по порядку, так издайте указ, чтобы они были одного цвета, размера. Все это во власти депутатов, от которых мы вправе требовать обеспечения жителей местами под гаражи.