Последние шесть лет живет в поселке Загорск, где активно занялся созданием комитета территориального общественного самоуправления (КТОС).
– Александр Михайлович, зачем вы избрали губернатором юмориста. Ради смеха?
– Все было очень серьезно. Я могу согласиться с посылом, что как управленец, как хозяйственник Михаил Евдокимов на тот момент был совершеннейшим дилетантом. Но он очень порядочный и честный человек. А это, по моему глубокому убеждению, половина успеха. Честности и порядочности научиться невозможно…
– Зачем вы приехали в Улан- Удэ?
– Так сложилось. Теперь здесь моя семья, мой дом. И я не могу оставаться равнодушным при виде того, что совершается дома. Поэтому вплотную занялся общественной работой на добровольных началах.
– Говорят, что на этом поприще вы уже получили административное взыскание…
– Так и есть. Просто инициативные люди самоорганизовались и создали в поселке Совет общественности. Совет этот нигде не зарегистрирован, юридически его не существует. Но это пробный шар, задел на будущее, как фундамент. В начале сентября Совет решил провести в поселке Загорск митинг-сход, мы созвали людей, которые должны были высказать свою точку зрения по поводу реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве города Улан-Удэ. Пришло порядка 180 человек. Но, что самое удивительное, пришли и чиновники администрации, в частности управляющий городским хозяйством Федор Трифонов, он же депутат Народного Хурала от Загорска. Состоялся нелицеприятный разговор. Но выяснилось, что мною в полной мере не были соблюдены формальности по организации массового мероприятия, каковым является митинг. В результате прокуратурой было возбуждено производство об административном правонарушении, и я должен предстать перед судом.
– Закон суров, но это закон…
– Вопросов нет. Отвечу. Но сам факт того, что жители Загорска пришли на митинг, означает, что судьба поселка людям не безразлична. Примерно десять лет Улан- Удэнский авиационный завод лежал на боку. Поселок Загорск пришел в упадок. Но сейчас ситуация изменилась. Завод заработал, и люди стали получать стабильную зарплату. Как следствие, практически в полном объеме производятся и коммунальные платежи. Тех денег, которые авиазаводчане вносят за коммунальные услуги, по идее должно хватить на то, чтобы сделать Загорск красивым и ухоженным, отремонтировать улицы и площади, обновить насаждения, навести порядок в подъездах и домах. Между тем наши деньги уходят на латание дыр всего городского ЖКХ. Нам же перепадают крохи, которых не хватает даже для того, чтобы элементарно побелить какой-нибудь подъезд. Я считаю, что это несправедливо. И люди так считают.
– Разве можно что-то изменить?
– Можно. И тому есть пример. Бывший капитан атомной подводной лодки на Камчатке Игорь Егорович Малыхин несколько лет назад переехал в Улан-Удэ, поселился в 102-м микрорайоне, где всего 18 домов. Разруха его ужаснула. Обращаясь к административным органам, он встречал только непонимание проблем городских окраин. У власти всегда много других, как она считает, более насущных дел: есть центральные улицы, глобальные общегородские задачи, а то, что происходит на периферии, ее не интересует. И тогда в своем доме он решил создать ТСЖ – товарищество собственников жилья. Заключил прямые договоры с энергетическими компаниями, установил счетчики, фиксирующие реальное потребление тепла и воды. И в результате значительно снизилась квартплата. Дом, в котором живет Игорь Егорович, нестандартный. Там средняя площадь квартир порядка 150 квадратных метров. А среднегодовая оплата столько же, сколько в других частях города люди платят за обычную двухкомнатную квартиру. Здесь практически не почувствовали 44-процентного повышения тарифов на услуги ЖКХ. Но главное не это. Главное то, что ТСЖ получило возможность распоряжаться своими деньгами, которые идут исключительно на благоустройство микрорайона, в первую очередь тех домов, которые создали товарищества собственников жилья.
Например, чтобы провести какой-либо ремонт, руководство ТСЖ проводит тендер среди подрядных организаций. Сами люди смотрят, кто и как работает, и принимают решение о найме. Слава о 102-м микрорайоне разнеслась по всему городу. Сюда приезжал даже президент Бурятии Леонид Потапов, который искренне удивлялся тому, как простые люди умудрились наладить деятельность коммунального хозяйства и заставить работать его с прибылью. Теперь в 102-м микрорайоне создается КТОС, который выступает в роли административного органа этой территории. Между КТОСом и администрацией Улан-Удэ подписывается договор о разграничении полномочий, чтобы было предельно понятно, кто за что отвечает. То же самое будет и в поселке Загорск, если поддержат люди…
– И администрация Улан-Удэ.
– Мэрия идет навстречу, что похвально. Я должен сказать, что и среди чиновников есть здравомыслящие люди, которые понимают, что создание ТСЖ и КТОСов – это выгодно прежде всего для города. Благодаря тому, что люди в 102-м микрорайоне взяли власть в свои руки, сокращается аварийность в домах, подъезды ухожены, вся коммунальная система внутри зданий работает как часы, резко сократилось число злостных неплательщиков, во дворах чисто и опрятно. Здесь не увидишь пьяных слесарей или электриков. Хотя бы потому, что заработная плата их может достигать 15-18 тысяч рублей. Она ежемесячно выплачивается, если в конкретном доме, за который отвечает конкретный мастер, не произошло никаких аварий, неполадок или не поступало жалоб от жильцов. Сантехник чуть ли не ежедневно ходит по квартирам, заглядывает в бачки: не текут ли? Меняет прокладки, щупает трубы, краны и раковины. Все под постоянным присмотром. Теперь в 102-й квартал приезжают делегации из различных микрорайонов Улан-Удэ за опытом.
– Загорск готов к таким нововведениям?
– Думаю, что да. Инициативная общественность плотно взялась за реализацию этой идеи, и мы обязательно добьемся результата. К сожалению, люди пока еще очень инертны, ничему не верят, они неоднократно были обмануты различными проектами, прожектами, пирамидами… У нас в Загорске, как нигде, получилось слияние всех сил – и депутаты Народного Хурала, и городского Совета, и местного ЖКХ, и политических партий (КПРФ, “Единая Россия”) – и общественности. Думаю, что это серьезная сила, и простые люди. Произошла консолидация – то; чего как раз не хватает нашему обществу. То, о чем говорил Владимир Путин – о консолидации общественности и власти перед лицом опасности. Ведь нищета, бедность, разруха представляют для государства не меньшую (если, не большую) опасность, чем терроризм.
– Вы являетесь одним из инициаторов создания в Бурятии нового общественного движения “Гражданское единство Республики Бурятия”. Расскажите об этом подробнее…
– Идея создания “Гражданского единства РБ” (сокращенное название “ГЕРБ”) пришла нам примерно за месяц до новых инициатив президента России Владимира Путина. А учредительное собрание по этому поводу состоялось примерно через три дня после того, как эти инициативы были озвучены. И? чего греха таить, оказалось, что эти два события имеют много общего. А именно: осознание того, что нашему народу не хватает единства, в хорошем, не партийном смысле этого слова. Народ раздроблен, разобщен по разным причинам. У нас, в Бурятии, есть множество общественных организаций, которые защищают интересы определенных категорий граждан. Но у нас нет, в широком понимании этого слова, общественного мнения. Его никто не формирует, а, стало быть, его некому выражать, доносить до органов власти. Мы считаем, что нам необходимо формировать общественное мнение. Люди должны знать всю правду о том, что происходит в Бурятии, в каждом городе, каждом селе реально. Когда люди объединяются, им проще защищать свои интересы, а когда объединяются общественные организации – это большая сила.
– Вы хотите стать оппозицией власти?
– Ни в коем случае. Мы хотим иметь свою позицию и отстаивать ее перед органами власти. И даже помогать власти, которая многие вопросы решает правильно и .хорошо. Многие, но не все. И, если так происходит, мы, как общественность, должны сказать: президент, ты не прав, мэр, ты не прав, глава администрации, ты не прав, директор, ты не прав!.. А сейчас у нас нет общественности. Есть только различные кланы, которые дерутся между собой, чего-то делят, решают какие-то корпоративные вопросы, далекие от истинных проблем простых граждан. И “Гражданское единство” берет на себя ответственность формировать общественное мнение и на всех уровнях отстаивать его.


