О чем думают журналисты, равно как и представители других профессий, наблюдая, как стремительно высокие технологии проникают в нашу жизнь? Как всякие думающие люди, они размышляют о будущем.
От текста к СМС
Сама жизнь стала такова, что соцсети гораздо быстрее и качественнее доставляют нам новости, как по заказу предлагая из своих «закромов» любые картинки, видео- и аудиосопровождение. Темп жизни ускорился до такой степени, что по сути некогда ни читать, ни размышлять, ни думать.
Исчезает сама привычка что-то осмысленно читать, впрочем, как и писать. Тиражи газет падают. Выросло целое поколение людей, для которых газеты превратились в пережиток прошлого. Появились даже такие люди, кто никогда не держал газету в руках. Им трудно воспринимать большие тексты, трудно «схватить» тему статьи, не говоря уже про идею, замысел, скрытый смысл и прочие вещи.
Участники прошедшего на прошлой неделе в столице Бурятии проекта «МедиаАкадемия» говорили о том, что современная журналистика переживает жесточайший кризис, какого никогда еще за всю историю этой профессии не было.
Перефразируя гендиректора АНО «Русские репортеры» Дмитрия Михайлина, все упростилось настолько, что по сути своей мы семимильными шагами движемся от текста к СМС. Большинство печатных СМИ стали убыточными. Многие, как великолепный журнал «Русский репортер», закрылись. Что будет дальше?
Неожиданно выяснилось то, о чем давно робко пытаются донести до общественности представители школьного образования. Есть невидимая связь между рукой человека и его мозгом, между моторикой производимых этой рукой действий и запечатлевшимися в мозгу образами. Проще говоря, то, что написано этой рукой, человек способен осознать, представить, уложить в свою картину мира.
Любую газету тоже можно представить как своеобразную картину мира, у которой есть внешняя сторона – обложка и внутренняя. Нутро газеты только на первый взгляд наполнено разным содержанием, на самом деле все тексты как-то связаны между собой. Они имеют автора и редактора, верстальщика и дизайнера, вкупе представляющих собой нечто общее, наполненное единым смыслом, передающимся даже с шуршанием газетной бумаги и запахом типографской краски.
Газеты на века
Человек традиционно воспринимает газету как устоявшееся и надёжное явление, на что всегда можно опереться, куда можно обратиться и что будет храниться в веках. Это примерно то же состояние, что пережил улан-удэнец Алексей Пунцуков, отправившийся на заработки на Камчатку и нашедший в земле возле города Вилючинск, известном пункте базирования Тихоокеанского флота России, невероятную находку. В сумке лежала старая морская шинель времен Великой Отечественной, в кармане которой оказались старые газеты.
Мужчину поразило хорошее состояние слегка пожелтевшей газетной бумаги, датированной июнем 1945 года, а особенно тот факт, что газеты «Красная звезда» — центральный орган Народного комиссариата обороны СССР — были посвящены только что прошедшему на Красной площади Параду Победы.
— Я держал в руках газету, которую наверняка читал мой отец — красноармеец Пунцук Цыдыпов, и от одной этой мысли мне становилось не по себе, — рассказал Алексей.
Кто закопал здесь 77 лет назад сумку с вещами, да так и не вернулся за ней — теперь уже не узнать. У каждого номера на последней странице аккуратно оторвано по небольшому уголку — очевидно, на курево. Но одно можно сказать точно — газеты эти не раз читали, чему свидетельство отмеченные карандашом некоторые абзацы. Здесь и речь маршала Жукова, произнесенная им на Параде Победы 24 июня 1945 года, и фотография командующего парадом Маршала Рокоссовского на черном коне, и большая статья о том, как проходил в Кремле 25 июня прием в честь участников Парада Победы.
Летописцам жизни
С уважением относимся к многочисленным продуктам Интернета, ярким, потрясающим графикой и креативом, но в массе своей такого эффекта, какой описали мы выше, они не дают. Где появилась информация, когда, от кого, какая точно, человеческий мозг в большинстве своем уловить не в состоянии. Не секрет, что одна и та же информация в Интернете способна трансформироваться буквально на глазах, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда. Зачастую она не имеет ни автора, ни источника, ни анализа, а порой и никакого отношения к реальности. Информация в интернете порой очень далека от журналистики, а значит лишена будущего.
Как объяснил аудитории Дмитрий Михайлин, главная цель журналистики – объяснять людям сложные вещи и, в отличие от блогера, журналист должен доказывать свою мысль. Чтобы это сделать, он должен знать прошлое, “соединять” события в нем, должен уметь думать. Отбирать для своего повествования только самое важное, достойное внимания, взвешивать, анализировать и «ради нескольких строчек в газете» мчаться куда угодно. Только так можно выполнить главную цель газет – летописание происходящего.
Не случайно премия имени Вячеслава Дагаева, основателя первого в Бурятии независимого издания «Информ Полис», была учреждена только для журналистов печатных изданий, и учредители объяснили тому причину.
— Пусть не обижаются на меня коллеги, представители других видов журналистики, но Вячеслав Михайлович был газетчиком. Главное, чему он учил – быть объективным, интересным, полезным для общества. Критерии конкурса простые: статья должна принести пользу конкретным людям, обществу; иметь положительные последствия для героев, для решения проблемы; быть интересной, читабельной; содержать факты, аргументы, доказательства в пользу сказанного; не порочить честь и достоинство героев, не нарушать законы РФ, — пояснила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева.
Газеты переживают не самые лучшие времена, но, что бы ни происходило за окном, они останутся. Рано или поздно люди перестанут мыслить СМС. Интерес к длинным текстам вернется. Аналитики прогнозируют, что в обозримом будущем газеты будут выпускать те, у кого есть на это деньги. По большому счету останется всего два типа газет – государственные и оппозиционные, но это будут серьёзные, качественные, большие газеты с массовыми тиражами.
— Что делать журналистам сейчас? Быть все круче и круче, потому что чем дальше, тем людей, способных работать с большими смыслами, будет все меньше и меньше. Когда в обществе вновь возникнет интерес к лонгридам и аналитике, журналисты, способные обеспечить рынок такой продукцией, окажутся на вес золота. Поэтому ради нашего общего будущего мы должны, несмотря ни на что, поддерживать в своих изданиях должный уровень сложности, — считает Дмитрий Михайлин, и участники проекта «МедиаАкадемия» с ним согласились.