blogtn.ru

Директор Бурятского цирка раскрыла секреты жизни на манеже

Фото: пресс-служба Государственного цирка Бурятии

В начале февраля, в преддверии Сагаалгана, на площадке ФСК Государственный цирк Бурятии представит очередную свою программу под названием «Буддийская сказка». Мы встретились с руководителем АК РБ «Цирк Бурятии имени Жапхандаева» Натальей Борисовой, чтобы задать несколько актуальных вопросов.

Недавно на сцене оперного театра состоялась премьера спектакля «Мистер Икс», где по сценарию все действие происходит в цирке. Как известно, мистер Икс пришел на арену с улицы, предложив один-единственный трюк, который пользовался бешеным успехом. В вашей практике было что-то подобное?

– Ничего не изменилось за 100 лет. Цирк уникален тем, что здесь можно начать выступать не имея специального образования, что отражено в нормативных документах. Здесь главное – трюк, захватывающий дух, будь то бородатая женщина, силач, эквилибрист. Если человек делает что-то необычное – то, чего не могут другие, он совершенно спокойно может выступать в цирке.

Например, будучи на гастролях в Хабаровске, мы познакомились с мальчиком, который крутил колесо Сира, и пригласили его к нам на работу. Только в цирке есть возможность трудоустраивать детей с 10-летнего возраста. У нас есть артистка Александра Алексеева, которая, отработав в цирке 15 лет, вышла на пенсию в 27 лет.

Большинство артистов проходят трехступенчатую систему подготовки, куда входит Цирковая школа дополнительного образования. По согласованию с Колледжем искусств мы также набираем цирковое отделение. А вообще у нас небольшой коллектив – всего 37 человек, включая меня. 24 человека – артистический персонал, 18 человек – артисты цирка и 6 – балета. Это, конечно, очень мало, если сравнивать, например, с Якутским бриллиантовым цирком, где в штате 200 артистов.

В спектакле владелец цирка расторгает контракт с девушкой-наездницей, так как ее номер не пользуется популярностью. Что делаете вы с такими артистами?

– Скажу честно, поскольку у нас государственный цирк, такого в практике нет. В частном учреждении – да, и сегодня заключается контракт на сезон, человек работает, и если его трюки не «идут», то с ним расторгается контракт. В государственном учреждении это сделать сложно, поскольку все отношения с артистом закреплены  Трудовым кодексом, все договоры пролонгируются.

Есть еще один нюанс – мы не можем позволить себе классического деления «один номер – один артист». У нас каждый артист задействован сразу в нескольких номерах. Чтобы доказать, что артист работает плохо, необходимо применить целую систему мер, которая невероятно сложна.

В этом году исполнится 80 лет со дня рождения бурятского иллюзиониста Владимира Цыренжапова, придумавшего множество фокусов, члена Международного Братства Магов. В вашем цирке есть фокусы? Какой номер в Государственном бурятском цирке сегодня самый популярный?

– Фокусы у нас есть, это называется аппаратная иллюзия. С творчеством Владимира Александровича мы были хорошо знакомы, в советское время он работал при филармонии, выступал вместе со своей дочерью.

Самый популярный номер Государственного бурятского цирка вот уже много лет –  конечно же, «Гуттаперчевые девочки». В 2005 году, еще в бытность директором цирка народного артиста России Майдари Жапхандаева, впервые выехавший на Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло коллектив получил за этот номер золотую медаль. Это очень престижная награда, которая в цирковом деле сродни олимпийской. Собственно, после этой статуэтки «Золотого клоуна» началось развитие Государственного цирка Бурятии как профессиональной школы.

Если говорить вообще о трюках, которые приносят долгожданные аплодисменты, вызывают эмоции зрителей, то это воздушная гимнастика и акробатика, номера, где артисты работают без страховки. Ведь по сценарию тот же «Мистер Икс» – эквилибрист, идущий по канату гимнаст. Кстати, мы предложили оперному театру дополнить спектакль «Мистер Икс» цирковыми номерами, и постановщики обещали рассмотреть наше предложение.

Неужели кто-то возражает против такого дополнения?

– Дело не в том, что кому-то не нравится сама идея. Постановка подобного рода номеров связана, прежде всего, с техникой безопасности артистов, требует исправной работы колосникового хозяйства, а в театрах соответствующие конструкции из-за нечастного применения не всегда находятся в должном состоянии. С этим вопросом отчасти связаны и условия подготовки артистов. Как известно, Государственный цирк Бурятии пока работает без своего помещения. И когда в Бурятию приезжал член совета по культуре при президенте РФ, народный артист России Эдгард Запашный, на встрече с главой республики Алексеем Цыденовым они это обсуждали.

Принято считать, что если это не мегаполис, то цирк должен постоянно гастролировать. Цирк, как вечный праздник, колесящее по свету шапито, не нуждается в капитальных стенах. Если вы с этим согласны, тогда возникает вопрос, зачем в Улан-Удэ здание цирка?

– Когда мы говорим о цирковом здании, то речь идет не только о специализированном помещении, где могут тренироваться наши артисты, но и где могут остановиться приезжие артисты для того, чтобы показывать разные программы. На сегодня в Улан-Удэ нет такого помещения, где минимальная высота должна быть 13 метров. Это значит, что тот же Эдгард Запашный не может приехать в Бурятию со своими слонами, потому что не найдет здесь надлежащих условий. Поэтому у нас есть регионы, где построены прекрасные цирковые здания, как в Казани, но нет труппы, и наоборот.

В принципе, я бы даже не стала говорить, что Бурятии необходим именно классический цирк. Сегодня мы снимаем небольшое помещение в центре «Пионер», которое более или менее подходит для наших тренировок. Мы универсальный коллектив, который может работать на любой театральной площадке. Ежегодно выезжаем в Хабаровск, где отрабатываем свои трюки на хорошей высоте. Скорее, речь может идти о строительстве многофункционального центра с возможностью показа цирковых представлений, в том числе с участием животных, потому что в России еще пока сохраняются цирки с животными и это в цирковом искусстве считается одним из важнейших жанров. Там все должно соответствовать нормам: высота, манеж, спецпомещения для содержания крупных животных.

В спектакле «Мистер Икс» страдает от того, что паяцы находятся на низшей ступени общества, поэтому вельможи никогда не подают им руки. Если брать современное сообщество артистов, как сейчас относятся к артистам цирка? К примеру, артисты других театров приходят к вам работать?

– Ни на что похожее, что испытывал мистер Икс, пожаловаться не могу. Мы чувствуем себя со всеми на равных. В прошлом году работать к нам в цирковой балет пришел Влад Новокрещинных, который до этого работал в театре «Байкал». Надо отдать должное членам нашей команды, мы подняли планку своего искусства довольно высоко и гастролируем не только по республике, но и другим регионам.

Мы первые начали мероприятия к 100-летию республики в Санкт-Петербурге, где с 3 по 8 января успешно прошли наши гастроли. Мы получили приглашение в Турцию, нами очень интересуются Италия, Корея. В ноябре мы должны были выехать на гастроли в Монголию. Возможно, скоро откроется граница с Китаем, будем переориентироваться на Восток,  в принципе, и в России достаточно зрителей.

Перед учреждениями культуры постоянно ставится задача увеличивать доходы, повышать рентабельность. Может цирк в 27 человек быть рентабельным?

– Еще в 2017 году был выпущен аналитический отчет, где говорится о том, что выжать креатив из театров в плане повышения доходов уже практически невозможно, а цирк остается в этом смысле весьма перспективным направлением. У цирка нет возрастных, языковых, территориальных или каких-либо иных границ. Это место, откуда начинается путь в искусство у любого ребенка.

Что касается рентабельности, то цирковое шоу, как и кино, можно рассматривать в качестве своеобразной точки притяжения. Основным источником дохода здесь выступает сопутствующая торговля, к примеру, попкорном, мороженым, сладостями. Проблема состоит в том, что мы не можем, приезжая в чужое помещение, организовывать такую торговлю. Если бы в Бурятии было собственное помещение Государственного цирка, мы имели бы право этим заниматься. Тем не менее у нас есть удачный опыт реализации сувенирной продукции на гастролях в других городах и мы уже внесли предложения Минэкономики Бурятии.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!