blogtn.ru

Что стоит за объединением учреждений культуры Бурятии под крышей единой бухгалтерии

Фото Т. Никитиной

На прошлой неделе первый замминистра культуры Бурятии Леонид Будаев оповестил околотеатральную общественность о завершении в республике финансовой реформы. Суть реформы заключается в том, что до конца года все госучреждения культуры Бурятии должны перейти под крышу Централизованной бухгалтерии. Как можно было понять, перешли все, кроме государственных театров.

Мучения последних на сей счет высказал уже в соцсетях другой представитель творческой интеллигенции, он же худрук Русского драматического театра имени Бестужева Сергей Левицкий. Если свести бурный монолог к простой мысли, то, по мнению худрука, централизованная бухгалтерия для наших театров есть удавка, способная задушить любой творческий процесс. В завершение Сергей Левицкий вызвал желающих на диспут, чем мы, собственно говоря, с удовольствием и воспользовались.

 

ЦБ или не ЦБ

Реформа в виде централизованной бухгалтерии (ЦБ), на что совершенно справедливо указал чиновник Леонид Будаев, есть не чьи-то хотелки, а государственная политика текущего дня. Иными словами, так делает вся культурная страна, причем видит в этом для себя большую финансовую пользу. Во-первых, сокращаются бухгалтера в театрах, которым не нужно больше платить зарплату, а таких ни много – ни мало набирается в республике 15 душ.

Во-вторых, речь идет об элементарных вопросах эффективности расходования бюджетных средств, которые в масштабах страны достигают гигантских размеров. По словам первого замминистра культуры, в прошлом году на централизованный учет перешли 14 федеральных органов власти и почти 300 бюджетных казенных учреждений. Централизованные бухгалтерии созданы в сфере культуры шести субъектов России, в том числе и в соседней Иркутской области, где действуют 29 учреждений культуры.

 

– Главный эффект от реформы – прозрачность финансов. К примеру, до введения ЦБ контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска постоянно выявляло, что до 15 % средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3 %. Раньше размеры ежегодных штрафов налоговой инспекции за некачественную финансовую работу доходили до 20 млн рублей, которые приходилось выкраивать из бюджета. Сегодня к учреждениям, которые перешли на ЦБ, претензий у налоговых органов нет, – выкладывал один аргумент за другим Леонид Будаев.

 

Платформа для денег

Если бы у замминистра культуры Бурятии хватило смелости, он напомнил широкой публике громкую историю «Седьмой студии», апологетов которой с таким жаром до недавнего времени защищал все тот же Сергей Левицкий. Несомненно, что история хищения 129 млн. рублей с проекта «Платформа», который осуществляла «Седьмая студия», стала не просто визиткой нынешней культурной кухни, но и примером того, с каким жаром маститые художники страны оправдывали в сделанном Кирилла Серебренникова.

Между тем, суд доказал, что по указанию режиссера Серебренникова из 214 млн. рублей госсубсидии, выделенных в 2011 – 2014 годах на развитие современного искусства, было обналичено около 132 млн. рублей, из которых 129 млн. рублей исчезли. Комиссия за услуги по обналичиванию по фиктивным договорам колебалась от 8 до 9 процентов. Часть бухгалтерских документов бухгалтерами проекта была сожжена, а потому о множестве вещей мы вообще можем только догадываться. Если на тот момент в стране бы существовала Централизованная бухгалтерия для учреждений культуры, то следы миллионов можно было восстановить без труда.

 

Тем не менее, следствие выяснило, что за время проекта в Берлине у Серебренникова появляется квартира, а у прочих руководителей «Седьмой студии» – автотранспорт и дорогостоящие украшения. Несмотря на вопли довольно известных в культуре лиц, суд не только приговорил творцов к условным срокам наказания и штрафам, но и удовлетворил иск министерства культуры России как пострадавшей стороны по возврату похищенных 129 млн. рублей. Дорогостоящее имущество в виде берлинской квартиры и украшений давно взяты под арест, то есть если решение устоит, деятели «Седьмой студии» должны будут этим и прочим имуществом вернуть государству то, что они взяли.

 

Интересно, что в день оглашения приговора перед Мещанским судом в Москве стояли не только хлопающие в знак протеста артисты и режиссеры, но и молодые люди в футболках, на которых было написано «обнал – украл». Если бы первый замминистра культуры Бурятии Леонид Будаев был посмелей, он бы напомнил театральной публике еще одну историю, произошедшую примерно в то же самое время и не в далекой Москве, а прямо на площади Советов.

 

Обнал – украл

История обналичивания в 2013 году 1,7 млн. бюджетных рублей, выделенных минкультуры России на организацию и проведение в Улан-Удэ выставки «Город дарханов», начиналась довольно помпезно. Как установило тогда следствие, субсидия в размере 30 млн. рублей на проведение нескольких художественных проектов была выделена республиканской общественной организации «Союз деятелей народного творчества». Поскольку по условию финансирования освоить такие деньги нужно было буквально за несколько недель, что сделать было просто нереально, руководители проекта почему-то решили передать их худруку Бурятской филармонии Наталье Улановой, одновременно исполнявшей в тот момент обязанности директора этого культурного заведения.

Сама Наталья Уланова призналась, что взять деньги ей поручил тогдашний министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, что она и сделала. 1,7 млн. рублей были принесены прямо в кабинет Улановой, где она их пересчитала, положила в тумбочку, а затем потратила на под видом спонсорской помощи на организацию и проведение «V Байкальского рождественского фестиваля». Сначала Советский районный суд г. Улан-Удэ признал Уланову виновной в содеянном, а потом обязал вернуть в российскую казну 1,7 млн. рублей, вслед за чем началось непонятное. Вместо того, чтобы объяснить, что бы все это значило, Тимур Цыбиков устроил пресс- конференцию, где вместо юристов пустился в рассуждения о том, почему здесь никто не виноват.

 

Как часто водится в таких случаях, никаких зарубежных квартир у худрука Улановой никто не обнаружил, арестовывать в счет возмещения ущерба никто ничего не стал, дело спустили на тормозах, а инцидент замяли. Как можно судить из официальных источников, никто в российский бюджет 1,7 млн. рублей, сгинувших где-то между площадью Советов и Этнографическим музеем, где проходила выставка, до сих пор ничего не вернул и вообще постарался больше об этом не вспоминать. Осталось неизвестным, закрыли ли уголовное преследование в отношении худрука Улановой, которая в отличие от выпускника физмата с красным дипломом Кирилла Серебренникова, никогда не имела никакого отношения к финансам. Знаменательно и то, что от руководства филармонией проштрафившегося культурного деятеля тоже не отстранили, равно как и Тимура Цыбикова почему-то не отлучили от министерского кресла. Более того, несмотря на скандал Тимур Цыбиков не только прекрасно завершил в Бурятии карьеру министра, но и как проверенный профессионал пошел на повышение в Москву, где трудится ныне начальником отдела в федеральном агентстве по делам национальностей.

 

Уберите творца от денег

Знаменательно, что вместе с реформой ЦБ минкультуры России разработало законопроект, разделяющий сферы управления театром, а точнее должностные полномочия между директором и художественным руководителем. Если буквально трактовать то, что сообщила министр культуры России, то отныне худрук должен отвечать в театре за творческую часть, а за деньги – исключительно директор. Именно директор, на месте которого так неудачно побывала в свое время Наталья Уланова, и должен в случае чего идти под суд. Если бы кто-то тогда, семь лет назад, объяснил худруку Уланову, на что она идет, соглашаясь стать директором филармонии, она бы, наверное, хорошо подумала, прежде чем соглашаться.

Если свести реформы к двух словам, то их смысл – оградить художников от соблазнов меркантильного времени. Под девизом «Дело худрука – творить прекрасное» министерство разработало схему, при которой творческая личность просто не сможет попасть в беду, даже если кто-то будет ее к этому подталкивать. «Мы хотим исключить подобного рода трагические сюжеты (имеется в виду дело “Седьмой студии»), когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами”, – сообщила Ольга Любимова.

 

В свете всего происходящего закономерен вопрос, по какому праву худрук Сергей Левицкий берется рассуждать о плюсах и минусах ЦБ, к которым он не имеет никакого отношения, поскольку это целиком и полностью полномочия нынешнего директора Натальи Светозаровой. С другой стороны, что мешает Наталье Светозаровой рассказать о реформах родному коллективу, тем более, что эти реформы она же сама и начинала воплощать, когда была на месте Леонида Будаева, то есть первым замминистра культуры Бурятии.

 

Слово – профессионалам

Можно только похвалить кипучую натуру Сергея Левицкого, но кто дал ему право публично высказывать точку зрения на происходящее от имени всех театров Бурятии, как будто у этих театров нет ни собственных худруков, ни директоров. Почему бы свое веское слово не молвить по этому поводу, к примеру, нынешнему директору оперного театра Эржене Жамбаловой, пришедшей в этот храм искусства после того, как Счетная палата Бурятии выявила там целый сонм вопиющих нарушений, за который собственно предыдущий директор и вынуждена была покинуть эту должность. Вспомним, что до 2013 года Эржена Жамбалова была также директором Бурятской государственной филармонии, и, кстати, пока она исполняла эти полномочия, никаких скандалов там замечено не было.

Загадка, почему о ЦБ и всем, что с этим связано, молчит исполнительный директор Бурятского драматического театра Цыпилма Очирова. Прошло ровно два года, как этот театр покинула Эржена Жамбалова, и наверняка исполнительному директору уже можно пролить свет на вопрос, насколько эффективно расходовались средства в театре в бытность этого руководителя. Причем никто не просит театральных коллег концентрироваться на негативе и просчетах, учитывая щепетильность вопроса и тот факт, что место Эржены Жамбаловой почему-то занял не кто иной, а муж Саян Жамбалов, а место мужа (режиссер – постановщик) – не кто иной как дочь Сойжин Жамбалова. Покажите позитив, если он есть, поделитесь опытом эффективного расходования бюджетных средств, блесните креативом, творчеством и талантливыми идеями, и творческий народ оценит сделанное.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!