blogtn.ru

Зачем жители Бурятии ездят в Свято – Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Фото Татьяны Никитиной

Православный мир готовится к большому празднику Крещения Господня. Оборудуются  купели, устанавливаются теплые палатки. Накануне мы посетили Свято – Троицкий Селенгинский мужской монастырь, где попросили наместника монастыря, игумена Алексия,  ответить на некоторые вопросы.

– Отец Алексий, вопреки представлению о монашеской жизни, вы производите впечатление обычного человека, который ведет себя просто, разговаривает обычным языком. И телефон у вас не смолкает ни на минуту. Разве такой должна быть жизнь монаха?

– Вы посетили нас в напряженную пору подготовки к большому православному празднику. На Крещение мы готовимся принять всех, кто традиционно приезжает в старейшую в Бурятии обитель, чтобы на целый год напитаться силой, здоровьем, крепким духом. Все это необходимо подготовить, чтобы всех накормить, приютить, уделить внимание. Но такие события происходят нечасто, а в основном монастырь живет размеренной духовной жизнью, погруженный в свои повседневные заботы.

Свято – Троицкий Селенгинский мужской монастырь называют колыбелью православия в Забайкалье. В далеком 1681 году царь Федор Алексеевич Романов, старший брат Петра Первого, принял решение отправить в эти земли, которые назывались Даурия, особую   миссию, чтобы поддержать веру в переселенцах. Сюда прибыло 12 человек во главе с игуменом Феодосием,   в том числе иеромонах Макарий, незаурядная личность, переживший трех иркутских архиереев и управлявший обителью до 106 лет (всего он прожил 112 лет).

И хотя монастырь не был крупным, по меркам центральной России,  он поддерживал практически все духовные миссии, которые существовали тогда здесь. Настоятель Селенгинской обители, будучи начальником миссии, был благочинным (заказчиком) всей округи – городов Иркутска, Селенгинска (ныне Новоселенгинск) и Нерчинска с уездами, монастырем духовно поддерживался Спасский храм в Кяхте, Свято – Троицкий храм в Урге (нынешний Улан- Батор). Посольский монастырь на берегу Байкала возник первоначально как подворье  нашего монастыря.

Монастырь был по тем временам административным, культурным, хозяйственным центром, это был как духовный форпост, так и крепость в прямом смысле этого слова.

Это  была  довольно богатая обитель, владеющая  огромными землями и рыболовными угодьями. Достаточно сказать, что в 19 веке наш монастырь определял в округе цены на пшеницу, рыбу, прочую сельхозпродукцию.

С самого своего начала монастырь был мужским, располагался на перекрестье дорог, тогда здесь проходил московский тракт, и кого только ни видели эти стены! К примеру, здесь был прадед Пушкина, Ганнибал, посетил обитель во время своего восточного путешествия  цесаревич Николай, будущий император  Николай второй   и многие другие.

– Говорят, когда республиканские власти передали монастырь вновь в лоно церкви, все тоже начиналось с 12 монахов?

– Вы знаете, число 12 очень символично. Вспомните, у Сергия Радонежского тоже было 12 помощников. Те первые 12 подвижников, основатели нашей  обители,  были настоящими героями, старались любовью, проповедью привести людей к вере. Ведь буддизма здесь тогда практически не было, был только шаманизм. Отсюда православная вера стала распространяться на север, запад, восток. Живые свидетельства этого распространения, дошедшие до наших дней, – это русские фамилии, носители которых живут в близлежащих селах. Фамилии шли от имени главы рода. То есть когда главу рода крестили в Николая, появлялись Николаевы, в Петра – Петровы и так далее.

А в  2006 году нас приехало сюда действительно двенадцать…

– С момента возвращения монастыря прошло практически двадцать лет, насколько удалось вернуться к прежним его функциям.

– По нашим данным,  монастырь закрыли в 1936 году, и как бы мы сегодня ни оценивали это события, хочу сказать, что большевики все – таки сохранили  монастырь, не разрушили его до основания, а открыли здесь социальное учреждение – психиатрическую лечебницу. Когда мы приехали сюда, больница отмечала свое 70 –летие, все больные республики в основной своей массе были здесь.

Как только мы приехали сюда, на праздник Серафима Саровского, почти 18 лет назад, сразу начали служить  ежедневные службы. Шло огромное воодушевление, такая призывающая благодать, что светились глаза.  Потом люди начали приходить, приезжать, начали проводить крестные ходы на Иоаннову гору протяженностью почти двенадцать километров, на которые три раза в год  люди приезжают отовсюду, иногда больше двух  тысяч человек собирается.  В этом году  прошел 50-й  по счету крестный ход. В обители совершается полный суточный круг богослужений.  Богослужебная жизнь монастыря является основной и формирует весь порядок монастырских занятий и трудов. Монастырская братия  не первый год осваивает  умное делание через Иисусову молитву, что считаю очень важным.

Не так быстро, как хотелось бы, идет восстановление  храмов и других объектов обители. Когда советская власть забирала монастырь, он был в отличном состоянии,  несмотря на многовековой возраст,  об этом свидетельствуют сохранившиеся архивные документы. А когда он в начале 2000-х передавался православной церкви как памятник федерального значения, смотреть на него без слез было невозможно. Было такое ощущение, что ремонт здесь не делался никогда. Стены как будто специально были выкрашены в такие сине – зеленые цвета, чтобы находящимся здесь людям было еще тяжелее. Но от этих обшарпанных стен шло такое неимоверное сияние, такая благодать Духа Святого, что мы сразу поняли, что обитель будет восстановлена! В настоящее время отреставрированы и освящены два храма – Никольская церковь и надвратный храм Архангела Михаила,   а также восстановлены  южная часть ограды монастыря  с  восточной  и западной угловыми башнями  и здание трапезной.

– Люди приходят в храм, приезжают в монастырь, когда идти им больше некуда. Как вы им помогаете?

– Помощь совершается не без Божьей благодати. Да, люди приходят, приезжают, иногда в отчаянии,  стараешься каждому уделить  столько времени и  внимания,   насколько это  возможно. Опять же, когда через тебя проходить энное количество людей, у тебя поневоле появляется  опыт.

А самое главное, никакая психология не способна помочь так, как поможет Бог. Исцелить может только Бог. Есть таинство исповеди, есть сила молитвы, которые и лечат душу.  Нам всем необходима внутренняя молитва, с ней  Господь укрепляет  человека. Ничто нас так не приближает к Богу, как непрестанная молитва.

– Вы принимаете любого, кто приезжает к вам пожить, потрудиться?

– Когда-то брали всех подряд, но столкнулись с пьянством, терпели, давали исправиться, но сейчас такого нет. Один раз замечен в пьянстве – больше в монастырь ни ногой. Пьянство – это разрушение обители. Кто приезжает сюда? Кто ищет себя, пересматривает свою жизнь, у кого случаются несчастья. Мы стараемся, чтобы человек нашел причину в самом себе. Сразу скажу, не у всех получается. Но даже в этом случае что-то приобретается такое, что помогает идти по жизненной дороге дальше.

– 19 января состоится большой праздник Крещения Господня. Что хотели бы сказать прихожанам, жителям республики?

– К Крещению мы специально каждый год строим городок для купаний, где у нас и холодная, и теплая купели, и питание, и благоустройство. Как-то посчитали, до 30 тысяч человек приезжают к нам на Крещение, все дни, пока работает городок, – непрерывный поток машин. Когда из-за эпидемии ковида запрещали купания, некоторые люди даже плакали из-за этого. Это тоже миссионерство, когда люди купаются, а мы всех благословляем, беседуем с ними, бросаем своего рода мостик от Бога к людям. В этом году купания в связи с выходными днями продлятся с 19 до 21 января, так что ждем всех у нас в обители!

– С праздником Вас!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!