blogtn.ru

Впервые проблема переселения из ветхого и аварийного жилья обрела в Бурятии реальные пути решения

Скандалы с переселенцами из ветхого и аварийного жилья, которых администрация города почти силком переселяет в приспособленные бараки ст. Дивизионная или в наспех возведенные новостройки пос. Энергетик и 111 квартала, стали почти обыденностью. Не министр строительства и ЖКХ, а сам Вячеслав Наговицын каждый раз вынужден оправдываться, разводить руками и фактически признаваться в том, что удел переселенцев в Бурятии печален. Денег на эти цели выделяется столь мало, что построить на них ничего приличного просто не получается. До 35 процентов жильцов ветхого и аварийного жилья Улан-Удэ регулярно отказываются «менять шило на мыло», то есть переезжать в такую новостройку, где ровно те же проблемы, что и в старом жилье.

Как признался в кулуарах один из бывших уже руководителей районной администрации Улан-Удэ, так переселять людей, как переселяют в столице Бурятии, нельзя. Но под прожекторами телекамер чиновники почему-то говорят совсем другое, давая рекомендации, стращая строителей и составляя для переселенцев ветхого и аварийного жилья «дорожные карты».

Миллиарды рублей на переселенцев потрачены зря

Столь популярный в последнее время в России термин «дорожная карта» впервые прозвучал в выступлении Джорджа Буша – младшего в 2003 году, когда тот заявил, что через два года палестино-израильский конфликт будет урегулирован, стоит лишь придерживаться составленной американцами «дорожной карты». План «Дорожная карта» не только подвергся критике, но и показал всю свою надуманность и неспособность помирить два враждующих государства.

Эта история всплывает каждый раз, когда начинаешь знакомиться с большинством наших «дорожных карт». Следуя одной такой карте по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, министерство строительства проводит никому не нужный конкурс, заказывает никому не нужный объект маленькой фирме, потому что все большие и уважающие себя застройщики участвовать в этом не желают. Потом начинается принудительное переселение людей, перекладывание вины с чиновников на строителей и наоборот, оправдательные монологи, никому не нужные советы обращаться на строителей в суд, потому что строители как правило спешат тут же обанкротиться, а в итоге всего этого – пустая трата государственных денег.

Если в прошлом году в Бурятии на переселение из аварийных домов было направлено более 2,5 млрд. рублей (переселено более 1800 семей в 15 муниципальных образованиях Бурятии), то в отношении Улан-Удэ получается, что эти деньги потратили зря. Во всяком случае история переселения жильцов из аварийного дома по ул. Радиостанция,1 в Октябрьском районе показала, что выкупная стоимость одного квадратного метра в 33,5 тыс. рублей для переселенцев оказалась ниже рыночной.

Цена, по которой мэрия хотела переселить жильцов, не является рыночной

Когда два года назад жильцам многоквартирного деревянного дома по ул. Радиостанция,1 объявили, что их дом признан аварийным и подлежит сносу, а всем жильцам следует готовиться к переселению, люди не знали, радоваться им или печалиться. На собрании было сказано, что дом включен в муниципальную программу переселения, где на 1 кв. метр выделяется 33,5 тыс. рублей. Собственники имеют право либо заключить договор долевого участия на строительство жилья в 111 квартале, который строит для них печально известная компания «Сити – строй», либо забрать деньги и самостоятельно купить то, что они пожелают.

Наслышанные о качестве построенного для переселенцев жилья, Сергей Ванчиков и Сергей Баторов, проживающие на Радиостанция,1, сразу решили взять деньги и решать проблему самостоятельно. Однако сразу выяснилось, что купить на 33,5 тыс. рублей за кв. метр в этом же районе равноценное жилье они не могут, потому что выделяемых денег на эти цели катастрофически не хватает. К примеру, чтобы приобрести в этом же районе на вторичном рынке квартиру в 38 кв. требуется не 1 289 тыс. рублей, как диктует муниципальная программа, а 2 270 тыс. рублей. Тем не менее, администрация Улан-Удэ подала на нежелающих переселяться в суд с требованием принудительного выкупа их жилья. Однако жильцы ул. Радиостанция,1 решили бороться и доказать, что выкупную стоимость за их жилье необходимо увеличить.

Результат превзошел все ожидания, когда с доводами жильцов согласилась и прокуратура, и судья Октябрьского районного суда. Вопреки известной ситуации, когда жители вспоминают суды только когда «их там засудили», с жильцами Радиостанция, 1 произошло все наоборот. Их ситуацию суд действительно рассудил. В своем революционном для переселенцев решении судья указала, что администрация Улан-Удэ не обосновала выкупную стоимость квартир с учетом всех обстоятельств, выкупная стоимость администрацией определена без учета рыночной стоимости жилого помещения, стоимости доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, а без этого определенная мэрией выкупная стоимость изымаемых у людей квартир не может отражать их рыночной стоимости.

Какой должна быть дорожная карта для чиновников

Если решение судьи Октябрьского районного суда вступит в законную силу, то мы смело можем говорить о рождении в Улан-Удэ настоящей «дорожной карты» по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Алгоритм действий заключается в том, что отныне каждый случай переселения обителей жилья под снос подлежит правовой оценке и, если нужно, экспертизе с четким выводом о сохранении существующей выкупной стоимости жилья либо необходимости ее увеличения. Вполне возможно, что тогда о наскоро скроенных для переселенцев новостройках с дырявыми крышами – картонными стенами – шатающимися окнами в столице республики придется забыть, потому как, очевидно, что выделяемые 33,5 тыс. рублей за кв. м может и достаточная сумма для возведения благоустроенного дома в Заиграевском районе, а вот в Улан-Удэ – нет.

Это тем более очевидно, что если переселенцы и могут выбирать между «переселиться или взять деньги», то, к примеру, сироты, такой возможности лишены. Им обязательно нужно что-то построить, а значит, скорее всего, в каждом конкретном случае предоставления жилья переселенцам – сиротам представителям администрации Улан-Удэ придется идти в суд и доказывать там действительно рыночную стоимость приобретаемого или выкупаемого жилья, что, конечно, трудно, хлопотно, затратно, но необходимо. Тогда представителям администрации Улан-Удэ точно не придется подавать иски в суд о принудительном выселении людей из одного аварийного жилья и принудительном вселении в другое аварийное жилье, а людям не придется чувствовать себя подопытными кроликами. Строителям не придется строить откровенную халтуру, а построив, в срочном порядке подавать на банкротство. Главе Бурятии не придется публично оправдываться за результаты бурной деятельности, валить все на строителей, которые построили ровно то, что им заказали, и испытывать прочие неприятные чувства, сжимая в руках очередную «дорожную карту».

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!