blogtn.ru

В Селенгинском районе начато строительство первой в Бурятии мегафермы на 1200 дойных коров

Фото Т. Никитиной

Согласно провозглашенным Минсельхозом РБ планам, продовольственную безопасность нашей республики должны обеспечить четыре основных направления развития сельского хозяйства — мясное животноводство (в том числе птицеводство), молочное животноводство, первичная переработка мяса и молока, а также строительство и реконструкция зернохранилищ.

Эти направления должны увеличить поголовье сельхозживотных и в результате снизить зависимость Бурятии от импорта продовольствия. Что касается молочного животноводства, то, по самым оптимистичным данным, на сегодня в нашу республику ввозится около 40% всего масла, 60% цельного молока, свыше 70% сыра и 98% йогурта. В любом магазине в городе и на селе молочные полки забиты продукцией Красноярска, Иркутска, Московской, Омской и прочих областей страны. Более того, местную молочную продукцию тоже трудно назвать местной в полном смысле этого слова. В иной сезон более трети (!) закупаемого нашими товаропроизводителями сырья составляет сухое молоко, которое производится опять же не у нас. Каковы перспективы развития молочной отрасли республики, насколько рентабельно в наших условиях молочное производство? Этим вопросам была посвящена состоявшаяся на прошлой неделе в Селенгинском районе рабочая поездка целой группы депутатов комитета по аграрной политике, земельным вопросам и потребительскому рынку во главе с и.о. председателя Народного Хурала Цыденжапом Батуевым.

Полный комплекс: корма — ферма — переработка

По большому счету, мы все от сохи, если не выросли, то жили в деревне, а потому еще помним запах парного молока и вкус настоящего мяса. Отчасти этим возможно объяснить силу, которая несколько лет назад подвигла не одного, а сразу нескольких депутатов Народного Хурала всерьез заняться сельским хозяйством. В 2006 году депутаты Сергей Цыдыпов, Юрий Мельчаков, их единомышленники Анатолий Шарапов и Сергей Турусов решили приобрести заброшенную молочную ферму в селе Нижний Убукун Селенгинского района, купили в Гусиноозерске единственный в районе цех по переработке молока, находящийся примерно в таком же состоянии, распахали целину и засеяли ее кормовыми культурами. Оформили в собственность 700 га земли, купили в Красноярске первые 100 породистых коров, оборудование, технику и, засучив рукава, на деле начали осваивать новую для себя сферу.

Мы не традиционные сельхозники, поэтому и думаем порой не— традиционно, — начал свой рассказ директор ООО «Сокол» Юрий Мельчаков. — Пусть революции в сельском хозяйстве мы еще не сделали, но свежую струю внесли. Вот одна из двух молочных ферм, отремонтированная, механизированная немецкими доильными установками. Здесь находится 141 корова, из них 100 доится в среднем по 5 тыс. литров в год. Здесь же установлен охладитель молока той же импортной фирмы, который позволяет сохранять молоко высшего сорта. Если парное молоко в течение двух часов охладить до +4 градусов, оно считается молоком высшего сорта и из него можно сделать практически любой продукт. Далее молоко доставляется в Гусиноозерск на единственный сегодня в Селенгинском районе завод по переработке молока, который изготавливает сметану, творог, кефир и масло.

 

Сегодня на этой ферме работают 18 человек, а вообще в нашем хозяйстве созданы 54 рабочих места. Кроме молочного есть мясной скот, верблюды, овцы монгольской породы, которые очень хорошо себя показали. Шесть лет назад, когда мы впервые приехали сюда, на все три деревни, чьи жители в советское время были заняты на этой ферме (140 дворов), не было ни одного производства. Когда мы начали разговаривать с людьми и спрашивать, какую они хотят зарплату, то услышали, что людей устроило бы и 1,5 тысячи рублей. Могу похвастаться, что сегодня одна наша доярка получает 18 тыс. рублей в месяц летом. В период уборки механизаторы получают до 25 тыс. рублей, что для деревни считается очень хорошим заработком, однако, замечу, очереди из желающих устроиться к нам на работу нет, хотя кроме нашей фермы здесь больше работать негде.

Создание собственной кормовой базы — залог успеха

— Любое хозяйство видит залог успеха в наличии собственной кормовой базы, — продолжает рассказ Юрий Мельчаков. — Наш принцип — основная кормовая база должна быть здесь. С этой целью мы взяли в оборот 7 тыс. га, за два года освоили эти объемы, серьезно вложились в землю, посадили подсолнечник, кукурузу, пшеницу, и уже в этом году получим корма. Есть намерение в будущем основное производство кормов перенести в Джидинский район и Кяхту, где почвы лучше и климат мягче. К вопросу о затратах. Одна поливальная установка 150 метров длиной, к примеру, стоит 9 млн. рублей. Вода находится в 1,5 км от поля, перепад 700 метров. Чтобы поднять сюда воду, нужна работа двух насосных станций, которые в день требуют тонну солярки.

Главный вопрос — как сохранить корма. С этой целью в местности Тохой мы начали строительство современных силосных ям, которые с использованием современных импортных технологий позволяют сохранять сухие корма до 5 лет. Таких силосных ям в Бурятии нет больше нигде. Грубо говоря, если мы завтра купим 1200 коров, нам уже будет их чем кормить.

Мегаферма в Бурятии — это возможно

— Любые расчеты показывают, что в нашей республике рентабельным молочное производство может быть только на больших фермах, опять-таки если это современные фермы, — приступил к главной цели своего рассказа Юрий Мельчаков. — Наш проект «Внедрение высокотехнологичных производств в сельское хозяйство Бурятии» заключается в строительстве мегафермы на 1200 дойного скота, оснащенной всем необходимым технологическим оборудованием подобно тому, как это практикуется в Германии, Финляндии и других странах. На проектируемом молочном комплексе предусматривается применение наименее затратной технологии беспривязно-группового содержания коров с использованием силосно-сенажного типа кормления с раздельной подачей измельченных кормов. При надлежащих условиях содержания скот молочного направления способен выдать 7,5 тыс. литров молока в год. Стоимость одной такой коровы — 200 тыс. рублей. Стоимость всего проекта — 832 млн. рублей, из которых 2/3 средств занимает собственно строительство. Срок окупаемости — 8-10 лет.

Собирая информацию, мы объехали всю страну, соседние государства, побывали в Липецке, Балашихе, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Ижевске, Финляндии, Швеции, Канаде, Монголии. Монголы уже обошли нас в отдельных вопросах. В этом году мы предприняли необычный шаг — организовали для 16 своих работников — доярок, скотников, механиков, заведующих фермой — экскурсию в липецкое хозяйство, чтобы люди своими глазами увидели и поверили, что организовать нечто подобное в Бурятии возможно. Впечатление некоторых было такое — от увиденного люди словно заново родились, поверили в себя, в перспективы того, что мы делаем. Однако собственных сил построить такую ферму не хватает, и мы просто вынуждены были вернуться к вопросу государственных гарантий, выйти с просьбой, чтобы правительство приняло в залог ту землю, которая есть у нас в собственности, и выдало нам гарантию на получение кредита.

— Хотелось бы подчеркнуть социальную значимость данного сельскохозяйственного комплекса для Селенгинского района, где удалось создать 54 рабочих места, — подвел итоги рабочему совещанию и.о. председателя Народного Хурала Цыденжап Батуев. — Увиденное впечатляет, вдохновляет и радует. Знаю, что президент Вячеслав Наговицын несколько раз был в этом хозяйстве, внимательно знакомился с делами на ферме. Считаю, что реализация проекта строительства комплекса молочно-товарной фермы на 1200 голов при высокотехнологичном оборудовании и сбалансированных кормах будет успешной, поэтому данный проект достоин поддержки на республиканском уровне. Если мы создадим хотя бы одну такую крупную ферму на всю республику, это будет прорыв в молочном животноводстве, нам удастся переломить ситуацию и снизить импорт завозимого в Бурятию продовольствия. Такой проект станет хорошим примером для других районов.

А в общем хочется заметить, что депутаты комитета по аграрной политике на деле претворяют те законы, которые принимают, и что важно, изнутри понимают, дают ли данные законы результат. Считаю, что эффективность использования бюджетных средств и тех видов финансовой помощи, которую мы оказываем, в этом вопросе достаточно высокая. Цель этих программ — более полное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!