blogtn.ru

В Селенгинском районе Бурятии дан старт юбилейным мероприятиям по случаю 100- летия

Фото Т. Никитиной

В селе Гусиное озеро Селенгинского района, а по-старинному Тамча, прошли торжественные мероприятия, посвященные старту Года 100-летия Селенгинского района.  Еще на февральской сессии райсовета депутаты приняли решение объявить наступивший год Годом 100-летия Селенгинского района, утвержден соответствующий план мероприятий, начато строительство и ремонты учреждений социально-культурной сферы, откроются новые предпринимательские проекты.

100 – летие образования Селенгинского района – важнейший период истории Бурятии, именно здесь на территории священного Тамчинского дацана, мероприятие началось с молебна «Гороо», где гости и ламы молились в том числе и за военнослужащих, находящихся сегодня в зоне Специальной военной операции.

– Они – настоящие воины, настоящие мужики, на которых стоит земля наша и благодаря которым проходит сегодняшний праздник. Желаем им здоровья и оставаться живыми, довести начатое до логического конца. Все спортивные мероприятия по четырем национальным видам спорта, стартующие сегодня, мы адресуем им. Благодарим всех, и стар и млад, кто приехал в этот морозный день сюда, в Тамчу, приехал со всех уголков республики, из Улан-Удэ, чтобы поддержать свой район, внести посильную лепту в общее дело. Сразу скажу, все, кто даже не займет призовые места в этих соревнованиях, получит утешительный приз, потому что важно настроение, важен огонь в сердцах, – сказал глава Селенгинского района Станислав Гармаев.

Мероприятия развернулись возле сельского Дома культуры, где сошлись воедино поздравления с наступившим праздником Белого месяца в форме театрализованного представления «Цагаан сарын уулзалга» и народные гуляния Масленицы. Прошли состязания  в традиционных бурятских играх «Шагай наадан», «Тэбэг» – зоска, «Сээр шааха», стрельбе из лука.

Битва ехоров стала в тот день самым зрелищным событием, вызвавшим среди зрителей бурю аплодисментов. Каждое поселение района представило свои команды в национальных костюмах, танцуя и исполняя народные песни.

– Этот год должен стать особенным для всего Селенгинского района и каждого нашего поселения. Благодаря Национальным проектам в Гусиноозерске появится современный бассейн с 25-метровой дорожкой, начнутся ремонты инженерных сетей, что должно значительно улучшить инфраструктуру города. В самом большом сельском поселении «Загустайское», начнется строительство нового дома культуры, а здесь, в Гусином озере – нового стадиона, начатый капитальный ремонт районного ДК «Шахтер» должен быть завершен и 12 декабря, там пройдут торжественные мероприятия в день основания нашего района. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, планов на самом деле много, – рассказал глава Селенгинского района Станислав Гармаев.

На мероприятии был торжественно поднят Флаг 100-лети Селенгинского района. Как сообщили организаторы, флаг юбилейных мероприятий, приуроченных к 100-летию Селенгинского района, будет поднят в каждом поселении района.

Образование Селенгинского района (автор Р. НАЙДАНОВ)

Под Селенгинским регионом подразумевается территория, • занятая ныне Закаменским, Джидинским, Кяхтинским, Селенгинским районами и Иволгинская долина до Улан-Удэ. Площадь этой территории составляет более 40 тыс. квадратных километров, почти равная территории Швейцарии.

Ко времени возникновения Селенгинского острога территория почти пустовала. Коренными жителями были в основном эвенкийцы, проживающие на западе — Закамне и Джиде и низовьях Чи- коя и, возможно, малочисленные буряты, просочившиеся из Прибайкалья. Начиная с 1665 по 1720 годы бассейн реки Селенги и ее притоков заполнился переселенцами из Монголии, а буряты в составе 500 семей переселились из Прибайкалья, начиная с 1707 года, после основного потока монгольских переселенцев, но до прибытия табангутов из Монголии,. К 1720 году бурятское население составило примерно 5,5 тысячи человек, монголов — более 14 тысяч, эвенкийцев—не более двух тысяч человек, русское население— около 1500 человек. Всего около 23 тысяч человек. Ко времени установления новой границы между Монголией и Россией (1727 г.) население региона не превышало 25 тысяч.

Первым приемником переселенцев-монголов был Селенгинский острог, возглавляемый приказчиком, где их принимали в российское подданство, приняв от них шерть (присягу). Всю эту разношерстную массу переселенцев—бурят, монголов, русских — острог расселил по бассейну реки Селенги, ее притоков на постоянное жительство, выделив им нужные земельные угодья.

Таким, образом Селенгинский острог стал первым административным органом и столицей в Селенгинском регионе.

Однако с первых же дней инородцы (так называли нерусских) и русские оказались в подчинении разных ведомств. Это раздельное руководство сохранилось вплоть до установления Советской власти в Бурятии. Буряты и монголы разделились внутри себя родами.

Буряты составили шесть родов, монголы — восемь. Каждый род подчинялся своему главарю—тайше, и каждый улус (поселение) возглавлялся зайсаном (старостой). Тайши представляли перед острогом свои роды.

В дальнейшем буряты и монголы стали называться бурятами по дипломатическим соображениям, чтобы маньчжурское правительство не требовало возвращения монголов. Между правительствами обоих стран была договоренность возвращать перебежчиков.

Когда Селенгинский острог стал штатным городом (1707—1775), административным органом стала воеводная канцелярия, возглавляемая бригадиром или воеводой. Воевода являлся гражданским и военным начальником, обладал чрезвычайной властью исполнительной и судебной, ограниченным дипломатическим правом. После упразднения воеводства административная функция перешла полицейскому управлению.

С 1808 по 1907 год административным органом селенгинских

инородцев стала, так называемая, степная контора, или степная дума с резиденцией на р. Темник, которая с тех пор называется п. Селендума. Степную думу возглавлял главный тайша с двумя помощниками, а роды инородцев возглавляли шуленги (судьи).

В 1822 году произошло некоторое изменение в управлении инородцев. Собственно, изменились названия должностных лиц, вместо шуленгов появились родовые головы, вместо зайсанов булучные старосты, т. е. старосты селений. Из среды родовых голов, зайсанов, выбирались думские заседатели. Главные тайши выбирались из помощников главного тайши, заседателей и родовых голов. Степные конторы (думы) просуществовали 99 лет.

В дальнейшем административный орган региона принимал различные названия и формы. После упразднения степной конторы в 1907 году образовался Селенгинский уезд с резиденцией в Ново- селенгинске. Территория региона была разделена на три волости: Селенгинскую, Чикойскую и Оронгойскую. В Селенгинскую волость входила территория от р. Темник |по левобережью р. Селенги до Закамны с  резиденцией в п. Селендума. Чикойская волость, с резиденцией в г. Кяхте охватывала правобережье р. Селенги от р. Хилка и всю территорию нынешнего Кяхтинского района. В Оронгойскую волость входило все левобережье р. Селенги от р. Темник до г. Верхнеудинска. Управление волости находилось в улусе Жаргаланта. Начальник волостного управления назывался старшиной, а улусные главари — старостами. Родовые управления были упразднены. Волости подчинялись Селенгинскому уездному управлению. В Закамне сохранилось родовое управление. Волостные управления функционировали до мая 1917 года.

Совершилась Февральская буржуазно-демократическая революция. Устанавливалось Временное правительство. В апреле 1917 года на съезде забайкальских и иркутских бурят в г. Чите был создан, так называемый, Бурятский Национальный Комитет (Бурнацком) по инициативе бурятских буржуазных националистов.

В организации административных органов в новых условиях националисты не хотели изживать раздельное управление бурятскими русскими. Они проектировали и добились на местах административных единиц для бурятского населения, изолированных от соседних русских поселений, расположенных между бурятскими селениями. Все бурятское население в административном и политическом отношении организовалось по схеме; сомон — хошун — аймак — бурнаццума. В апреле же 1917 года уезды были переименованы в аймаки, волости в хошуны, улусы в сомоны. Аймак возглавлял тайша, хошун — захарагча (приказчик), сомон — зайсан, арбан — сагда. Эти административные единицы, их начальники получили бурятские (монгольские) названия по образцу и подобию административных единиц и органов Монголии, введенных маньчжурскими правителями Китая. В этом сказывается панмонголистический «вклад» бурятских националистов, пробравшихся в руководство Бурнацкомом, затем в Бурнацдуму.

По военно-территориальной системе администрации маньчжуров сомоны, хошуны, аймаки означали войсковые подразделения. Сомон представлял эскадрон, хошун — дивизию, аймак — корпус. В апреле этого же года волости переименовались в хошуны. Дело оставалось за созданием аймака.

В начале мая 1917 года в Тамче (при Гусиноозерском дацане) состоялось расширенное собрание уполномоченных трех хошунов (Селенгинского, Чикойского и Оронгойского) и шести казачьих станиц (Боргойской, Гэгэтуйской, Селенгинской, Чикойской, Харьятской, Ангажинской), сартульской инородческой волости и Закамен- ской инородческой управы (до сартулов и закаменцев реорганизация еще не дошла). На этом собрании было решено учредить аймачный административный орган и избрать его руководящий состав — исполнительный комитет. Председателем, то есть тайшой был избран врач Саижамитаб Будажапович Цыбиктаров. Членами исполкома были избраны Буда Цыренжапов, бывший старшина Оронгойской волости, Дамдин Буянтуев — казак боргойской станицы, активист, кооператор, в 1921 году казнен ун- герновщиной в Цаган-Жалге, Буда Хишиктуев, казак Янгажинской станицы, Дондок Абидуев, атаман Селенгинской станицы. Избранный состав исполнительного комитета начал работу в канцелярии Хамба Ламы, избрав ее временной резиденцией за неимением другого соответствующего здания.

В сентябре 1917 года бурятские националисты Бурнацкома навязали реорганизацию: в аймаках хошунах и сомонах была введена управа, сугубо обособленная национальная форма управления.

Свершилась Великая социалистическая революция в Октябре. Ленинский клич: «Вся власть — Советам!». Но Советская власть была далеко, она не скоро пробьет дорогу в Селенгу.

В марте 1918 года член аймачного исполкома Дондок Абидуев организовав антиаймачное движение. Во главе сотни конных казаков совершил налет, разгромил резиденцию аймачного исполкома, забрал большую сумму денег, захватил оружие, забрал дела Селенгинской казачьей станицы. Избил двух членов исполкома, их угнали пешими в Н-Селенгинск в качестве заложников за скрывшегося председателя исполкома Цы- биктарова, который потом оказался в Урге (Улан-Баторе), где в 1921 году был казнен -бароном Унгерном за революционную деятельность в Монголии. Аймачный комитет оказался совершенно беспомощным, хотя своевременно были подтянуты около сорока вооруженных людей. Могло быть кровопролитие, но сами исполкомовцы решили не рисковать, и Хамба Лама решительно запретил кровопролитие. Тогда в Тамче не было ни телеграфной, ни телефонной связи. В подобных чрезвычайных случаях аймачное руководство оставалось абсолютно беспомощным. Поэтому аймачный исполком обосновался в Н-Селенгинске, заняв здание бывшего полицейского управления, где была телефонная и телеграфная связь, под боком удобный водный транспорт по Селенге.

Однако через некоторое время аймисполком вернулся обратно в Тамчу, заняв пустующие дома китайских торговцев. К этому вынудила банда белогвардейцев и семеновцев. Вскоре Н-Селенгинск был занят семеновцами, но они хозяйничали недолго. В конце декабря 1919 года Н-Селенгинск был освобожден партизанским отрядом Е. В. Лебедева.

Произошло изменение в руководстве исполкомом. Председателем работал Б. Б. Айсуев, а одним из членов исполкома был Николай Николаевич Гомбоев — внук Н. А. Бестужева (сын Найдана Гомбоева и Екатерины Старцевой). Из старого состава Б. Хишиктуев, Б. Цыренжапов и Д. Бальчинов •— секретарь.

Цыренжапов и Бальчинов в 1916 году сопровождали «реквизированных» селенгинских бурят на тыловую работу на русско-германский фронт. Они жили с ними в Пинских болотах Белоруссии с начала до конца, разделяя тяжелую участь мобилизованных товарищей, отстаивая и защищая их интересы. Регулярно информировали о происходящих событиях. Поэтому, пользовались авторитетом среди селенгинских бурят. Оба достаточно грамотные, принимали активное участие в общественных делах.

Тем не менее в руководстве аймака и Селенгинского хошуна, видимо, оказывались нежелательные элементы, о чем – свидетельствует выход 300 дворов боргойцев из подчинения Селенгинского хошуна, аймака и присоединение Троицкосавскому уездному, совету. Свой выход боргойцы мотивировали тем, что в Селенгинской хошунной и аймачной земских управах главенствуют «бывшие усердные служаки Николая Романова в лице бывших родовых голов, зайсанов, атамана, судей и прочих господ…».

Действительно в то время не хватало политически грамотных руководящих кадров. Учитывая это, в начале 1920 года Иркутский Губернский Комитет командировал в Селенгинский аймак молодых грамотных товарищей: А. И. Оширова, Ф. М. Сахалтуева, Е. И. Лосова, Сагадарова.- Прибыли буряты Б П. Махатов, И. В. Чинкиров и др.

Аймачный комитет переехал в п. Селендума, заняв здание бывшего волостного управления, где было достаточно помещений для аймачных учреждений и квартир для служащих.

В период гражданской войны (1918—1920 гг.) были созданы временные чрезвычайные органы Советской власти—революционные комитеты (ревкомы), сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. По упрочению Советской власти подготавливали выборы в Советы и передавали власть избранным исполкомам.

Еще раньше в разных местах создавались чрезвычайные комитеты и Советы. Так, в марте 1917 года казаки-фронтовики образовали Боргойский станичный революционный Совет. В начале марта 1917 года Новоселенгинский Общественный Комитет, поддержав свержение старого строя, принял решение разоружить Селенгинское уездное управление, конфисковать огнестрельное и холодное оружие, создать на добровольной основе милицию. В начале мая 1917 года была упразднена Новоселенгинская волостная земская управа, создан исполнительный комитет волостного Совета крестьянских депутатов.

Установление Советской власти в Селенгинском аймаке происходило в период образования Дальневосточной республики (ДВР), в составе, которой были часть аймака — Чикойский хошун. До образования аймачного ревкома вся власть принадлежала военно-революционному комитету, который был создан в начале 1920 года.

После разгрома основных сил семеновских банд и остатков белогвардейцев в долине Селенги и освобождения Верхнеудинска (март 1920 г.) был созван аймачный съезд депутатов трудового населения аймака, на котором был избран аймачный революционный комитет, имеющий отделы: управления, земельный, продовольственный, народного образования, финансовый, а хошунные — общий, продовольственный, земельный, финансовый. Деятельность аймревкома была направлена на организацию хошунных и сомонных ревкомов, контроль за подводной и трудовой повинностью граждан, заготовкой продовольствия для Красной Армии и партизанских, отрядов,  решение земельных вопросов.

Население аймака до образования ДВР составляло около 70 тысяч человек. С проведением границы по решению V Армии 10 марта 1920 года в ДВР отошел Чикойский хошун с населением 18836 человек. Тогда в состав Селенгинского аймака входили: Оронгойский, Селенгинский, Сартуло-гэгэтуйский, Закаменский и Кудара-бурятский хошуны. Причем, Кудара-бурятский хошун с населением 5000 человек был присоединен к Селенгинскому аймаку еще в 1917 году.

В 1922 году Селенгинский аймак включил в себя территории нынешнего Закаменского, Джидинского аймаков и левобережье р. Селенги до Улан-Удэ. Численность населения аймака составляла 69919 человек, в том числе 19305 русских, 50614 бурят или 72 процента. Площадь территории аймака составляла 27889 квадратных километров. В октябре 1922 года по заданию, председателя Бурревкома М. Н. Ербанова председатель Селенгинского аймревкома А. И. Оширов объехал западные районы, побывал во всех населенных пунктах Закамны и Джиды. На эту поездку он затратил 24 дня. Разумеется, кроме конной подводы другого транспорта тогда не было.

В 1923 году был образован Троицкосавский аймак, подчиняющий бурятских и русских, бывших Троицкосавского и Селенгинского уездов. Через пять лет в 1928 году Троицкосавский аймак был разделен на три аймака: Троицкосавский с центром в г. Кяхта, Закаменский с центром в Цакире и Селенгинский с центром в Селендуме. Селенгинскому аймаку был возвращен Оронгойский хошун,который ненадолго был включен в Верхнеудинский аймак. В 1927 году хошуны как административные органы были упразднены (Постановлением ВЦИК от 26 сентября 1927 года).

После Селендумы аймачный центр опять оказался в Тамче, затем в 1931 году Новоселенгинск стал резиденцией аймачного исполкома. На этом завершилось перемещение аймачной администрации по треугольнику: Тамча-Селенгинск-Селендума.

В 1935 году от Селенгинского аймака отделился Джидинский аймак с административным центром в п. Петропавловка.

В 1961 году аймачный исполком обосновался в г. Гусиноозерске (Указ ВС РСФСР от 21 июня 1961 года). В 1963 году Селенгинский и Кяхтинский аймаки были объединены (Указ ВС РСФСР от 1 февраля 1963 года). Затем в 1965 году были разъединены на два самостоятельных аймака (Указ ВС РСФСР от 11 января 1965 г.).

Когда же образовался Селенгинский аймак?

В начале 1917 года на расширенном собрании представителей бурятского населения Селенгинского региона был создан Селенгинский аймак, его руководящий состав. Однако они нигде не были утверждены, т. к. не было еще верховного органа в Бурятии. Причем, решение было вынесено без участия представителей русского населения.

В связи с образованием Бурятской автономной области в составе РСФСР в Декрете ВЦИК от 9 января 1922 года указано: «ВЦИК постановляет: образовать автономную Бурятскую область в границах, определенных соглашением между Сибирским революционным Коммунистическим Комитетом и представителями бурят- монгольской народности, в составе аймаков: Тункинского, Эхирит- Булагатского, Боханского, Аларского, Селенгинского с центром в г. Селенгинске». Однако не эта дата (9 января 1922 г.) является днем рождения Селенгинского аймака. Чикойский хошун вместе с другими аймаками вошел во вторую Бурятскую автономную область в составе ДВР. В 1923 году обе эти области были объединены в Бурят-Монгольскую автономную республику. Чикойский хошун вернулся в состав Селенгинского аймака.

Селенгинский аймак образовался заново Декретом ВЦИК от 12 декабря 1923 г. на территории от Верхнеудинска до Закамны включительно и нынешнего Кяхтинского аймака.

Таким образом, днем рождения Селенгинского аймака юридически считается 12 декабря 1923 года.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!