blogtn.ru

В главном театре Бурятии показали остросовременный спектакль

Фото Т. Никитиной

По меньшей мере удивление испытали жители Бурятии, приготовившиеся к встрече с классической русской оперой «Царская невеста» на сцене академического театра оперы и балета (возрастной ценз 12+), премьера которой состоялась в эти выходные. Вместо 4 – часовой громады для знатоков оперного искусства, посвященных в события времен Ивана Грозного, зрителям показали полуконцертный вариант (как значится в афишах), с выходами артистов прямо из зала и текстом на современном русском языке.

Доселе в Бурятии ожидать подобного можно было разве что от главного режиссера русского драмтеатра Сергея Левицкого, но никак не приверженцев классики, но вышло неплохо. В кои веки зрителям не только было понятно, что поют, но и в каком временном летоисчислении происходят события, учитывая, что авторы постановки под руководством Владимира Рылова одели своих героев в костюмы советской России периода НЭПа.

Более того, в начале оперы, на протяжении всей довольно продолжительной увертюры зрители, глядя на широкоформатный экран, имеют возможность ознакомиться с основными политическими итогами правления Ивана Грозного, что само по себе уже представляет интерес. А далее, в хронике уже столетней давности, заснятой почему-то в городе на Неве, иные зрители усмотрели четкий профиль Головы Ленина с площади Советов, как бы взирающей на все происходящее на сцене, что автоматом перенесло действие прямиком в Бурятию.

 

– Наша постановка посвящена и очень серьезной проблеме власти — власти подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с веком XX-м. Многие наши зрители знают о событиях XX-го века только по книгам, фильмам или рассказам. Я же в большой степени сам участник и очевидец этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма наших персонажей, напоминает об этом времени, – пояснил Владимир Рылов на сайте театра.

История Бурятского театра оперы и балета свидетельствует, что «Царская невеста» (музыка Римского – Корсакова) ставилась здесь в 1948, 1953 и 1971 годах, однако такого здешние зрители точно никогда не видели. Такая Любаша (в потрясающем актерском исполнении солистки Марии Балдановой) не привиделась бы ни одному опричнику ни в одном сне, но все это условности.

Самое потрясающее, что в спектакле по сути о тоталитарном (читай – сильном) государстве, каким –то образом нашли отражение нынешние события, учитывая, что работа над оперой «Царская невеста» началась еще декабре 2021 года, когда о специальной военной операции на Украине по сути еще ничего не было слышно.

К примеру, еще никогда образ лекаря Бомелия (из немцев), охотно соглашающегося сделать для «царской невесты» и приворотное зелье, и губительный яд, не кажется столь современным. Интересно, что в отличие от других классических русских спектаклей опера «Царская невеста», не уступающая по накалу страстей иным шекспировским шедеврам, за всю свою более столетнюю историю практически не ставилась за рубежом.

Примечательно, что 21 марта, в этот понедельник, именно в государственном театре оперы и балета состоится встреча главы республики Алексея Цыденова с артистическим сообществом Бурятии. Об этом уже известил на своей странице в соцсетях главный режиссер русского драмтеатра Сергей Левицкий. Тема встречи, как можно догадаться, текущий политический момент и позиция государственных служащих в этот непростой для страны период.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!