Автор текста – Марина Алисова, фото предоставлено Николаем Дудко
Недавно в республиканских СМИ прошла информация, о том, что бурятский художник Николай Дудко закончил работу над «противоковидной» танкой. Воспользовавшись давним знакомством, напросилась на встречу, где и задала интересующие меня вопросы.
– Николай Николаевич, 17 ноября указом Алексея Цыденова вам присвоено звание «Заслуженный художник Республики Бурятия», с чем мы вас от души поздравляем. Почему все-таки буддизм?
– Потому что буддизм – это для себя. Будучи уже достаточно взрослым человеком с хорошим европейским образованием, я понял, что это единственная форма, которая может мне помочь, не меняя ничего внешне, полностью измениться внутри, то есть изменить себя благодаря знаниям, которые дает буддизм. Для меня это оказалось очень важно. Я встретил правильных учителей, и они нашли правильные слова для меня, и благодаря этим словам и их устремлениям я стал тем, кем стал, но не с точки зрения художника, а с точки зрения просто человека. Буддизм помогает мне легче жить, легче справляться с теми негативными ситуациями, которые возникают в жизни, и преодолевать их. Поэтому буддизм – мой личный выбор.
Мне посчастливилось. У меня было много учителей. Это в основном тибетские ламы и монгольские. На том или ином этапе моей жизни они принимали меня. Это те учителя, которые обладают глубокими духовными знаниями, и эти знания в них развиты благодаря их духовной практике. Многих, к сожалению, уже нет в живых. Но с оставшимися я продолжаю поддерживать связь. Мне от них достались посвящения, передача знаний, которые они в меня вложили. Вот я стараюсь эти знания, как огонь, нести дальше. Что касается общения с другими буддийскими школами, то я открытый человек, стараюсь быть дружественным для всех, поэтому рад всем, кто хочет общаться и дружить, хочу быть полезным. У меня много друзей среди местных священников. Мы плодотворно общаемся.
– В Бодхагае я видела много европейских лиц. Как вы думаете, почему буддизм начал широкое шествие по планете, а не замкнулся на определенной территории?
– Смысл буддизма именно в этом – он открыт для всех. Само слово «буддизм» существует недавно, всего лет 100 – 200 как его придумали, чтоб дать определение этому явлению. Само слово, обозначающее буддизм, по-тибетски называется «нан-па». «Нан» — это «внутри», а «па» — это «тот, кто ищет», человек, ищущий свое внутреннее изначальное состояние. Вот что такое буддизм. И национальность не имеет значения. Поэтому по всему миру можно видеть не только азиатских, но и европейских буддистов. Интересно, что, по статистике, в Америке, где проживает 360 млн человек, 2 % составляют буддисты, и это не приезжие, а местные жители, принявшие эту религию, метод, практику для своего духовного развития. Смысл этого нан-па – человек, ищущий внутреннее освобождение.
– Это определило ваше направление как художника? Рерих тоже был буддистом, но писал Гималаи и лица.
– Повторюсь. Мне посчастливилось встречаться с разными учителями в моей жизни. И один из первых учителей в середине 80-х годов – Дарма Доди лама, наш бурятский священник – сказал: «Ты же художник, и тебе будет легко рисовать танка». С его легкой руки я стал тем, кем стал. Учился в Монголии, Непале, закончил образование в городе Дхармасала (Индия) и получил диплом в резиденции Далай ламы ХIV. Все это благодаря пожеланию моего первого учителя.
В Дхармасале окончил Институт тибетских исследований (LTWA – Library of Tibetan Works & Archives). Надо сказать, что традиционно здесь учатся на протяжении пяти лет. Я выучился за два года. Рисовал по 24 часа в сутки. Работал очень много. И когда получал диплом, перед отъездом еще один из моих учителей сказал: «Возвращайся, откуда приехал, и будь там полезен своими знаниями, которые ты получил здесь». Это была вторая ключевая фраза, определившая мою дальнейшую судьбу.
До сих пор с благодарностью вспоминаю годы учебы. До глубины души тронуло отношение тибетцев ко мне. Как они относились, все учителя, даже Далай лама, с которым несколько раз встречались. Они готовы были делиться всем, чем обладали сами: знаниями, умением. На каждый мой вопрос я получал точный, ясный ответ. Я счастлив, что общался и на протяжении всего времени дружил с Богдо Гегеном IX – величайшим правителем монгольских народов. Почему-то он меня близко принял и относился как к сыну. Это было так приятно. Я понимал, что это за величина – величайший Ринпоче, человек уровня Далай ламы. И такая величина просто и с любовью относился ко мне, простому российскому студенту. Благодаря этому я чувствовал, что люди готовы делиться своими знаниями, чтоб нести их дальше, и вот эти слова «возвращайся домой» для меня до сих пор служат девизом, слоганом моей жизни.
Что я могу сделать для людей здесь, где нахожусь? Передавать полученные знания. Могу открыть школу живописи танка, развивать популяризацию этого искусства (потому что это не только искусство дацана). Танка может помочь человеку встать на путь нан-па, то есть в поисках внутреннего состояния. Увидев изображение, вначале получить кармическую связь, а потом развивать свое сознание далее. Может, поэтому буддизм получил такое широкое развитие по всему миру. Очень много буддийских центров в Европе, Америке и в целом по всему миру.
Мы живем в современном мире новых технологий, и я стараюсь распространять свои знания как художник не только в Бурятии, но и по всей России и миру. До пандемии у меня было множество выставок и в Европе и Латинской Америке. Я стараюсь нести это знание людям, чтобы, увидев танку один раз, человек отложил ее в сознании, а потом в будущем это обязательно проявится.
– У вас есть продюсер или человек, который оказывает вам покровительство и продвигает вас?
– Мне посчастливилось, у меня потрясающий продюсер, наверное, один из лучших, мне известных на планете Земля. Его имя – Николай Дудко. Серьезно. Ведь все приходится делать самому, начиная от приготовления красок (а я рисую только минеральными красками, для которых нужно перетереть минеральные камни) до полиграфической части. Книги, плакаты, календари, веб-сайт… я все делаю сам. Чтоб все это успеть, приходится работать круглые сутки. Я бы с радостью часть работы делегировал другим людям, но на протяжении последних 20 – 25 лет активной работы я не встретил специалиста, который бы в полном соответствии воплотил мои замыслы.
Так, например, говорю дизайнеру, какой бы хотел видеть книгу, а он в мое видение добавляет что-то свое, приходится переделывать, и со временем понял, что изначально лучше все делать самому, попутно осваивая другие специальности. И в продвижении своих работ я тоже все делаю сам: договариваюсь о предоставлении помещений, о времени проведения выставок. Было бы хорошо, если бы и этой частью кто-то занимался и зарабатывал бы на этом, но пока не посчастливилось встретить такого человека.
Последняя моя крупная выставка была в галерее Церетели – в Российской академии художеств в Москве. Как обычно, написал заявление на проведение. Мне говорят: «У нас 6 – 8 лет ожидания, очередь большая» (ну, выставиться в Академии художеств это же немыслимое достижение). Говорю: «Ничего, я за это время еще нарисую». Мне позвонили через две недели и предложили выставиться уже в следующем месяце. Представляете? Дали 500 квадратных метров, два зала. Конечно же, все это стоит денег.
– За рубежом выставку устроить проще?
– Там люди более открытые, менее ограниченные. Часто организаторы, если видят, что цели духовные и выставка вызовет резонанс среди посетителей, идут навстречу, предоставляя бесплатное помещение. Но все равно нужно понимать, что у выставочных залов и галеристов планы сверстаны на много лет вперед. Я вот тоже стою в планах на 2024 и 2026 гг. В следующем году мне исполняется 60 лет. Хотел бы отметить юбилей выставкой в Музее Востока на Никитском бульваре. У меня там прошло уже пять выставок за 20 лет. Художники почитают за счастье там выставиться. Два года назад написал заявление, и мне сказали: «Вы у нас самый почетный, поэтому ценник для вас вырос за аренду». Деньги остаются деньгами. Приходится работать и работать, но пока (тьфу, тьфу) получается. Время идет, все движется своим чередом.
Последние десять месяцев работаю над тем, чтоб принять участие в Венецианском биеннале. Это потрясающее культурное событие мирового уровня. Ежегодно проводится в Венеции. Это как Олимпийские игры, только связанные с современной культурой и искусством. Я подумал, а почему бы искусство танка не представить на биеннале? Нашли людей со стороны Италии, которые могли бы представить наши интересы и помочь в работе.
Их первое впечатление – шок. Как можно традиционное старинное духовное искусство показывать на этой площадке?! Потом после длительных переговоров и объяснений пришли к пониманию, что буддизм не стареет, он меняется. Как если раньше люди читали книги с бумажного листа, а теперь с гаджета. Так и буддизм… Он умеет адаптироваться во времени. Так почему бы нам не выступить в Венеции? Сейчас мы работаем над этим, готовимся к проведению биеннале в августе 2022 года. Это, конечно же, стоит денег, особенно на рекламу, чтоб люди имели представление о работах и художнике.
– Танка – очень дорогое занятие. Как вы решали финансовые вопросы в начале пути?
– Да, это недешевое удовольствие. Это и минеральные камни, и золото 999-й пробы, парча, шелк, сами инструменты. Вначале было сложно, но с годами все сложилось само собой. Камни я покупаю в Индии или Непале. Там это недорого. Перетирать их в краску мне помогают мои студенты. Все начинается с желания человека. Не нужно ждать, что придет богатый спонсор или врата откроются и тебе все дадут. Нет, всего нужно добиваться самому. Всего, что тебе интересно.
Вот для меня в жизни было очень важно ощутить заинтересованность самого себя тем, чем ты занимаешься, и тогда самому будет легче. Потому что будешь искать различные варианты достижения цели. Например, когда я познакомился с моим первым учителем Дарма Доди ламой, он почти не владел русским. На бытовом уровне мы еще могли общаться, а вопросы философии, познания требовали взаимопонимания. И тогда я решил выучить бурятский язык. Когда приезжали ламы с Тибета, я думал, что тибетский язык, как язык оригинала, важнее. Но когда встретил своего духовного учителя Чогьяла Намкая Норбу, я понял, что английского вполне достаточно будет. И вот это есть желание человека – ты понимаешь, что тебе нужно для того, чтобы самого себя развивать. Когда есть собственная заинтересованность, дело движется быстро. Я очень быстро выучил английский до того уровня, чтобы общаться с учителями, читать книги. Сейчас мне комфортно в любой точке, потому что весь мир говорит на английском. Надо помочь самому себе через то, что тебе интересно.
Я не могу сказать, сколько на сегодняшний день нарисовал танка, чего их считать. Какое-то количество размещено на сайте www.thangka.ru. А в общем на написание одной работы уходит около года. Иногда больше, иногда меньше. На выставке в галерее Церетели было выставлено около 50 танка и еще рисунки, наброски. Иногда меня спрашивают: «Сколько жизней ты уже рисуешь?». Говорю, что рисовать начал еще в прошлых жизнях.
– Как появилась танка «Против коронавируса»?
– Эта танка на самом деле называется «Черный Хаягрива». Это изображение «терма» (скрытое учение) оставил гуру Падмасамбхава в VIII веке нашей эры, 1300 лет тому назад. И такой комментарий к этому учению: «Во времена, когда будут пандемии, эпидемии, большие человеческие катаклизмы, вот это учение будет помогать преодолеть все беды», потому что с точки зрения буддизма считается, что негативные существа, негативные энергии влияют и провоцируют человека.
Это учение вновь открыли в XIX веке, адаптировали ко времени, но суть его осталась. Я нашел эти книги, получил посвящение и нарисовал это изображение. Я просто попытался сделать то, что в данных обстоятельствах в моих силах. Но изображение – это только начало, визуальная сторона. А сам дух этого учения в том, что в него заложены мантры действия, которые очищают, освобождают, помогают человеку избавиться от проблем, связанных с болезнями, энергетическими провокациями. Люди должны помогать себе сами, рассчитывать только на себя. Вот это нан-па, поиск внутреннего своего состояния, потому что буддизм говорит и учит тому, что наше изначальное состояние чисто, светло и лучезарно. И вот это надо сначала обнаружить, а потом проявить в себе. Оно есть в каждом из нас.
Я стараюсь через искусство танка помогать людям увидеть свое внутреннее истинное состояние. В тибетском слово «танка» имеет одно из значений «мелонг» (зеркало). То есть человек смотрит на картинку, видит на изображении божество, в то же время как бы смотрится в зеркало и видит там собственное отражение. То есть Будда или Тара это я – мое чистое, незамутненное отображение, мое нан-па. Я искренне желаю всем читателям, чтоб они обратили внимание на себя, на свое внутреннее состояние. Тогда будет меньше проблем, кризисов, всевозможных внешних раздражителей. Наше реагирование на мелочи мешает нам жить и наслаждаться тем, что есть, заставляя мечтать о труднодостижимом, сокращая нашу жизнь и делая ее хуже, скучнее, безрадостнее. Это все наш ум придумывает. А когда человек открыт, его нан-па позволяет воспринимать мир таким, какой он есть, и радоваться тому, что есть. Искренне желаю этого всем нам.
– Спасибо за учение!