Фото: пресс-служба минэкономики
Совещание-форум «Инвестиционная деятельность в регионах, инвестиции в спорт и развитие спортивной инфраструктуры «Спорт объединяет», состоявшееся на прошлой неделе в Улан-Удэ с участием крупных чиновников из самых разных регионов, банковских управленцев и представителей бизнеса, поразило даже видавших виды спортивных руководителей.
Происходившее на «круглых столах» и презентационных сессиях было не похоже ни на одно мероприятие, случавшееся здесь раньше. Тренеры, директора спортивных школ и другие управленцы разного уровня говорили о вещах, о которых говорить не принято.
К примеру, о том, что в стране, в том числе и в Бурятии, построены дорогостоящие спортивные объекты, загруженность которых оставляет желать лучшего. Где найти менеджеров, способных завлечь людей в уже имеющиеся спортзалы и обеспечить доходность тем спортивным сооружениям, которые еще предстоит построить? В конце концов, каким образом регионы намерены выполнить к 2024 году наказ Путина увеличить до 55% долю граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом?
Слово банкира
Презентационная сессия «Банковский продукт для реализации проектов спортивной инфраструктуры в российских кредитных организациях» обозначила ключевой темой проблему государственно-частного партнерства (ГЧП) в спортивной сфере, притом, что таких объектов в стране можно пересчитать по пальцам, а в республике их нет вообще. Как справедливо заметила в приветственном слове исполнительный директор управления инфраструктурного и транспортного финансирования ПАО «Сбербанк» (г. Москва) Анна Багинская, еще совсем недавно никто даже представить не мог, что ГЧП в спорте возможно. Причины и в том, что рынок спортивной инфраструктуры достаточно тяжело анализируем и предсказуем из -за своей долгосрочности, и доказать банковскому сообществу, что через 10-15-20 лет все построенное окупится, весьма сложно.
По мнению другого банковского коллеги, только слепой не видит, что массовый спорт в России может приносить сегодня неплохой доход. «В Европе фитнесом занимается 7-10% населения, в Америке — 15-20%. В России этот показатель составляет пока только 2% населения, но он очень быстро популяризируется. Если мы оглянемся всего на 5-10 лет назад, то вряд ли назовем, сколько фитнес-центров было в том же Улан-Удэ. Уверен, сегодня таких центров в столице Бурятии уже несколько, и все они успешно работают. Мы все убедились, что спортивные проекты можно рассматривать как бизнес, банки пришли в фазу, когда они готовы взращивать бизнес-партнеров», — сказал управляющий Бурятским регионом ПАО Банк «ФК Открытие» Анатолий Семенов.
Улан-Удэ — продвинутый город
Бизнесмен из Башкирии, руководитель проекта строительства крупного спортивного центра «АКВА» Андрей Носков развернул дискуссию в практическое русло, предложив прямо в зале Русского драмтеатра начать сдвигать жернова с мертвой точки. Он попросил присутствующих бурятских бизнесменов поделиться опытом кредитования, а когда предприниматель Антон Сидлер откровенно признался, что кредиты ему оказались не по зубам и летний спортивный лагерь на оз. Щучьем он построил исключительно за счет собственных средств, Андрей Носков предложил коллеге из Бурятии завтра вместе сходить в местные банки и узнать условия поддержки.
«На федеральном уровне знаю, что Москва — продвинутый город, Казань — продвинутый город, теперь знаю, что и Улан-Удэ — продвинутый город, — сказал Андрей Носков. — В некоторых регионах есть министр экономики, которому ничего этого не надо, и это не такая редкая ситуация. Муниципалитеты не готовы сегодня заниматься ГЧП в спорте, потому что над ними довлеют показатели, они не всегда грамотны в этих сложных вопросах. Уфа — спортивный город, где есть своя хоккейная команда «Салават Юлаев», есть спортивная школа, обучающая сегодня 48 тыс. детей начиная с 5 лет. К вопросу об окупаемости спортивных объектов. Есть ночная хоккейная лига, где играет президент. Когда мы начинали наш проект спортивного центра «АКВА», выяснил, что такая же ночная команда существует в Уфе, и не одна. Ребята скидываются по 1,5 тысячи рублей, арендуют лед в 2 часа ночи и играют. У меня замечательная кредитная история, но пришлось пройти все круги испытаний, прежде чем наш строящийся объект на уровне правительства был признан приоритетным. Мы получили налоговые льготы, в расчетном варианте создаем 60 рабочих мест, при нагрузке в 200 человек каждый час, загруженности в 70% мы рассчитываем, что окупим свой проект за 7,5 лет. Учитывая все эти моменты, при 16-часовом рабочем графике 4 часа отдаем детско-юношеским спортивным школам. Коллеги из Татарстана этот путь уже прошли».
В ручном режиме
Чем дальше продолжали беседу участники, тем нагляднее становилось, насколько непросто быть первопроходцем в деле, требующем знаний, энергии и элементарного мужества. Как грамотно разработать концепцию спортивного комплекса, подобрать объективную информацию о спросе на спортивные услуги, составить обоснованное штатное расписание, четкий бизнес-план, а главное, найти того, кто воплотит этот план в жизнь. В какой-то степени расставил все точки на «i» министр экономики Бурятии Александр Бардалеев.
— В настоящий момент мы работаем большей частью над социальными проектами по строительству детских садов, школ, чтобы ликвидировать третью смену, — сообщил Александр Бардалеев. — Что касается концессии, мы действуем в рамках возможней нашего консолидированного бюджета, при этом ищем пути реализации. ГЧП не всегда выгодно нам, порой по цене оно обходится дороже, чем прямое инвестирование. Но что мы сегодня предлагаем инвесторам? Безвозмездный земельный участок, сниженный налог на прибыль, причем ниже, чем где-либо в регионах. Сниженный налог на имущество. С этой точки зрения пытаемся идти навстречу нашим инвесторам, понимая, что попутно приходится решать задачи создания комфортной городской среды. Тематика инвестиций в Бурятии стоит сегодня на первом месте, но, не буду скрывать, что порой все это происходит в ручном режиме. Вопросы решаются на уровне главы Алексея Цыденова, зампредов, тех, кто отвечает за конкретные направления. В нашем министерстве есть специализированный портал, есть паспорта наших муниципальных образований, где обозначены все земельные участки, которые можно использовать под спортивные сооружения. Идеально было бы, если бы инвестор мог получать всю эту информацию с помощью интерактивной карты, где по каждому муниципалитету были бы обозначены все земельные участки и его возможности. Чтобы действовал принцип «одного окна», чтобы работа каждого ведомства была прозрачной.