Фото Ольга Яковлева, Ольга Матвеева, Дмитрий Юдин, Михаил Тихонравов.
Великолепная семерка юных жителей республики разных возрастов приняла участие в первом Международном кейс-чемпионате выпускников Кампуса молодежных инноваций, прошедшем с 30 сентября по 10 октября в Севастополе. Школьникам – победителям разных олимпиад технической направленности со всех уголков страны предлагалось в условиях летнего лагеря найти креативные решения реальных проблем города Севастополя.
На прошлой неделе едва сошедших в Улан-Удэ с трапа самолета учеников приветствовали в университетском кампусе ВСГУТУ. Внимательно выслушав, над чем трудились на другом конце страны юные таланты из Бурятии, ректор ВСГУТУ Владимир Сактоев пожелал ребятам удачи и выбрать ту профессию, которая принесет им счастье.
От умного кресла
Первый Международный кейс-чемпионат выпускников Кампуса молодежных инноваций собрал 300 школьников со всех уголков страны, в том числе и семь представителей Бурятии, отобранных в ходе проекта “Международная лагерная смена “Алтан туяа”, что переводится с бурятского как «золотой луч».
Как рассказали сами участники первого кейс-чемпионата, все было представлено как большая компьютерная игра, в которой мир захватил искусственный интеллект. Для спасения россияне отобрали 300 юных героев, которым предстояло решить, на первый взгляд, вполне житейские проблемы отдельно взятого города Севастополя. Кому-то достался вопрос профессионального выгорания педагогов, кому-то – проблема нехватки в системе здравоохранения молодых специалистов. Команде, куда был зачислен ученик Хоринской средней школы №1 им.Д.Ж.Жанаева Дима Екимовский, предстояло спасти разрушающийся жилищный фонд. Ребята успешно справились и заняли первое место. Если говорить коротко, то с помощью лаборатории и собственных разработок они предложили оснастить здания специальными датчиками, которые в случае неполадок оповещали бы об этом собственников и коммунальщиков.
– Наша команда решала задачу, как помочь учителям избежать профессионального выгорания, – рассказала Юля Черных из Хоринской школы №1. – В интернете обнаружили, что 70 процентов учителей России подвержено эмоциональному выгоранию. Поехали в одну школу Севастополя, где провели собственное расследование, подготовили тесты, потом поехали в другую школу. Из 45 учителей захотели ответить на наши тесты только 24, но даже этого оказалось достаточно, чтобы определить, что половина педагогов подвержена профессиональному выгоранию с начальной стадии до почти критической. Чтобы измерить степень «выгорания», мы придумали «умное кресло», встроили в него датчики веса, пульса и температуры тела. По стоимости самое дешевое вышло в районе 42 тыс. рублей, что вполне по карману любому бюджетному учреждению. Управлять креслом можно с помощью голоса. Кресло могло почитать стихи, включить музыку, сделать массаж…»
Владислав Самбуев из Кыренской средней школы Тункинского района и Роман Петров из Хоринской школы №2 вместе со своими командами решали одну задачу, как привлечь в систему здравоохранения Севастополя молодых специалистов. В итоге предложили воспитывать докторов с самого раннего детства. «Когда мы спрашивали школьников, знают ли они, как организовано медицинское обслуживание, только 20 процентов сказали что-то на этот счет, остальные ничего не знали. Мы придумали мини-игру как первый шаг в медицину, видео, где есть герой, который не знает, что такое медицина, но хочет с нами учиться. После этой игры мне лично очень захотелось стать медиком», – рассказал Роман Петров.
Где живет Хан-Жаргал
Великолепная семерка, отправившаяся спасать Севастополь, была отобрана в результате проекта “Международная лагерная смена “Алтан Туяа”. Этот кампус был разбит на Байкале, куда съехались победители олимпиад естественно – математического цикла из разных уголков Бурятии и Монголии. Ребят готовили по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых и прочих технологий, заданных в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика»», входящей, в свою очередь, в федеральную целевую программу “Развитие образования”.
– Мы разработали образовательную программу «Хан-Жаргал» (жаргалан переводится как счастье), куда включили четыре модуля: «Клуб юных естествоиспытателей», «Компьютерное моделирование», «Измерения в природе и технике», «Авиатор», – рассказала директор МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева» Долгор Цыренова. – Цель – дать ребятам основы робототехники, авиатехники, проектной деятельности, научить их работать в команде, распределять роли и зоны контроля, создать возможности для эксперимента и практических проб. В этом нам помогали наши социальные партнеры из ВСГУТУ, БГУ, СибГУТИ, БРИОП.
Добавим, что руководителями проекта “Международная лагерная смена “Алтан туяа” выступили доктор педнаук, менеджер тематической смены Нина Павлуцкая, контент-менеджер Михаил Тихонравов, руководитель проекта “Умный дом” Галина Жаркая. Все они приняли участие в VII Всероссийском открытом педагогическом фестивале «Современное образование: опыт, инновации, перспективы», прошедшем в г. Сочи. Там бурятский проект “Алтан туяа” занял первое место сразу в нескольких номинациях: «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся», «Модель формирования внеурочной развивающей среды» и «Инновации в современной школе».
Подводя на встрече с руководством ВСГУТУ итоги сделанного, еще один автор проекта кандидат физико- математических наук Надежда Алексеева заверила, что кампус в Бурятии открыт для сотрудничества. Почему бы не включить в проблематику рассматриваемых вопросов улан-удэнское городское хозяйство, привлечь силы муниципалитетов к созданию технопарков, на базе которых дети смогут получать современные навыки и определяться с выбором профессии, а взрослые решать насущные проблемы.
Решить свой кейс
Что ждет нас в будущем, чему учить школьников? По сути, этому были посвящены кампусы молодежных инноваций, начавшие в этом году свою работу по всей стране и направившие первых своих выпускников на Международный кейс-чемпионат в Севастополь. В результате не только Рома Петров из Хоринской школы №2 задумался о профессии медицинского работника. Наставник группы из Бурятии, педагог Центра дополнительного образования Джидинского района Иван Южиков признался, что после возращения из Севастополя окончательно убедился в правильности выбранной профессии, к которой его привела судьба. Выпускник экономического факультета, Иван долгое время работал в Байкалбанке, а когда тот закрылся, нашел себя в робототехнике и педагогике.
– Все мы должны понимать, что повсеместно в нашу жизнь входят информационные технологии, которые, с одной стороны, будут вытеснять людей из привычных им сфер, а с другой – для работы с этими технологиями тоже нужны люди. Каждый месяц появляются новые приложения к телефонам, в которых надо уметь ориентироваться, возникают новые приборы, технологии, требующие соответствующих умений и навыков. Пусть ребенок не свяжет свою жизнь с робототехникой, моделированием или видеомонтажом, но это чрезвычайно расширит его возможности, даст в руки инструменты, которые позволят легко найти себя на рынке труда. Кампус – это возможность на какое -то время попасть в будущее и решить свой собственный кейс. Кстати, в соответствии с показателями, определенными национальными проектами «Образование» и «Цифровая экономика», к 2024 году сеть таких кампусов охватит более 150 тысяч человек.