blogtn.ru

Ренессанс по-бурятски. На что способна наша оппозиция

Фото Т. Никитиной

Прошла неделя, как в Бурятии состоялись выборы депутатов Народного Хурала, озвучены итоги по одномандатным округам и уже к первой сессии 19 сентября будут названы имена списочников. Главные итоги выборов в том, что «Команда Бурятии» не только не выполнила завет Алексея Цыденова «взять все округа», но и полученный «едроссами» процент голосов (41 процент) только на два пункта не дотянул до исторического провала на выборах депутатов Улан-Удэнского горсовета образца 2009 года, где партия набрала 39%.

Сделанная властью ставка на честные выборы, приправленная пенсионной реформой, сотворила чудо. На фоне того, как иные субъекты заявляют о сенсациях, проигравшие кандидаты объявляют голодовку, а целая серия регионов готовится ко второму туру, маленькой Бурятии тоже есть что предъявить в копилку перемен. Именно этим выборам каким-то чудом удалось совершить невозможное — реанимировать местную оппозицию. По сравнению с выборами в прошлый созыв коммунисты подняли свой результат до 25,62% (было 19,37%), а ЛДПР и вовсе в два раза (было 6,11%, стало 12,02%). Иными словами, в Хурал возвращается фракция ЛДПР.

Цвет настроения: желто-синий

Оценивая в целом итоги масштабных выборов, политолог Дмитрий Орлов назвал произошедшее в стране «ренессансом» оппозиционных парламентских партий. Впервые в новейшей истории сразу в четырех регионах назначенные Путиным главы (Республики Хакасия, Приморского, Хабаровского краев и Владимирской области) не сумели выиграть выборы с первого раза и вышли во второй тур. То, что произошло на днях в Приморье, где 16 сентября состоялся этот самый второй тур (все остальные были назначены на 23 сентября), показало, что страна вступила в новую политическую реальность.

Если результаты первого тура в Приморье завершились на отметке 46,56 процента в пользу недавно назначенного действующего и.о. главы Андрея Тарасенко, а его соперник-коммунист Андрей Ищенко набрал 24,63 процента, то двумя неделями спустя разница между оппонентами достигла всего 0,5 процента, накалив обстановку во Владивостоке до предела.

Для сравнения: четверть века назад на первых выборах президента Бурятии Леонид Потапов и его главный противник Александр Иванов достигли точно такого же соотношения — 46,2 процента за Потапова и 25,6 процента за Иванова. Во втором туре Леонид Потапов набрал уже 71,7 процента голосов, раз и навсегда закрыв в республике саму тему вторых туров, которых никогда больше здесь и не было.

Что на самом деле происходит сегодня в Приморье, если даже второй тур не сумел выявить сильнейшего и разрядить обстановку? А что будет происходить в это воскресенье в Хабаровском крае, где оппоненты набрали абсолютно равное количество голосов (за и.о. главы края «единоросса» Вячеслава Шпорта проголосовали 35,62 процента, а за представителя ЛДПР Сергея Фургала всего на 0,19 процента меньше (35,81 процента).

Что такое произошло во Владимирской области, где, говорят, сама власть выдвинула на выборы другого «безобидного» лидера ЛДПР Владимира Сипягина, известного доселе лишь тем, что он возглавляет региональную федерацию конькобежного спорта. Когда протестное голосование неожиданно превратило Сипягина в главного соперника действующего главы Светланы Орловой, «соперник» долгое время даже не находил что сказать ликующим землякам. Произошло то же самое, как если бы на прошлогодних выборах главы Бурятии толпы народа отдали координатору ЛДПР и по совместительству лаптисту Сергею Дорошу не 4,39 процента, а в десять раз больше (43 процента), выведя итоги голосования во второй тур.

Цвет регионов — красный

На самом деле Хакасия, Приморский край, Хабаровский край и Владимирская область далеко не одиноки. На тех же самых выборах главы «справедливоросс» Александр Бурков одержал победу с результатом в 82,56 процента голосов (Омская область), а коммунист Андрей Клычков — с результатом 83,55 процента (Орловская область). Пусть даже год назад коммуниста Андрея Клычкова назначил тот же Путин, изгнав с Орловщины другого «красного» губернатора и почитателя Ивана Грозного Вадима Потомского, как ни крути, а политический прогресс налицо. Вместе с иркутским губернатором Левченко и смоленским губернатором, представителем ЛДПР Алексеем Островским число «захваченных» оппозицией регионов год от года медленно, но увеличивается.

В этот же самый единый день голосования на выборах в гордуму в Великом Новгороде коммунисты получили 12 мест из 30, а в гордуме в г. Тольятти вообще половину (17 из 35 мест). Буквально на наших глазах соседи-иркутяне стали «краснеть», лет десять назад избрав несколько мэров-коммунистов, в 2015 году губернатора Левченко, а в этом году захватив и последний оплот «едроссов» — Заксобрание. Если пять лет назад в Иркутской области за коммунистов проголосовали только 27,5 процента избирателей (против 42,37 за «Единую Россию»), то в единый день голосования 9 сентября эта поддержка достигла уже 34,06 процента (против 18,87 за «Единую Россию»).

Пять лет назад, выступая в Москве на первом всероссийском форуме коммунистов, в то время депутат Улан-Удэнского горсовета Владимир Сажин заявил, что коммунисты Бурятии намерены увеличить фракцию в Народном Хурале в два раза, то есть вместо 5 мандатов получить 10. Его коллега, тогда 2-й секретарь БРО КПРФ Виктор Малышенко поднял эту планку до 15 мест. По итогам выборов в Народный Хурал в 2013 году фракция коммунистов получила 9 мандатов, притом, что не смогла завоевать ни одного одномандатного округа. Благодаря тому, что в этом политическом сезоне коммунисты улучшили партийный результат и победили сразу на трех одномандатных округах (правда, один из этих победителей Иннокентий Вахрамеев уже переметнулся в стан «едроссов»), прогноз Виктора Малышенко пусть и с запозданием, но сбудется.

Смотрите, кто вернулся

Не ошибемся, если скажем, что ветры перемен вплотную подлетели и к дверям нашего республиканского парламента. С одной стороны, в эти двери стремительной походкой входит фракция ЛДПР, приведя под свои знамена на одного депутата больше, чем даже было при Бобкове. С другой — поправ небытие, восстал из пепла и сам Игорь Бобков (3, 4 созывы), и как еще сработается в одном парламенте этот коктейль Бобков-Дорош, неизвестно.

Реанимирован лидер «справедливороссов» Иринчей Матханов (2, 3, 4 созывы), сохранивший партийный результат на уровне 9 процентов, а значит, способный сформировать  полноценную фракцию. Неизвестно, вернется ли в Хурал его брат Владимир Матханов (3 созыв), выдвинутый по территориальному списку  округа №4 (Селенгинский район), где «Единая Россия» получила один из самых низких процентов голосов. С возвращением в Хурал можно поздравить Баира Жамбалова (возвращение через 16 лет!), гендиректора телекомпании «Ариг Ус» Татьяну Мантатову (5 созыв) и тайного демиурга бурятской политики Петра Носкова (2 созыв).

Способны ли все эти люди быть политиками, повести за собой, как повел народные массы в Приморье депутат тамошнего Заксобрания Андрей Ищенко? Способны ли выдвинуть в спикеры свою кандидатуру? Нужны ли Бурятии сегодня такие политики? В конце концов, эпоха Возрождения вошла в историю не потрясениями, а шедеврами величайшего мастерства и титанического труда, которого нам всем сегодня в Бурятии так не хватает.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!