blogtn.ru

Верховный суд Бурятии вынес решение о незаконности начисления ТГК- 14 сверхнормативного ОДН по горячей воде

Несмотря на то, что суд первой инстанции отклонил иск к ТГК-14, еще 5 октября 2015 года Верховный суд Бурятии отменил решение и признал действия ТГК-14 по начислению сверхнормативного ОДН по горячей воде незаконными. Решение вступило в законную силу, однако в решении судьи отчего-то не включили один маленький пункт, на котором отчаянно настаивал Николай Павлюк, – сделать всем потребителям перерасчет с 1 августа 2015 года. То, что до сих пор такого перерасчета нет, говорит о том, что теория великого заговора коммунальщиков существует. Решение вроде бы и принято, но какой с него толк, если все осталось, как и прежде?

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Доржиева С.Л.

дело № 33-5220 поступило ФИО10.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2016 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Ивановой В.А., Назимовой П.С., при секретаре Гусельниковой О.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе руководителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Павлюка Н.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя истца Юсудурова Е.А., представителя ответчика Бодряновой В.Ю., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора просила:

  1. Признать действия ответчика ПАО «ТГК-14» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы:

а) за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию;

б) за объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

  1. Обязать ПАО «ТГК-14», филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» прекратить начисление и взимание платы с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами платы:

а) за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию и произвести перерасчет по горячему водоснабжению, начиная с 01 августа 2015г., исключив из лицевых счетов плату за объем коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию.

б) платы за объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения и произвести перерасчет по горячему водоснабжению, начиная с 01 августа 2015г., исключив из лицевых счетов плату за объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды при отсутствии решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проведения внеплановой проверки по обращению потребителей дома …, истцом установлено, что ПАО «ТГК-14» производятся спорные расчеты по формуле №12, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее по тексту – Правила). Истец полагает, что данный расчет не соответствует требованиям действующего законодательства. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. При выборе способа управления домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она полностью несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям. Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги лишь в случаях, установленных в п. 17 Правил (при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях (п.8, п.9 Правил) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями жилых помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, кроме как по решению общего собрания или при осуществлении непосредственного управления домом.

Начисление платы за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды ПАО «ТГК-14» производится согласно Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетные периоды, превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Так, например, в ходе одной из многих проверок было установлено, что собственниками дома <…> не принималось решение об оплате за «сверхнорматив», то есть о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Указанный дом состоит в реестре МКД под управлением ООО «<…>», является 5-этажным состоит из 4 подъездов и 80 квартир. Сведений о том, что в состав общего имущества указанного многоквартирного дома входит имущество, которое потребляет коммунальный ресурс в том размере, в каком выставляются счета в расчетные периоды по настоящее время, не имеется. Объем ГВС на содержание общего имущества не определен.

По результатам проверки составлен акт, ПАО ТГК-14 выдано предписание от … … об устранении нарушений жилищного законодательства.

Аналогичные нарушения действующего законодательства были установлены в ходе проверок, проведенных и по другим многоквартирным домам.

Таким образом, ответчиком в отсутствие правовых оснований производится расчет жильцам многоквартирных домов, способ управления которых определен в соответствии с жилищным законодательством, платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Ответчиком без решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов об оплате напрямую управляющей организацией предъявляются требования к оплате на общедомовые нужды. Действующим законодательством не предусмотрено право ПАО «ТГК-14», как ресурсоснабжающей организации, взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, ответчик не вправе производить расчет и требовать от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем и не управляет многоквартирными домами, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Круг лиц, чьи права нарушаются, определить невозможно.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истцом исковые требования, содержащиеся в пункте 2, уточнены, изложены следующим образом:

Обязать ПАО «ТГК-14», филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами платы:

а) за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию и произвести перерасчет, начиная с 01 августа 2015г., исключив из лицевых счетов.

б) за объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения и произвести перерасчет по горячему водоснабжению, начиная с 01 августа 2015г., исключив из лицевых счетов.

В ходе рассмотрения дела представители истца Павлюк Н.В., Юсудуров Е.А. уточненные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Бодрянова В.Ю. с иском не согласилась.

Районным судом в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе руководитель Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Павлюк Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на существенное нарушение районным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Суд указал, что при отсутствии договора между управляющей организацией и ответчиком, ПАО ТГК-14 является исполнителем коммунальных услуг до даты заключения договора на поставку коммунального ресурса, однако данный вывод основан на неверном толковании закона. Из пунктов 8, 9, 17 Правил следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от избранного жильцами способа управления. Ресурсоснабжающая организация как исполнитель не может выполнять весь спектр обязанностей, предусмотренных Правилами. Согласно п.9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, что имеет место в данном случае. В соответствии с договорами управления управляющая организация обязана обеспечить предоставление собственникам коммунальных услуг в необходимых для них объемах и надлежащего качества услуг путем заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров и расчетов по ним от имени собственников. В представленных суду договорах управления указано, что управляющие организации предоставляют коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений. В силу п. 5 Правил исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения. Однако на практике данные требования не исполняются, а сложившийся порядок расчетов потребителей напрямую в ресурсоснабжающую организацию устраивает, как ресурсоснабжающую организацию, так и управляющие организации, поскольку управляющие организации освобождаются от начисления платы, расчетов с ресурсоснабжающей организацией, принятия мер по устранению сверхнормативного потребления ресурса и т.д., что нарушает права граждан – потребителей коммунальной услуги. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, ТСЖ собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. В таком случае именно управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до границы ответсвенности управляющей организации. Заключение договора ресурсоснабжения необходимо для надлежащего содержания общедомового имущества. В обоснование иска истцом представлены протоколы общих собраний, где выбран способ управления, соответственно, управляющие организации обязаны предоставлять коммунальные услуги. При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и Ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы является управляющая компания. Несмотря на внесение платы собственниками напрямую в ресурсоснабжающую организацию за горячее водоснабжение, управляющая организация не освобождается от возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, в том числе, по оплате поставленных на общедомовые нужды ресурсов. В данном случае, потребители выполняют обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией. Поэтому вывод суда о том, что в случае отсутствия договора ресурсоснабжения договорные отношения возникают между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, является ошибочным. В силу положений ч.ч. 6.3, 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных часть. 7.1 ст. 155 ЖК РФ. В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ возможно внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, но только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в данном доме. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком не отрицалось, что в многоквартирных домах, где отсутствуют решения общего собрания об оплате напрямую ресурсоснабжающей организации, ответчиком напрямую начислялась плата за коммунальные услуги. Также нашло свое подтверждение и то обстоятельство, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, превышает объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Таким образом, ПАО «ТГК-14» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, они не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество сетей. Управляющие организации и ответчик фактически заменили волю собственников о способе исполнения обязательства. Установленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга граждан.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ПАО «ТГК-14» Бодрянова В.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Юсудуров Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнив, что не настаивает на требовании о перерасчете сумм, поскольку данное требование относится к определенному кругу лиц.

Представитель ответчика Бодрянова В.Ю. полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на жалобу, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда, поскольку районным судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд пришел к выводу, что установленный в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение.

Суд пришел к выводу, что при отсутствии договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией, которой является ПАО «ТГК-14», и управляющими организациями ресурсоснабжающая организация в силу закона обязана предоставлять коммунальные услуги непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в связи с чем вправе требовать оплаты предоставленных услуг, в том числе и на общедомовые нужды, с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, поскольку осуществляет функцию исполнителя коммунальных услуг. При отсутствии заключенного договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией управляющие организации не вправе предоставлять соответствующие услуги.

С данным выводом районного суда судебная коллегия не может согласиться.

В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами – региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

– при непосредственном управлении многоквартирным домом;

– в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

– в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

При таких обстоятельствах следует признать, что требования, заявленные Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора, основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем не имелось оснований для отказа в иске о признании действий ПАО «ТГК-14» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию.

По аналогичным основаниям, с учетом установленных обстоятельств и приведенных выше норм материального права судебная коллегия также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы за объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Выводы районного суда о том, что в указанных истцом случаях потребители должны производить оплату по показаниям приборов учета, даже если эти показания превышают объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, поскольку исполнителем услуги в данном случае является ресурсоснабжающая организация, которая функцию управления многоквартирным домом не осуществляет, нельзя признать верными.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 (в редакции. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, действовавшей на момент вынесения решения) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как было отмечено выше, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления,

Поскольку в иске речь идет о собственниках и пользователях помещений в многоквартирном доме, избравшим такой способ управления многоквартирным домом, как управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, исполнителем коммунальной услуги является избранная организация, которая и несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг и их качество, а также заинтересована в снижении расходов на общедомовые нужды.

Поскольку ресурсоснабжающая организация ПАО «ТГК-14» исполнителем коммунальных услуг не является, то в случаях, когда не принималось решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, на ПАО «ТГК-14» не распространяются положения абзаца 4 статьи 44 Правил № 354.

О законности требований истца свидетельствует и тот факт, что Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 п. 44 Правил изложен в новой редакции, исключен абзац, согласно которому объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Кроме того, из сообщений управляющих организаций, имеющихся в материалах дела (т. 2 л.д. 39-44) следует, что управляющие организации принимали меры к заключению с ПАО «ТГК-14» договоров ресурсоснабжения, однако поданные заявки необоснованно отклоняются. Указанное также свидетельствует о нарушении прав потребителей на оплату общедомовых нужд исходя из норматива потребления коммунальной услуги (при наличии запрета на взимание платы с граждан в случае превышения норматива потребления).

Выводы суда о том, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, несостоятельна, поскольку статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Несостоятелен и вывод суда о том, что стороной истца не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика ПАО «ТГК-14» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию; за объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Количество плательщиков ОАО «ТГК-14», в отношении которых осуществляется незаконное начисление и взимание платы за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды по Республике Бурятия нельзя конкретно определить с точностью до каждого человека. Проверки проводились в разных многоквартирных домах, однако были выявлены однородные нарушения закона, что свидетельствует о том, что подобные нарушения имеют место и в отношении иных лиц, проживающих в других многоквартирных домах, где подобная проверка не проводилась.

Кроме того, данные требования предъявлены, в том числе и в целях защиты прав граждан, которые могут стать собственниками жилых помещений в МКД в будущем, поэтому круг жильцов, проживающих в многоквартирных домах в период, когда производились оспариваемые начисления на общедомовые нужды, и тех жильцов, в отношении которых могут производиться оспариваемые действия в будущем, не может быть определен конкретными показателями.

Вместе с тем круг лиц, в отношении которых истец просит обязать осуществить перерасчет, определен, хотя и является значительным.

В данном случае у ОАО «ТГК-14» имеются сведения о том, кто, когда и в каком размере произвел оплату за общедомовые нужды, в связи с чем возможно установить круг лиц, которые вносили плату до вынесения настоящего решения.

Указанные лица с учетом признания незаконными действия ОАО «ТГК-14» не лишены возможности самостоятельно обратиться к ответчику за перерасчетом.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска в части обязания ответчика произвести перерасчет, начиная с 01 августа 2015г., исключив из лицевых счетов начисления за действия, признанные незаконными, не установлено.

С учетом изложенного требования истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ответчика ПАО «ТГК-14» филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов Республики Бурятия, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами, платы:

а) за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию;

б) за объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Обязать ПАО «ТГК-14» филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов республики, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами платы:

а) за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате за общедомовые нужды в ресурсоснабжающую организацию.

б) за объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном порядке, о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Председательствующий:

Судьи:

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!