blogtn.ru

Учителя 129 школ получают меньше, чем нужно

Под занавес учебного года власть занялась зарплатами учителей. После того, как министр образования России Ольга Васильева заявила о том, что реальное положение на местах отличается от декларируемого, что в 21 регионе учительская зарплата снижалась, и с этими регионами очень скоро будут разбираться, проблема вмиг стала актуальной. Неизвестно, попала ли Бурятия в черный список, только вопросу этому в республике в самое последнее время было уделено пристальное внимание. На минувшей сессии особенностям начисления зарплат в наших школе, разнице в учительских доходах и прочим вещам депутаты Народного Хурала посвятили парламентский час.

Выступивший перед народными избранниками и.о. министра образования и науки Бурятии Баир Жалсанов поведал в общих чертах о результатах реализации новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования республики за 2008-2015 годы. Чиновник обозначил главную повестку дня как существование 129 школ, где средняя заработная плата по факту оказалась ниже средней по экономике, что противоречит майским указам президента. Из всех этих школ большая часть является малокомплектными, а 29 расположены в Улан-Удэ.

От ежеквартального мониторинга зарплаты до провала реформ

Согласно сообщению и.о. министра, нормативы финансирования наших школ зависят от численности жителей в населенных пунктах. Наименьший норматив составляет на сегодня 23 073 рубля на одного ученика, наибольший — 40 047 рублей. Чтобы повысить фонд оплаты, с 2011 по 2016 годы нормативы индексировались, по словам Баира Жалсанова, 6 раз. Суммарный размер компенсации составил в итоге 9,6 процента. Большинство школ получают деньги по принципу нормативно-подушевого финансирования, соответственно чем больше ходит в школу детей, тем больше фонд оплаты труда. Благодаря майским указам президента с 2015 года в стране осуществляется ежеквартальный мониторинг заработной платы учителей.

Чтобы изучить ситуацию на местах, депутаты провели ряд встреч с руководителями общеобразовательных школ в районах республики. К примеру, на кустовом совещании в Гусиноозерске были заслушаны начальники отдела образования, директора, учителя Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского, Закаменского районов. Выявленная разница в зарплате составила от 4 до 60 тысяч рублей. Наполняемость учеников в школе от 40-50 до нескольких сотен. Нагрузка — от нескольких до 25-27 часов. Есть школы, где фонд заработной платы равен одной доплате к пенсии бывшего главы республики, то есть 270 тысяч рублей.

В целом, если верить докладу и.о. министра образования и науки Бурятии, средняя заработная плата учителей по республике составляет на сегодня 26 тысяч рублей, а вот в малокомплектных школах отдаленных районов — всего 10-11 тысяч рублей. Таких школ в республике 129 и чтобы повысить там зарплату до среднего по экономике, в качестве субсидии из республиканского бюджета необходимо выделить дополнительно 92 миллиона 490 тысяч рублей.

Депутаты со свойственной им прямолинейностью принялись разбираться в этом вопросе. Татьяна Берлина напомнила всем о том, что статистика заработной платы учителя почему-то привязана не к ставке в 18 часов, а вообще фиксирует все, что заработал учитель в школе. Работать на одну ставку многие просто не могут — в таком случае им не на что будет жить. В иных школах, где не в состоянии обеспечить учителю полноценную нагрузку, соглашаются на то, что учитель русского языка ведет географию или физкультуру, а учитель биологии — английский.

Прозвучали даже категоричные мнения о провальном состоянии реформы системы образования. Депутат Народного Хурала Валерий Цыремпилов заострил внимание на том, что возрастной ценз учителей в сельской местности достиг предела. Молодежь в школы не идет. В отличие от федеральной программы «Земский доктор», в образовании аналог просуществовал пару лет и был закрыт. Сельские учителя не видят будущего для своей профессии, но работают в силу своей воспитанности, чувства долга и высоких моральных устоев. Прозвучало даже предложение отменить новую систему оплаты труда и вернуть все на «уравниловку» — единую тарифную сетку, как было это в советское время, однако депутат Игорь Марковец возразил, что это будет еще хуже. И за хороший труд, и за плохой все будут получать одинаково.

Что делать, знает министр Ольга Васильева

Депутат Бато Семенов попытался выяснить, что надо делать, чтобы субсидию платить не 129 школам, а всем, точнее, привязать к средней зарплате по экономике не общую зарплату учителя, а ставку в 18 часов. Ответ и.о. министра был предельно откровенным — проблем нет, если республика готова увеличивать финансирование на образование. К примеру, по данным минобразования и науки Бурятии, сегодня в школах республики трудятся более 8 тысяч учителей и работают они на 11 тысячах ставок. Если среднюю по экономике привязать к учительской ставке, то есть за 18 часов учительского труда платить 28 тысяч рублей, то для обеспечения всего этого потребуется «всего-то» 1 млрд 700 млн дополнительных рублей.

Председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия Александр Стопичев взял на себя задачу взглянуть на проблему глубже.

— Когда мы много лет назад принимали нормативы, у нас стояла задача выровнять заработную плату по республике, и мы это сделали, — прокомментировал Александр Стопичев. — С 2011 года жалоб на этот счет не поступало. Что произошло? Показатели в малокомплектных школах поползли вниз, потому что есть села, где с каждым годом детей становится меньше на 5-10 процентов. Люди покидают село. Взять Улан-Удэ — казалось бы, норматив один, но и там есть школы, где учатся более тысячи детей, и фонд заработной платы там нормальный, а есть такие, где учится меньше тысячи, и там проблемы. Самое парадоксальное, и об этом мы не раз говорили с депутатом Госдумы Алдаром Дамдиновым, что, казалось бы, в нашей стране установлен один образовательный стандарт, введен один ЕГЭ, а средства достижения результатов, включая тот же ЕГЭ, совершенно разные. Иными словами, у кого сколько денег, тот так и учит.

В результате бурных дебатов для того, чтобы подтянуть зарплату учителей до средней по экономике, депутаты рекомендовали правительству Бурятии до 1 сентября 2017 года установить в городских школах «малой наполняемости» корректирующие коэффициенты, финансировать отдаленные малокомплектные школы по нормативу «класс-комплект», а также своевременно индексировать норматив при повышении МРОТ.

Между тем на всероссийском семинаре-совещании общероссийского профсоюза образования нынешний министр образования и науки России Ольга Васильева заявила о необходимости создания новой единой отраслевой системы оплаты труда педагогов. Как можно было понять, речь идет о новых реформах, призванных обеспечить нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, порядок начисления стимулирующих выплат, где соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, а никак иначе. Общий итог готовящегося документа — прозрачность в системе начисления зарплаты, разобраться в которой сегодня просто невозможно.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!