blogtn.ru

Не только библиотекарь Наталья Полетаева: наша задача- не дать человеку разочароваться в жизни

Желтая дорожка посреди коридора Национальной библиотеки привела к такой же вывеске «Центр обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности», продублированной шрифтом Брайля. За вывеской – особый мир, где музыкой льющейся речью вас встречает радушная хозяйка, талантливый библиотекарь и просто удивительный человек Наталья Полетаева.

Посетители этого центра ходят не просто в библиотеку. Они ходят к Наталье Полетаевой, где вместе с книгами – фильмами- кассетами им «выдают» дружеский совет, человеческое участие и просто порцию хорошего настроения. Эти читатели знают: здесь тебя всегда выслушают, если надо – починят вышедший из строя тифлофлешплеер, подскажут, как дойти до Фонда социального страхования, напоят чаем, пригласят на выставку картин или вообще позовут в поход. Который год вместе с улан-удэнским отделением «Всероссийского общества слепых» Наталья Полетаева реализует проект «Мир вокруг нас», где возит, водит, показывает культурные объекты людям с ограниченными возможностями.

Когда главное – дойти  

– Почти пять лет назад наш центр переехал в Национальную библиотеку, где при личном участии бывшего министра культуры Тимура Цыбикова нам выделили светлое, теплое, просто идеальное помещение на первом этаже, – рассказала Наталья Полетаева. – Сложность состояла в том, что если раньше библиотека для слепых размещалась в самом обществе и люди приходили туда попутно, то в Национальную библиотеку им приходится выбираться специально. Для того, чтобы поход этот протекал легко, мы адаптировали входную зону библиотеки согласно всем требованиям норматива «Доступная среда», то есть пандусами, кнопкой вызова, звуковым оповещением. Лично прошла курсы специалиста по безбарьерной среде.

Летом вы идете мимо библиотеки и слышите, как Гафт читает стихи. Это специальный ориентир для слепых, который как бы говорит им – мы здесь! Правда, этот ориентир частенько сбивается звуками работающего рядом фонтана или музыкой из кафе, но наши читатели замечательно пользуются тростью. Плюс близость к БГУ, крупнейшему вузу республики, позволяет быть уверенным, что в случае чего студенты помогут добраться до библиотеки. Главное для них – сюда дойти, уехать уже не проблема, потому что в наших обязанностях есть такая функция – посадить инвалида на общественный транспорт.

Не дать разочароваться в жизни

– Нас нельзя назвать библиотекарями в строгом понимании этого слова, потому что мы не просто выдаем книжки, – продолжает Наталья Витальевна. – Справедливости ради скажем, что работать с нашими читателями сможет далеко не каждый библиотекарь. Выдать книжку – здесь не главное. Главную задачу, которую я ставлю для себя, – это создать настроение, не дать разочароваться в жизни. Если человек пришел к нам обиженный или злой, уйти он должен обязательно обласканным, успокоенным и, если хотите, счастливым. Если инвалид по зрению пришел к нам с тифлофлешплеером, который он когда-то получил в обществе слепых и у этого технического средства реабилитации с годами что- то отвинтилось, то нам проще не отправлять его в общество. Проще взять в руки отвертку и самим сделать этот небольшой ремонт. Конечно, ни в одной инструкции не написано, что мы должны оказывать услуги по ремонту технических средств реабилитации, но мы паяем, подкручиваем, собираем из двух один, потому что наши читатели в этом нуждаются.

Когда в 2012 году Москва бросила клич по развитию социального туризма, в рамках выездных форм работы мы задались целью сопоставить книгу и путешествие. Так родился проект «Мир вокруг нас». Сначала поговорили с инвалидами, чего они хотят, где хотели бы побывать. Начали подбирать материал, разрабатывать маршрут и, чтобы не упасть косичками в грязь, готовить себя к новой миссии гида – экскурсовода. Как –то сами собой образовались группы по интересам, по национальному составу. Помню, в первый раз, когда мы группой в 13 человек, среди которых были и тотально слепые, впервые приехали на Байкал, в Забайкальский природный заповедник и пошли по экологической тропе, туристы смотрели на нас широко открытыми глазами…

«Жестокий век» на бурятском брайле

– Три года подряд ездим на Крестный ход в Прибайкальский район, поднимаемся на Ильину гору, – продолжает рассказ Наталья Витальевна. – Молимся, отдыхаем, пьем водичку, пребываем наедине со своими мыслями. Ходим только на те выставки, где нам гарантированно дают трогать экспонаты. Понимаем, что это очень ответственно, как – никак речь идет о культурных ценностях, и ответственность за эти ценности как библиотекарь несу я. Музей истории Бурятии посещаем потому, что там есть экскурсовод, который настолько проникся темой работы со слепыми, что научился давать особенно точные описания картин.

Участвовали в создании Тактильной юрты, специальной экспозиции, где тоже все можно потрогать. Специально ездим знакомиться с каждым новым памятником, который появляется в Улан-Удэ. Установили возле дацана гигантскую позу, мы – туда, целый час обнимали позу и делились впечатлениями. Наша боль – полное отсутствие специализированной литературы на бурятском языке. Казалось бы, столько разговоров на эту тему, но проблема остается – «Жестокий век» Исая Калашникова и вообще национальную, бурятскую литературу для слепых никто не озвучивает. У нас до сих пор нет бурятского брайля. Все другие языки, даже монгольский, на брайле есть, а бурятского нет, а ведь из 500 наших читателей 18 владеют брайлем, и они хотели бы читать литературу на бурятском. На 1 января 2017 года в Бурятии проживали 1644 инвалида по зрению. В специализированной школе сегодня обучаются 112 детишек, из которых 40 – тотально слепые, а значит, они являются нашими потенциальными читателями.

У нас был проект, когда мы приглашали с улицы людей разного возраста и рассказывали, как читают слепые, как они ходят, чем живут. Почему мне обидно за инвалидов по зрению? Потому что, работая с ними каждый день, понимаешь, что никто из нас от этого не застрахован. Сахарный диабет, скользкая плитка зимой, случайная травма – и ты навсегда там, в их мире.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!