blogtn.ru

Итоги выборов: политический климат в России сформировался

Фото Т. Никитиной

В Бурятии завершились выборы кандидатов в депутаты Госдумы восьмого созыва, где многое, начиная с трехдневного голосования, было впервые. Оценить итоги кампании, а заодно и поделиться своими впечатлениями о произошедшем мы попросили бывшего кандидата в депутаты Госдумы четвертого созыва Александра Турчанинова-Родина.

Александр Федорович, давайте начнем с общих итогов. Каковы они?

– На мой взгляд, эти выборы показали какую-то особую прочность, которую приобрело наше государство. Раньше было все неустойчивое, условно говоря, мы боялись каждого куста. Теперь пришло понимание, что происходит в стране. Появилось ощущение, что все, что мы делаем, делаем правильно, и это очень важное ощущение. Понимание того, что вектор развития, выбранный правительством, принесет результаты.

Итоги таковы. 324 мандата из 450 в Госдуме отданы одной партии, и эти цифры на сегодня дают мне основания говорить, что большая часть людей в нашей стране просто не может позволить себе думать по-другому. Это свидетельствует о том, что политический климат в России сформировался. Мы наблюдали, как нервничали лидеры «старых» парламентских партий, таких как ЛДПР, КПРФ во главе с Зюгановым. Они много чего себе позволили говорить на этих дебатах, но это им не помогло. Конечно, в нашем обществе осталась определенная часть людей, кто не может изменить своим принципам и голосует за эти партии. Дай бог, чтобы эти партии влились в общий процесс формирования государства и общества, однако такого редкого раздрая между оппозиционерами давно не было. Условно говоря, «Яблоко» поливало коммунистов, коммунисты – «Яблоко», ЛДПР вообще готова было размазать всех.

– Кстати, про ЛДПР. Партия заняла в Бурятии четвертое место, набрав 5,73% голосов («Единая Россия» – 42,65% голосов, КПРФ – 26,73%, «Новые люди» – 11,22%).  Нынешний координатор Сергей Дорош –  2% голосов и бывший координатор Игорь Бобков –  5 %. Как вы можете объяснить такие результаты?

– Мое субъективное мнение, рейтинги ЛДПР сильно подкосила история с бывшим губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом. Последовавшая затем риторика лидера партии Владимира Жириновского сыграла в минус для партии. Он тем самым опустил партию, когда начал вести разговоры о каком-то взрыве народного бунта. Народ не такой дурной, чтобы повестись на это, люди ждут справедливого приговора суда.

Считаю, что в эту кампанию новый губернатор Хабаровского края, тоже член ЛДПР, Михаил Дегтярев набрал всего 56% не потому, что плохо работал, а потому, что лидер партии повел себя таким образом. Это отразилось в том числе и на Бурятии. В целом по стране ЛДПР откатилась далеко назад. Жириновский сделал все, чтобы стать единственным лидером партии на все времена, но своим авторитаризмом он уже неинтересен. Он был интересен в 1994 году, когда ЛДПР набрала потрясающий результат, когда Жириновский для каждой группы населения находил свои слова. Сейчас это уже не работает.

А что работает? Как объяснить, что «Единая Россия» в Бурятии набирает 42,65% голосов, а Дамдинцурунов – только 37,43%, КПРФ – 26,74 процента, а Баир Цыренов – 19,85%? И, наоборот, у Сергея Зверева – 7,46%, а у партии, которую он представлял, – 1,79%.

– У всех может быть разная причина. Партия «Новые люди» обладала наверняка неплохими средствами, хорошей командой. Но кто такие «Новые люди», кто их знает? Политтехнологи говорят, что причиной всему – удачное название, у людей есть запрос на новых людей, новые идеи, но я с ними не совсем согласен. Скорее всего, за «Новых людей» голосовали те, кто хотел выступить «против всех».

Для обновленной «Справедливой России» такими спасительными «фишками» стали писатель Прилепин и политолог Сергей Михеев, которые в эти выборы просто протащили партию на себе в условиях того, что прежний лидер Миронов выглядел очень слабым. Скорее всего, жизнь этой партии продлят. Место Миронова, который выполнил свою функцию, займет Захар Прилепин.

Что касается Дамдинцурунова, это также совершенно новый, неизвестный для республики человек даже на фоне главы, к которому жители республики только-только привыкли, начали доверять. Дамдинцурунов, в общем-то, белый лист, но карта в этот раз легла на него. Потому что список кандидатур отрабатывался на самом высоком уровне и особенно тщательно.

Явка в 45% для Бурятии на самом деле не предел, могло быть больше. Считаю, что в следующие выборы явка должна быть еще выше.

О следующей кампании, она же выборы главы Бурятии. Как считаете, выложившись сейчас на все 100%, хватит ли у власти сил на 2022 год, да еще, как вы говорите, с желанием повысить явку? Кто станет оппонентом Алексея Цыденова и дадут ли пойти на выборы вернувшемуся в Госдуму Вячеславу Мархаеву, если тот примет такое решение?

– Мы понимаем, что на волне успеха, к примеру, «Новых людей», далеко не уплывешь. Становиться под паруса этого корабля сегодня бессмысленно. С другой стороны, ни один здравомыслящий кандидат ни от одной парламентской партии на предстоящие выборы главы Бурятии не пойдет, потому что заранее будет знать, что проиграет. Значит, это должен быть самовыдвиженец, очень серьезный человек, авторитетный, с сильной командой,  большими деньгами. Таких здесь нет. И почему Мархаеву не дадут пойти на выборы? Дадут, если он будет соответствовать всем требованиям для кандидата. Если вы хотите сказать, что в свое время мне как кандидату в депутаты Госдумы четвертого созыва не дали это сделать, то я отвечу, что это был 2003 год. А сейчас 2021-й. Прошло 20 лет, в стране все изменилось, как говорят в народе, устаканилось.

– Несмотря на, казалось бы, хорошие результаты, коммунисты продолжают вопить о нарушениях, о том, что рядом с Баиром Цыреновым в бюллетене значился лама Баяр Цыденов и это якобы отняло у молодого коммуниста 15 тыс. голосов.

– Трехдневное голосование – это, с одной стороны, очень удобно, растянуто во времени, комфортно, а с другой –  создает определенные условия для своего рода гундежа. Приведенный вами пример из этой серии. Старая песня, которая в сегодняшних реалиях вызывает лишь усмешку. Не надо считать людей дураками, они все прекрасно осознают. Чтобы буряты спутали Баира с Баяром, коммуниста с ламой, это просто несерьезно.

– Все-таки как отразился на выборах переход Бурятии в ДФО? Протестные настроения в Хабаровске, благодаря которым политологи сразу же вписали регион в тревожный, как-то проявились на этот раз?

– Дальневосточный федеральный округ  вызывает сегодня не тревогу, а скорее, заботу. Он вызывал тревогу, когда был заброшен, когда весь мир орал, отдайте нам богатства Сибири. Но сегодня страна пришла в то состояние, когда ДФО расценивается как серьезная территория. И первое, что сделала здесь власть, это построила космодром в Амурской области. В проблемном округе строить космодром не стали бы. Размещать другие стратегически важные заводы по производству самолетов, к примеру, не стали бы. Переход в ДФО Бурятии и Забайкальского края, сразу двух регионов, это совершенно мудрое решение. Исключительно ответственный подход к парламенту, куда не должны попасть болтуны, где место государственным и патриотично настроенным гражданам, и это впервые. В нынешних условиях плацдарм для действий президента расширился, вот почему он часть полномочий отдает в Госдуму.

По поводу выборов главы Бурятии. В следующем году, когда нынешний глава республики пойдет на эти выборы, он их выиграет в одну калитку.

Спасибо за интервью!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!