Споры о развитии санаторно-курортного лечения в регионе, судьбе визитной карточки Бурятии — профсоюзных учреждений «Байкалкурорт» — не сходят с газетных страниц все последние годы, каждый раз вызывая многочисленные слухи.
В преддверии грядущего курортного сезона мы встретились с генеральным директором — главврачом СКУП РБ «Байкалкурорт» Татьяной Сыреновой, чтобы задать самые насущные вопросы.
— Татьяна Сыреновна, информация о состоянии ваших учреждений, куда относятся «Аршан» и «Горячинск», весьма противоречивая. Писали о том, что из-за больших долгов вы практически на грани закрытия, имеют место невыплата заработной платы, отключение электроэнергии и прочие вещи. Как обстоят дела на самом деле?
— Ситуация непростая, но не настолько печальная, как хотелось бы кому-то представить. Чтобы делать выводы, надо понимать природу существующих долгов и их динамику. Наши курорты работают в прежнем режиме, зарабатывают, проводят меры по оптимизации затрат, и благодаря своей слаженной работе существенно сократили имевшуюся задолженность. Как известно, огромную брешь нашему бюджету нанесли и стихийное бедствие в Тункинской долине 2014 года, когда мы сразу получили финансовые убытки в размере 59 млн рублей, и лесные пожары в Прибайкальском районе вблизи курорта «Горячинск» в 2015 году, вызвавшие ощутимый спад отдыхающих. Кроме того, за курортами тянулись и долги прошлых лет, 13 млн рублей было отвлечено на срочные работы по восстановлению и ремонту объектов «Горячинска».
Из-за этих обстоятельств, постоянного роста цен на такие базовые расходы, как продукты питания, энергоносители (только за 2016 год тарифы на электроэнергию увеличились на 11 процентов), оплаты налогов, санаторно-курортное учреждение профсоюзов республики «Байкалкурорт» не может считаться коммерческим, как его постоянно пытаются представить. Сегодня все считают необходимым порассуждать о том, как можно вывести «предприятие-республику-страну» из кризиса. Самое смешное, что рассуждать порой берутся как раз те, кто в свое время либо обанкротил это самое предприятие, либо довел его до печального состояния.
— В данном случае больше всего беспокойство судьбой курортов выражало как раз правительство Бурятии, устраивая по этому поводу многочисленные совещания и не раз откровенно предлагая профсоюзам передать имущественный комплекс «Байкалкурорта» в республиканскую собственность, чтобы привлекать инвесторов. Почему вы всегда выступали против?
— Чтобы говорить о привлечении в наши курорты так называемые инвестиции, надо хотя бы немного представлять экономику и специфику курортов «Аршан» и «Горячинск». На словах все кажется просто — акционировали, отдали доброму инвестору, который только и думает о том, как сделать Бурятию богатой, а потому готов буквально завтра вложить сюда огромные средства. Лечебные минеральные источники, которых в Бурятии множество, почему-то часто в последнее время представляются этаким Клондайком, который сможет вытянуть экономику республики из любой пропасти. В Бурятии, кроме учреждений «Байкалкурорта», есть и другие места отдыха и лечения, которые требуют своего развития не в меньшей степени, но если Клондайк существует, почему тогда они до сего дня не стали объектом пристального внимания тех самых инвесторов? Не могу точно сказать, в чем причина, но, к сожалению, практика такова, что ни одно концессионное соглашение в республике об инвестициях в лучшую сторону не сработало. А если вспомнить судьбу улан-удэнского «Водоканала», то можно сказать и наоборот: все, что попадает в частные руки, рано или поздно банкротится, и за примерами не надо далеко ходить. Соседний Забайкальский край, в свое время акционировавший профсоюзные курорты, сегодня отправляет своих льготников к нам.
— Почему?
— Бурятия вообще является одним из немногих регионов, кто в лихие 90-е сохранил свои профсоюзные курорты. Да, возможно, инфраструктура здесь не дотягивает до современных запросов взыскательного потребителя, есть и иные недочеты, но не будем забывать, что одной из основных задач курортов «Аршан» и «Горячинск» остается оздоровление льготной категории граждан. Это оздоровление детей, пациентов с ограниченными возможностями, тех, кто пострадал на производстве или получил профзаболевания и обеспечивается путевками по линии фонда социального страхования. Если посчитать, почти половина (!) реализуемых сегодня «Байкалкурортом» путевок — это социальные путевки, где цена исполнения госзаказа не соответствует фактическим затратам.
Притом, что если посмотреть всю систему санаторно-курортного лечения в стране, то учреждения «Байкалкурорта» сохраняют самую низкую ценовую категорию. При фактических затратах в 46 тыс. рублей за путевку наши дети, инвалиды, граждане льготной категории имеют возможность отдыхать и лечиться по расценкам 2300-2500 рублей в день, оплачивая по сути только половину стоимости. В этой части обязательств мы работаем себе в убыток, но свою социальную функцию не бросаем, потому что передать ее некому. Та же Белокуриха работает сегодня только по коммерческим путевкам, что делает эти услуги недоступными для большинства нашего населения. Мы в сложившихся обстоятельствах сумели не только фактически в одиночку, без копейки помощи справиться с последствиями селя, но и в самые короткие сроки восстановить прежний режим работы. Для сравнения приведу пример реабилитационного центра «Сагаан-Дали», также расположенного в пос. Аршан и попавшего вместе с другими объектами под сель, но который до сего дня почему-то закрыт на ключ. К этому объекту потенциальные инвесторы интереса не проявляют, а власти не заботятся о том, чтобы скорее восстановить «Сагаан-Дали».
— Какие меры принимаются «Байкалкурортом» для сглаживания финансовых проблем?
— Продолжается работа по организации мер поддержки нашего ведомства на региональном уровне, той самой, к которой не раз уже призывал Владимир Путин в своих посланиях Федеральному собранию. Речь идет о создании при минздраве России рабочей группы по разработке стратегии развития в стране санаторно-курортного комплекса, сохранения и развития детских санаториев различных форм собственности, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Что касается «Байкалкурорта», то сегодня продолжается работа по расширению показаний для медицинской реабилитации третьего этапа, согласно профилям курортов «Аршан» и «Горячинск». К примеру, в июне прошлого года министерство здравоохранения Бурятии издало приказ о реабилитации взрослого населения, где указано, что на курорте «Аршан» могут получить реабилитацию пациенты после операции на органах пищеварения, а на курорте «Горячинск» — с болезнями и травмами костно-мышечной системы. Считаем, что с учетом высокой заболеваемости взрослого и детского населения Бурятии такую же реабилитацию на наших курортах могли получать пациенты с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, болезнями кожи, мочеполовой, эндокринной и нервной системы.
Полным ходом идет процесс оптимизации, передачи с баланса курортов муниципальным образованиям таких непрофильных объектов, как жилые дома и обслуживающие их котельные. Сегодня мы рассчитываем на помощь республиканского правительства, поскольку как никогда зависим от сезонных колебаний спроса на путевки и нуждаемся в привлечении заемных средств для поддержания жизнедеятельности санаториев до начала курортного сезона.
Благодаря значительным вложениям в последние годы в курорт «Горячинск», открытию здесь бальнеолечебницы, wellness-центра, объектов для проведения вертикального вытяжения позвоночника на минеральной воде и других медицинских процедур у нас значительно вырос поток иностранных пациентов. Кстати, хотите знать пожелания, которые высказывают иностранцы из Европы по поводу того же советского быта, старых деревянных корпусов? Ни в коем случае ничего не меняйте! Не подражайте другим, не делайте евроремонт и увеселительные центры, какие есть везде. Настоящий отдых приносит именно то, что мы нашли у вас — деревянные корпуса, естественная природа и тишина, где можно по-настоящему отдохнуть душой.