Подробный анализ бюджета республики прошлого года был проведен на прошедших в Народном Хурале публичных слушаниях, где участники отметили сильные и слабые стороны работы правительства Бурятии за отмеченный период. В частности, председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов акцентировал внимание присутствующих, что за прошедший период в виде кредитов и кредитных обязательств республикой было привлечено 22,6 млрд. рублей. Причем бюджетных кредитов было получено только на сумму 7,8 млрд. рублей. Получается, что все остальные заимствования были сделаны в коммерческих банках.
На природу государственного долга республики обратила внимание и гость публичных слушаний, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова.
– В отличие от многих субъектов Российской Федерации госдолг Бурятии находится на приемлемом уровне, поскольку во многих регионах госдолг зашкаливает за 80 процентов от верхнего предела государственного долга, установленного Законом, а в двух субъектах госдолг больше 100 процентов. Тем не менее, сама структура госдолга Бурятии говорит о том, что большинство заимствований было произведено в коммерческих банках, а это естественным образом накладывает определенные расходы на республиканский бюджет по обслуживанию этого государственного долга. Поэтому, полагаю, в 2020 – 2021 годах правительству Бурятии нужно обратить внимание на то, чтобы снизить госдолг и работать над увеличением собственных доходов, – сказала Елена Перминова.
О больших объемах финансовых средств, которые берутся для Бурятии в коммерческих банках, говорил и бывший зампредседателя правительства Бурятии по инфраструктуре Мункожап Бадмаев, когда сравнивал Бурятию с Татарстаном, где также работал.
— Инфраструктура, которая сегодня есть в Татарстане, стоит больших денег. Все это было сделано под крупные проекты — 1000-летие Казани, универсиада, чемпионат мира. Они взяли огромное количество бюджетных денег, которые давали и другим регионам. Но в чем разница. Бюджетные кредиты даются под 0,1 процента, а коммерческие — под 15 процентов. Бюджетный долг Татарстана — 80 млрд рублей, и он весь бюджетный, то есть условно за него они платят 0,8 млрд в год.
Мне было удивительно слышать, что Бурятия имеет огромные долги, но половина из них — коммерческие. Грубо говоря, за 10 млрд. рублей долгов мы платим 1 млрд в год, что попахивает коррупцией, потому что это выгодно банкам, возможно, людям, которые с этими банками договаривались, но не республике. В Татарстане задолженность в 8 раз выше, чем в Бурятии, но платят они за эту задолженность меньше. Этими проблемами надо заниматься, и, согласитесь, это чисто управленческие проблемы, – сказал Мункожап Бадмаев.