blogtn.ru

Дорогами жизни. Тунка. Друзья и враги. К 70-летию Валерия Гулгонова

Фото из личного архива

Госкомэкология

В феврале 1991-го Валерия Гулгонова назначили первым заместителем председателя Государственного комитета по экологии и природопользованию, где он проработал 10 лет. Хотя Госкомэкология   Бурятии был организован и начал действовать с января 1989 года. Прошедшие два года были определены как организационные, становление Госкомэкологии происходило на базе Забайкальского бассейнового управления.

Должность первого заместителя председателя фактически была должностью руководителя комитета. По структуре правительства заместители председателя Совета министров Бурятской АССР тогда возглавляли отдельные ведомства, что было сделано с целью сокращения государственных расходов.

Госкомэкология Бурятии начинала работать в СССР, а продолжила уже в новой, почти революционной России. Именно здесь первыми начинали проводить оценку воздействия на окружающую среду, производить расчеты и вводить платежи за загрязнение  окружающей природной среды. Здесь занимались подготовкой  байкальской программы 90-х годов, были приняты законы  «Об особо охраняемых природных территориях», «Об  охране окружающей природной среды», «О лесе», подготовлены материалы для включения Байкала в список участков Всемирного природного наследия.

Тогда организовывали экологические фонды, и с помощью них проводили мероприятия по охране природы Бурятии, экологическому воспитанию и научному исследованию в области природопользования. В 90-ые федеральные заповедники и национальные парки  были отданы в фактическое ведение Госкомэкологии. Через экофонд, международные проекты удавалось оказывать материальную помощь особо охраняемым природным территориям.

В Байкальском регионе Гулгонов руководил проектами Глобального экологического фонда и европейской программы Tasis  в области охраны природы и экологизации государственных служащих Бурятии и Иркутской области. В 1993 году именно он заключил Договор Госкомэкологии Бурятии с Департаментом натуральных ресурсов штата Висконсин (США), первый и единственный подобный договор в Российской федерации. Принимал участие в разработке Закона о Байкале. Был включен в состав и работал в Байкальской правительственной комиссии Российской Федерации.

Гулгонов – член правительства республики Бурятия с 1994 по 2002 годы. Занимался изучением опыта природоохранной деятельности Соединенных Штатов Америки и  Европейского Союза. С 1995 по 2002 год был избран и работал сопредседателем секции «Экология» инициативной рабочей группе российско-американской комиссии по технологическому и экономическому сотрудничеству  Гор – Черномырдин. Прошел обучение по программам Sabit Министерства торговли США, TASIS в Европе (Франция и Швеция).

Принимал участие в международных конференциях и рабочих встречах в составе российской делегации в США, Канаде, Франции, Швеции, Германии, Китае, Японии, Корее, Финляндии, Словакии, Монголии.

Посетил в Вашингтоне Всемирный банк и Белый дом, встречался  с Брюсом Беббетом , министром внутренних природных ресурсов США, руководителями природоохранных министерств Финляндии, Кореи, Германии, Монголии и Китая.

Как рассказывал сам Валерий Енжапович, трижды приходил в Лувр не только увидеть Джоконду. Старательно искал различие между розовым и голубым Пикассо в Национальной галерее в Вашингтоне. В музее всемирной истории в Чикаго понял афоризм, почему все люди на планете одинаковые  и разные одновременно. В музее Гумбольта в Берлине начал понимать величие Вавилона, лунной ночью у Эрдэни Дзу в Монголии воображал в своих мыслях ступающим по Великому городу Хара Хорин. Вглядываясь в обыкновенную дверь старого дома на тихой улице в Ницце, старался представить, как перед итальянским походом Наполеон открывал дверь своей скромной квартиры. Был на родине Гете и Шиллера; поклоняясь жертвам концлагерей в Бухенвальде, начал понимать цену Великой Победы над фашизмом; на ступенях Цицелиенхофа в Потсдаме почувствовал историческую атмосферу передела мира в прошлом веке; в музее Боинга в Сиэтле понял, почему мы летаем на этих самолетах, а ступая по красной дорожке в Каннах, думал, как много хороших кинофильмов мы еще не видели…

За время работы в Госкомэкологии в 1998 году Гулгонов подготовил и защитил  диссертацию, в результате чего ему присвоили научную степень кандидата географических наук. В 1999 году окончил академию Министерства юстиции РФ и получил еще один диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция».

В 1998 году первым в Бурятии удостоен звания «Заслуженный эколог Российской Федерации». 23 апреля 1999 года  водрузил флаг Республики Бурятия на Северном Полюсе, провозгласил на весь мир, что в этот день первый бурят достиг Северного Полюса!

За прошедшие 10 лет в республике была сделана большая работа в области охраны природы и защиты Байкала. Показателен один эпизод. Весной 1996г. в республику приехал руководитель центра Всемирной охраны природы из штаба ЮНЕСКО (Цюрих). Этот центр занимался рассмотрением наших документов для включения озера Байкал в список участков Всемирного природного наследия. В течение пяти лет центр запрашивал много различных документов. Требовали определить на федеральном уровне границы охранной зоны Байкала,  характеристики и состояние  биологических ресурсов Байкала,  экологическое состояние окружающей среды, наличие различных производств, инфраструктуры, изменение законодательства российского,  Иркутской области  и Бурятии. Госкомэкология Бурятии ежеквартально (!) отчитывались перед этим центром по документам, которые  должны были готовить, но Байкал не включали в этот список потому, что не было границ охранной зоны и  федерального закона. Центр снова и снова требовал различные документы, но вопрос не сдвигался.

После завершения работы комиссии делегацию центра Всемирного наследия пригласили на товарищеский ужин. Со стороны республики присутствовал первый зампред правительства Владимир Агалов и Гулгонов. Стороны обменялись тостами, предоставив слово председателю Госкомэкологии Валерию Гулгонову, который выступил совсем не дипломатично.

– Наши предки  тысячи лет сохраняли Байкал в чистом виде, мы также будем и без Вас  сохранять его дальше. Если честно сказать,  Ваш этот список природного наследия  нам не нужен, Байкал без этого списка свят и велик. Мы не будем больше просить Вас, чтобы Байкал включали в список природного наследия. Это Вы нас должны просить, чтобы Байкал возглавил этот ваш список природного наследия, – сказал Валерий Енжапович.

В декабре этого же 1996 года в Мексике на заседании ЮНЕСКО Байкал включили в список Всемирного природного наследия без федерального закона о его охране и  без определения границ его охраны. Закон «Об охране озера Байкал» президент России Борис Ельцин подписал 1 мая 1999 года. 17 мая 2000 года В.В. Путин подписал Указ о структуре и составе правительства Российской Федерации, в котором уже не было самостоятельного  федерального органа охраны окружающей природной среды.

Так закончилась история деятельности Государственного комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию.

Площадь Советов

 Все летние месяцы на площади Советов занимались вопросам ликвидации Госкомэкологии. Надо было всех работников госкомитета уволить и устроить на работу во вновь образованные  ведомства, при этом Гулгонов оставался членом правительства без портфеля.

2 сентября 2000г., в субботу, Гулгонова пригласил Леонид Васильевич Потапов и неожиданно предположил работу руководителя Администрации президента и правительства республики. 4 сентября указом президента Бурятии Гулгонов был назначен управляющим делами–руководителем администрации Президента и правительства Бурятии (так сложно в те времена называлась эта должность). В подчинении управляющего было почти 500 человек государственных служащих и организационно – технического персонала, обеспечивавших деятельность президента, правительства республики. Осталось два года до следующих выборов президента Бурятии, Потапов готовился третий раз идти на выборы, собирал вокруг себя, в правительство и аппарат президента нужных для этого людей, влиятельных и перспективных в республике политиков.

Потапов, работавший в Бурятии в системе партийной кадровой политики, в отличие от Наговицына и Цыденова, знал кадры и способности каждого человека, а потому случайные люди на серьезных должностях не попадали. Что касается вопроса, почему в июне 2002г. после окончании сроков полномочий правительства было принято решение, что Гулгонов не будет здесь больше работать, доподлинно ничего не известно. Говорят, что вопросы использования государственного имущества, принадлежащего тогда Администрации президента и правительства, а также в деле социального обеспечения членов правительства, руководителей министерств и  ведомств, возникли какие-то разногласия.

В течение года Гулгонов успел поработать в Байкальском институте природопользования СО РАН, Федеральном управлении природоохранной деятельностью на озере Байкал Министерства природных ресурсов РФ, и в августе 2003 года вновь вернулся на площадь Советов, на сей раз в Аппарат Народного Хурала. Сначала на полгода его назначили советником председателя Народного Хурала, а затем начальником организационного управления в ранге первого заместителя руководителя Аппарата Народного Хурала. Теперь уже точно можно сказать, что возвращение было организовано по рекомендации Леонида Васильевича Потапова.

Четыре года работы в Народном Хурале были тесно связаны с законодательной и законотворческой деятельностью, с субъектами законодательной инициативы: Президентом и правительством Бурятии, депутатами Народного Хурала и представительными органами муниципальных районов. Также начальник оргуправления Народного Хурала курировал взаимоотношения с представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации и вопросы международного сотрудничества. Тогда, за десять лет до присоединения Крыма к России, Народный Хурал заключил соглашение о взаимном сотрудничестве с законодательным органом Крыма, тогда еще украинского.

Тунка. Национальный парк

Летом 2007 г. с приездом в республику нового главы Вячеслава Наговицына Валерий Гулгонов принял для себя два серьезных решения. Становится директором Тункинского национального парка и намеревается выдвинуться кандидатом в депутаты Народного Хурала. Эти два события оказались взаимосвязаны. Решение работать  директором национального парка получило серьезное сопротивление в правительстве Бурятии и в администрации района. Правительство Бурятии выдвинула на этот пост свою кандидатуру, Тункинский район – свою, но в итоге Минприроды РФ отклонило всех и направило на согласование кандидатуру Гулгонова. В сентябре 2007 года Валерий Гулгонов дает согласие на пост директора Тункинского парка, однако назначение все никак не могло пройти согласование через федеральные силовые органы. Тогда же началась предвыборная кампания в Народный Хурал.

Как свидетельствуют очевидцы, была предварительная договорённость с руководством Тункинского района и местными соратниками, что они будут поддерживать кандидатуру Гулгонова. Однако летом 2007 года Андрей Самаринов срочно становится членом партии «Единая Россия» и теперь уже его кандидатуру республиканский региональный политсовет выдвигает кандидатом в депутаты по округу номер один (Окинский и  Тункинский районы). В результате вчерашние соратники перешли на сторону Самаринова, затратившего на выборы в 50 раз больше средств. Через 3 дня после выборов полпред президента в СФО согласовал кандидатуру Валерия Гулгонова на должность директора Тункинского национального парка.

12 лет работы Гулгонова в Тункинском национальном парке – еще одна незабываемая летопись жизни республики. Благодаря федеральной  Байкальской программе удалось серьезно укрепить материально-техническую базу парка. Наряду с директорством Гулгонов трижды избирается депутатом районного совета, неизменно выступая с принципиальной позицией, которая не всегда приходится по вкусу администрации района и правительству республики. Но даже в таких условиях опытному управленцу удалось поменять уровень работы и отношение к национальному парку, количество нарушений  природоохранного законодательства уменьшилось. Были установлены границы национального парка, проведено землеустройство, лесоустройство, построен административно –  музейный комплекс. На центральной  площади районного центра «отвоевано» здание для  центральной конторы, сделан большой задел для будущего развития.

Было и уголовное преследование, и заказные нападки в СМИ, и организованные жалобы в адрес президента России, министерства природных ресурсов, прокуратуру, полицию, поджог дома, запугивание и прочее. В противовес этому, понимая все происходящее, Минприроды России  поддерживало Гулгонова почетными грамотами и наградами – знаками «За заслуги в заповедном деле», «Почётный работник охраны природы». Интересно, что Минприроды России трижды представляло Гулгонова к государственной награде (ордену), все федеральные структуры согласовывали, но на уровне республики документ поддержки так и не получил.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!