Фото Т. Никитиной
Ballet on Baikal
I would like to tell you about a very important event in my region. It’s about a festival called «Ballet on Baikal. Buryatia», which was held on August 12. Ballet dancers from Buryatia came to the republic on this day to take part in that festival. This story began 6 years ago, when ballet dancer Pavel Okunev organized a meeting with his friends. Their gathering led to the organization and performance of a beautiful concert. And step by step this grew into a festival «Ballet on Baikal. Buryatia».
The idea was to build a theater stage right on the bank of Lake Baikal. But this place is known as the Special Economic Zone that is called “Peski”. Fragile ecosystem of Lake Baikal does not allow one to build there. There are many limitations, but due to the participation of the leadership of the republic, different organizations and as well as several sponsors, it became possible.
This year 38 ballet dancers from Buryat Opera and Ballet Theatre and 10 ballet dancers from other Rassian theaters gathered to take part in the «Ballet on Baikal» festival.
Music critic from Saint Petersburg Georgy Kovalevsky highly appreciated the event. In his article, he wrote that the festival had been fantastic, as the high art and elements of wildlife had united in that performance. Since the scenery in the background was a real sunset on the bank of Lake Baikal it made the light and artists look different every minute of the performance.
The festival consisted of different performances. The culmination of the whole festival was the performance of ballet «Swan Lake ” by Peter Tchaikovsky. It really seemed that the ballet dancers were moving on the water as the stage looked like a mirror. The sunlight faded until it was gone completely. Last rays of the sun that were disappearing from the sky united with the ending of ballet’s plot in a synergy of events coming to an end. Finishing notes of сlassical music dived the audience into complete darkness. The special significance of this performance was that it was imbued with a sense of uniqueness of the moment that would not be possible to recreate.
I visited many performances in the Buryat Opera and Ballet Theatre, but I’ve never seen anything as fascinating as that.
За непримечательной внешне вывеской Байкальского танцевального фестиваля многие увидели «фишку», способную обеспечить региону так называемую «точку входа», она же инвестиции, известность и все, под чем мы сегодня понимаем глобальное развитие.
Наверное, задумку привезти классический балет на байкальское побережье в прямом смысле можно сравнить с тем, как однажды руководство молодой советской страны приняло решение построить в Бурят-Монгольской АССР собственный театр оперы и балета. Даже научить потомков кочевников петь классические арии выглядело не так смело и дерзко, как поставить их на пуанты, но именно это сразу же определило место республики в одном ряду с культурными столицами России.
В год 100-летия Бурятии уместно будет вспомнить, что идею построить в Сибири изумительный по красоте театр-дворец не изменила даже Великая Отечественная война и все те сложности, которые пришлось пережить стране после. Театр оперы и балета не просто был построен уже через 7 лет после Великой Победы, но и возник рядом с правительственными зданиями главной площади Улан-Удэ, словно символ торжества высокого искусства над перипетиями бытия. Необходимо было построить не только театр, а сразу два профессиональных учебных заведения к нему – хореографическое и музыкальное училища, и не просто построить, а наполнить соответствующими кадрами, вдохнуть жизнь в учебные стены, заложить традиции.
Наверняка, впервые оказавшись в том театре, наши дедушки и бабушки чувствовали примерно то же, что и 12 августа зрители Байкальского танцевального фестиваля. Для них знакомое с детства побережье в одночасье превратилось в сказку. Гирлянды фонариков по всему периметру площадки, гуляющие в белых штанах по деревянным помостам-подиумам гости, держащие в руках огромные фужеры красного вина. Никогда прежде не было здесь ресторана под открытым небом, зеркальных указателей, ведущих к самой кромке воды, и уже тем более сцены, на которой происходило необыкновенное.
Надо было наблюдать выражение лиц зрителей, когда на фоне чаек и купающихся под звуки волн и знаменитой на весь мир музыки на эту сцену выпорхнули белые лебеди, почти невесомые в лучах заходящего солнца. От того ли, что фигуры лебедей оказались в лучах настоящего заката, меняющегося каждую секунду, от того ли, что «амфитеатр» природного зала позволял видеть сцену как на ладони, но лица артистов, их одежда и движения воспринимались совершенно иначе, нежели в театре. Они были близкими и понятными, состоящими из плоти и крови, одновременно прекрасными, как сказочные герои, и испытывающими такие же земные страдания, что и обычные люди.
Если организаторы балета на Байкале ставили цель соединить в этой точке планеты то, что соединить ранее представлялось невозможным, то это им удалось. Наверное, нечто подобное испытал в начале 60-х годов правитель Ирана Шахиншах Моххамед Реза Пехлеви, увидев на гастролях Бурятского театра оперы и балета в Тегеране знаменитый персидский танец в исполнении Ларисы Сахьяновой. Пораженный пластикой и изяществом балерины из далекой Бурятии, Шахиншах преподнес ей дорогие подарки. Перстень, богатый ковер и копию знаменитой картины «Кающаяся Мария Магдалина в гроте», скрывающей за известным библейским сюжетом такие смыслы, которые остаются актуальными и по сей день.
Доподлинно не известно, кто именно в этот день прилетел на собственном вертолете посмотреть балет на Байкале, а заодно окрестности священного озера, но одна такая высокая персона в Бурятии была. Создатели фестиваля под эгидой Министерства культуры Бурятии во главе с Соелмой Дагаевой с полным правом могут гордиться также тем, что сумели организовать площадку для 120 VIP-гостей из тысячи прибывших, и в целом все остались довольны увиденным. В какой-то степени все это походило на рискованный эксперимент, где в одной точке должны были сойтись погода и кухня, искусство и наука, природа и современная инфраструктура.
Приобщить собравшихся на побережье к высокому искусству прибыли как выпускник хореографического колледжа, ныне солист Мариинского театра оперы и балета Трофим Маланов, так и приглашенные звезды, как ведущая солистка Астраханского государственного театра оперы и балета Камила Исмагилова, просто блестяще выступившая на гала-концерте. Украсил фестиваль на Байкале своим программным номером известный российский хореограф, педагог, продюсер Александр Могилёв. Отдельно отметим, чтобы рассказать о балете на Байкале, в Бурятию прибыл известный музыкальный критик, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.
Можно только представить, через что пришлось пройти на пути к своей мечте идейному вдохновителю действа, продюсеру Павлу Окуневу, начинавшему шесть лет назад Байкальский танцевальный фестиваль на свои собственные средства с четырьмя выпускниками хореографического колледжа. Как непросто было все эти годы поддерживать проект самому театру, убедившему, в конце концов, правительство Бурятии, министерство культуры республики, администрацию Прибайкальского района в перспективности идеи.
– Второй год подряд нас поддерживает основанный Олегом Дерипаской российский энергохолдинг ЭН+. Компания более 20 лет ведет комплексные программы по сохранению и защите экосистемы озера. В этом году партнером проекта выступила компания «АМАР», на чьей территории в особой экономической зоне «Пески» собственно и был проведён балет на Байкале. Когда большой бизнес начинает вкладываться в искусство, это позволяет организовать масштабные мероприятия на самом высоком уровне, – рассказал директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков.
В самом деле, чтобы построить площадку там, где до этого не было ровным счетом ничего, необходимо было завезти сюда абсолютно все: стройматериалы, звуковое оборудование, мебель, причем не только из Иркутска, но и из Красноярска, Москвы. С целью сохранения экологического равновесия была снижена транспортная нагрузка на прибрежную территорию. Не сотни автомобилей, а большие автобусы доставляли гостей из Улан-Удэ. В период проведения работ организаторы аккуратно обходили деревья, сохраняли природный растительный ковер, максимально отодвинулись от береговой линии. Все это было направлено на сохранение первозданного вида площадки.
АМАР в соавторстве с Даши Намдаковым, также выступившим на фестивале в качестве почетного гостя, уже приступил к созданию на этом месте современной рекреационной территории, где каждый элемент призван рассказывать про окружающий мир через призму Байкала.
– В мире много похожих проектов, в которых принимают участие артисты балета. В Пуссане я танцевал на такой же сцене, установленной практически в море. Есть подобные фестивали в Южной Корее, Китае, Бразилии, где для создания особого эффекта воду подсвечивают. Но балет на Байкале – это прежде всего возможность показать миру нашу школу, искусство, нашу республику. С каждым годом Байкальский танцевальный фестиваль масштабируется. Порядка 10 выпускников колледжа нашли возможность приехать в эти дни на фестиваль, 38 артистов Бурятского театра оперы и балета приняли участие в проекте «балет на Байкале». Мы мечтаем сделать наш фестиваль международным, мечтаем о прекрасном будущем, верим, что высокое искусство способно изменить мир даже тогда, когда изменить его не в силах уже больше ничего, – рассказал Павел Окунев.