blogtn.ru

Антон Пластинин о рекламном рынке Бурятии, Евгении Жамцуеве и медийных лицах

Первый коммерческий телеканал Бурятии, телекомпания «Тивиком» отметит в этом году четверть века. Есть и еще один небольшой юбилей в истории республиканского телевидения: в феврале 2016 года исполняется десять лет, как городскую компанию с непростой судьбой возглавил Антон Пластинин. Наш сегодняшний разговор с генеральным директором телекомпании «Тивиком» мы посвятили рекламному рынку, лицам, которые делают в Бурятии рекламу и жизни в Интернете.

– Антон Викторович, вас все знают и в то же время не знают. Не помню ни одного большого интервью с вашим участием, поэтому давайте знакомиться. Как вы, не журналист и не пиарщик, попали на телевидение?

– По образованию я IT-шник, в 1994 году с красным дипломом закончил специальность «информационные технологии» тогда еще в ВСТИ. Это был всего второй или третий выпуск по данной специальности, но мы с нашими руководителями   Виталием Владимировичем и Ларисой Владимировной Найхановыми делали такие вещи, которыми занимались тогда, наверное, только японцы. К примеру, свою дипломную работу я писал на тему в области искусственного интеллекта.

После института планировал учиться дальше в Москве, но тут поступило предложение от Виталия Владимировича Морозова возглавить IT – службу в компании Мотом. Они тогда открывали в Бурятии банк, и на самом деле билась за кадры. Искали лучших выпускников, лично встречались с каждым молодым специалистом, хотели сосредоточить на своем предприятии элиту. В то время Мотом занимался многими направлениями, в том числе и продажей престижных автомобилей. Покупать машины сюда приезжали из Москвы, Якутии, даже Дальнего Востока. В те годы компания давала в республиканский бюджет около 40 процентов налогов, авиазавод и все прочие предприятия лежали на боку. Первые 600-сотовые Мерседесы в Улан-Удэ были у Мотома, собственный самолет, первые электронные кассы со встроенным сканером в супермаркетах – это была серьезная школа, давшая республике много хороших специалистов.

После Мотома были и другие проекты, а в 2006 году меня пригласили возглавить телекомпанию «Тивиком», куда долго не могли найти руководителя. Ситуация на «Тивикоме» была сложная, начиная от помещения, где бегали крысы, и заканчивая финансовым состоянием. Кроме передач «Радар – спорт» и «Во саду ли, в огороде», здесь не было практически ничего, включая новостей. Мы начали с того, что запустили новостную программу «Наш город», набрали свежие кадры, в городе появилась альтернативная точка зрения, картина дня стала шире. Через некоторое время мы первые в Бурятии совместно с телеканалом МУЗ ТВ сделали реалити – шоу «Топ Модель Бурятии», затем было два сезона «Танцуют все». Если в 2006 году, когда я приходил к коммерсантам, они говорили: мы не знаем и не смотрим ТИВИКОМ, то буквально через полтора года ситуация поменялась и большинство из них сами зашли на «Тивикоме» с предложениями о сотрудничестве.

– В крупных городах считается, что на телевидении разумнее делать только новостные, аналитические программы. Рекламу же рекламодатели приносят уже готовую и просто ее размещают, потому что так дешевле, а как у нас? К примеру, когда-то на Аригусе выходила рекламная передача «Авто –леди», которую девушки делали самостоятельно на свои деньги, а сейчас есть такие передачи?

– У нас то же самое, что везде, может, только в меньшей степени. Реклама заказывается на студиях – продакшн, после чего размещается на телеканалах. Программные интервью делаем сами, поскольку здесь надо соблюдать и редакционную политику, и концепцию канала, хотя на том же первом канале, похоже, практически все передачи уже давно делаются силами продакшн. Открою секрет, наш рекордсмен среди передач «Радар – спорт», который выходит в эфир без малого 22 года, каждый четверг, в 19.00, не пропустив ни одного дня, – это тоже продакшн. Интересно, что «Радар- спорт» всегда был на «Тивикоме» и стал для телеканала брендом с неповторимой манерой ведения программы. Передача полностью делается силами Бориса Васильевича Мироманова. Он приглашает своего режиссера, ныне преподавателя ВСГАКИ Виктора Столбовского, сам находит спонсоров. Тивиком же предоставляет студию, оборудование, частично возмещает затраты на оплату труда, но по сути размещает готовый продукт.

Вот передача «Во саду ли, в огороде» создается силами телекомпании, куда ведущим приглашается Анатолий Кушнарев, причем на общественных началах. В последние годы в связи в избранием Анатолия Кушнарева на постоянной основе депутатом Народного Хурала занятость его в разы увеличилась, но ситуация создалась такая, что без «Во саду ли, в огороде» наши телезрители уже не могут, и наш ведущий «вынужден» продолжать вести программу. В этом году передача начала выходить в Забайкальском крае, где была воспринята «на ура».

– Когда депутат Госдумы Николай Валуев утверждает, что рекламирует услуги МТС бесплатно, это означает только то, что он не получает за это официальной оплаты. Получал ли нынешний председатель комитета Народного Хурала средства от предприятий по выпуску тех же минеральных удобрений, которые он якобы бесплатно рекламировал, вопрос интересный. Вы правы, что в любом случае хорошая реклама всегда связана с медийными лицами. К примеру, в 1997 году бывший президент России Михаил Горбачев рекламировал пиццу Хат, что нельзя назвать удачной рекламой. А вот звезды мирового футбола, рекламирующие сегодня «Турецкие авиалинии» смотрятся очень уместно, потому что много летают по миру и знают, о чем говорят. А кого в Бурятии можно назвать успешными медийными лицами в плане рекламы? Наконец, кто стал таким лицом для Тивикома?    

– В основном в рекламе участвуют те, кто работает на экране, к примеру, ведет новости, у кого высок рейтинг доверия зрителей. Медийные лица российских каналов, как правило, обладают легендой, недоступностью, аурой тайны. Все политики там – активные участники медиапространства, чего нет в Бурятии, отличающейся своей закрытостью. К примеру, наши политики в свои семьи не пускают. Здесь сложно придумать легенду, потому что все друг друга знают. Существуют и другие особенности, которые значительно ограничивают местный рынок. На самом деле ротация медийных лиц на ведущих каналах, все изменения, которые с ними случаются, не происходят просто так. Зачастую за каждым медийным лицом стоит большая группа товарищей, которые специально этим занимаются. Мы также в меру сил занимаемся своими медийными лицами.

– Интересно, а недавняя новость на «Байкал – дэйли» по поводу того, что лицо ваших рекламных сюжетов Евгения Жамцуева перепутали с кем-то, погибшим в автокатастрофе в Иркутской области, ваших рук дело или так само получилось? Не секрет, что Евгений Жамцуев на Тивикоме сделал карьеру от простого оператора до ведущего программы «Масскульт» и главного рекламного персонажа ваших роликов. Очень удачный образ простоватого, юморного парня для него был подобран специально? Если сравнивать с тем же Валерием Скосырским, который смотрится этаким сахаром -медовичем, Евгений Жамсуев, как ржаной хлеб, прост, вкусен и полезен, как считаете?    

– Прежде всего, Евгений Жамцуев – КВН-щик, с чувством юмора, амбициями, снялся в фильме «На Байкал». Из КВН- овского движения к нам пришли также Юра Редикальцев, он же знаменитый Фикса, работающий ныне на Тивикоме журналистом, Дмитрий Гомбоев, который занимается сегодня футбольной командой Тивикома, Алексей Щербаков, один из лучших дизайнеров города.

Образ Евгения Жамцуева, смешного парня из народа, простого и понятного, сразу пришелся всем по душе и оказался весьма удачным. Даже когда он работал на Тивикоме оператором, у него всегда было огромное желание что-то делать в кадре. На самом деле мы всегда даем людям возможность попробовать себя и вырасти творчески. К примеру, нынешний программный директор АТВ – Байкал, автор программ «Метод и мудрость», «Максимальный эффект» Максим Дашинимаев, кстати, сын известной тележурналистки, тоже начинал на Тивикоме простым оператором эфира.

Интересно, что многие ведущие новостей, такие, как Дарья Белоусова, Анастасия Лисова начинали с передачи «Прогноз погоды», тоже в какой-то мере рекламного продукта. Если анализировать, то получается, что в серьезную тележурналистику у нас многие приходят из рекламы, хотя должно быть, казалось бы, наоборот. Та же Инесса Петонова, участница КВН- ого движения, тоже когда-то начинала с гороскопа на БГТРК, со своими спонсорами, режиссерами, гонорарами.

– О гонорарах. Все понимают, что телеведущий на Первом канале получает 35 тыс. долларов в месяц, и если он что-нибудь рекламирует, то, во-первых, обязательно согласовывает это с руководством, а во-вторых, наверняка получает за это гораздо больше, чем 35 тыс. долларов. А как зарабатывают рекламой медийные лица в Бурятии? К примеру, сколько наш журналист может получить за участие в рекламном ролике, и какой местный ролик вы считаете самым удачным?

– На самом деле звезды Первого канала получают не так много, как об этом пишут, поскольку справедливо считается, что они работают на свой образ, который приносит им основной заработок где-то еще – в рекламе, на корпоративах. В Бурятии, наоборот, основной заработок медийные лица получают по месту службы, и это небольшие деньги, сравнимые со средней зарплатой по экономике. Одним словом, сказочных денег на нашем телевидении нет. Местный рекламодатель не готов выкладывать большие суммы за рекламу, поэтому наша реклама весьма дешевая. Каков гонорар за участие медийного лица в одном ролике, нетрудно предположить, если знать, что обычная стоимость ролика обходится компании в среднем в 15 тыс. рублей. Гиганты местного рынка могут позволить себе снять ролик и за 20-30 тысяч рублей. Конечно, есть ролики и за 200 тыс. рублей, но они, как правило, идут на межрегиональный рынок.

Самый яркий, с моей точки зрения, рекламный ролик был сделан компанией «Русский мех». Все снималось в зимнем лесу, поручик Ржевский лихо останавливает тройку, протягивает даме руку, звучит французская речь. Примерная стоимость ролика в ценах 2006 года – 100 тыс. рублей. То есть и мы можем снимать с вертолета, со спецэффектами, артистами и костюмами, для этого нужна только готовность рекламодателя, а ее нет. К сожалению имиджеобразующие факторы у нас по-прежнему – машина, телефон и т.д., но не качественная реклама собственного предприятия.

– Наталья Стефани в одном своем интервью обронила, что напрочь разочаровалась в республиканских журналистах, после того как увидела, что пишут и как ведут себя «акулы пера» в соцсетях. В центральной России уже были случаи, когда журналиста увольняли за реплику в блоге или какое-то высказывание вне работы. Как вы считаете, медийные лица должны согласовывать с руководством свою рекламную деятельность, «бурную жизнь» в сети и прочее?

– С Натальей Стефани мы знакомы еще с тех пор, как она работала пионервожатой в школе №40, которую я закончил с золотой медалью. Я тоже есть в Фэйсбуке, тоже многое читаю и далеко не все одобряю. Если медийные лица ведут новости, как правило, они сами понимают, где можно что-то делать, а где это вредит их имиджу, а значит, и имиджу телеканала. Финансово можно понять, когда серьезный журналист начинает рекламировать ботинки, главное в этом деле не переборщить, не уронить свой имидж. К примеру, Евгению Жамцуеву можно рекламировать ботинки, у него образ такой, а кому-то из области аналитики – нет. Безусловно, надо работать над этими вещами. Надо понимать, что та жизнь, которая развивается в Интернет – пространстве у российских медийных лиц, происходит не сама по себе. Над жизнью этой работает целая медийная группа, работает грамотно, имея четко поставленные цели. У нас же, насмотревшись на все это со стороны, пытаются заняться тем же самым на свой вкус и цвет и получают то, что получают. Пока в нашей редакции мы можем лишь точечно корректировать такие ситуации, если они случаются.

– В торговых центрах существует понятие якорного арендатора, а в телекомпаниях есть якорный рекламодатель? Кто он, изменился ли он за 10 лет? Можете назвать какие-то особенности нашего рекламного рынка, и насколько этот рынок упал в связи с кризисом?

– В Бурятии узкий рекламный рынок, соответственно крупных рекламодателей не так много, и во всех СМИ они, как правило, одни и те же. Это наши крупные сетевые компании «Титан», «Абсолют», «Оптика Сэсэг». Одно время появилась «Vidi-оптика» с хорошими рекламными проектами, но сейчас они ушли с рекламного рынка. Много лет остается якорным рекламодателем «Славия-тех», «Смит», «Вегас – М», «За рулем».

Особенности рекламы в республиканских СМИ, конечно, есть. Если на федеральном уровне ключевую роль в привлечении рекламы играют рейтинги, просмотры, тиражи, то в регионе многое зависит совершенно от других вещей – лояльности СМИ, политической составляющей, в конце концов, личных контактов. Это происходит, в том числе, и по причине, что какой-либо серьезный «измеритель» в Улан-Удэ отсутствует.

Что касается падения рынка рекламы, то не так давно генеральный директор Первого канала Константин Эрнст называл цифры в 20-21 процент на эфирных каналах и 52% – на неэфирных. При этом он сказал интересную мысль, что кризис на самом деле пойдет на пользу телевидению, потому что люди вынуждены будут отказываться от дорогих развлечений, кино, а значит, старое доброе телевидение должно будет предложить всему этому достойную замену.

– Спасибо за беседу!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!