blogtn.ru

Александр Минкин: читатели любят читать мои заметки, потому что находят там собственные мысли

Фото – из личного архива А. Минкина

В этом году газета «Московский комсомолец» в Бурятии» отметила 23 года своего существования в республике. Все эти годы с центральных страниц издания с нами вступал в диалог неподражаемый Александр Минкин. Будучи в Москве, мы попросили его ответить на некоторые вопросы.

 — Александр Викторович, в последние годы наши читатели находят очень мало ваших статей в региональной вкладке, которая печатается в Бурятии, почему?

— Какую мою статью отправлять в регионы, а какую нет, — решаю не я. Вдобавок некоторые мои статьи и в московском «Московском комсомольце» не появляются. Почему — вопрос не ко мне.

— Ваши знаменитые «Письма президенту» в Бурятии перечитывали, восхищались. В 2018-м вы издали книгу «Путин №5» — предсказали обнуление. Потом на сайте mk.ru мы прочитали, что вы закрыли свою рубрику, потому что «жизнь очень изменилась». Вопрос: кто-либо из журналистов в регионах, может быть, даже региональных изданий «Московского комсомольца», повторил ваш опыт?

— Вряд ли. Не знаю даже, пытались ли повторить.

— Как вы считаете, завершение «Писем президенту» можно рассматривать как изменение государственной политики России в лучшую сторону? Можете ли сказать, что ваши письма достигли цели?

— Политика России в последние годы, на мой взгляд, меняется в худшую сторону. Если бы мои «письма президенту» достигли цели — он ушёл бы в отставку.

— Корреспондент “Ъ” Андрей Колесников тоже написал книгу про Путина, вы её читали? Вы с ней согласны?

— Тоже? Я книг про Путина не писал. Колесников много лет пишет в «Ъ» отчёты о встречах Путина, поездках Путина, выступлениях Путина. Там попадаются очень интересные наблюдения. Минимум дважды я цитировал фразы Путина именно по публикациям Колесникова. Один раз Колесников услышал и опубликовал в «Коммерсанте», как Путин неосторожно сказал премьер-министру Израиля: «Привет передайте своему президенту! Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Мы все ему завидуем!» («Свой в доску», «МК» 20.10.2006). В другой раз, когда Путин за рулём «Лады» ехал по Сибири, он сказал Колесникову (сидевшему рядом) о тяжёлой жизни президента: «А что я вижу? Сижу в машине, как таракан в бронированной банке» («Ъ» 17.06.2006).

— Вы когда-нибудь были в Бурятии, что- нибудь знаете об этом крае? Как вы считаете, за что вас любят читатели?

— За то, что я высказываю их мысли. То, что они говорят на кухне, я открыто пишу в газете.

В Бурятии, к сожалению, я не был; пригласите — приеду. Сталкивался с докторами из вашей республики, которые работают в Москве, чудесно лечат, за что им огромное спасибо.

— Как-то мы поспорили c читателями, кто вы? Вас нельзя назвать ни диссидентом, ни патриотом в традиционном понимании, при этом вы никогда не собирались уехать из России. Почему? Кем вы сами себя считаете?

— Я себя считаю патриотом. Именно — в традиционном понимании, а не в том извращённом смысле, который оно приобрело в устах властей и телевизионных льстецов. Помните у Пушкина: «Беда стране, где раб и льстец / Одни приближены к престолу».

— У вас есть страничка в соцсетях? Какие сайты и газеты Вы читаете сегодня?

— Страница в Фейсбуке у меня есть. Но читать я предпочитаю настоящие книги, а не словесный мусор, глупости и пакости.

— Несколько лет назад вышла ваша статья о спектакле «Идиот» в Ленкоме, которая потрясла наших театралов своей правдивостью. Вот их слова: «Минкин открылся нам с совершенно неожиданной стороны. Так точно найти слова тому, что происходит сегодня в государственных российских театрах. Передайте Минкину, что он молодец. В государственных театрах на государственные деньги сегодня открыто разрушают культуру народа, прикрываясь классикой, к которой всё это не имеет никакого отношения, и все молчат. А Минкин написал».

Дело в том, что в Русском государственном драматическом театре имени Бестужева в Улан-Удэ уже много лет происходит именно то, о чем вы написали. Мы тоже пишем, но ничего пока не меняется, хотя «наш Богомолов», он же худрук Сергей Левицкий реагирует на всё это очень болезненно. А что изменилось после вашей статьи о спектакле?

— Тот спектакль Богомолова назывался «Князь». После моей статьи «Модный идиот», главный режиссёр Ленкома Марк Захаров выбросил его из репертуара.

— Многие прочитали недавние ваши статьи «Пел Высоцкого по телефону: последний разговор с Александром Градским» и «Король умер. Градский не оставил наследника», назвав их одними из лучших статей в память о певце. Вы его знали лично. На сайте mk.ru вышло много других статей. Как вы считаете, нужна ли в редакции какая-то единая политика, один угол зрения, или любой волен высказывать то, что пожелает? Другими словами, насколько слышен сегодня в гуле блогеров голос авторской журналистики? 

— В «МК» я ничем не руковожу. У меня нет ни отдела, ни сотрудников, ни секретарши. С вопросами о «единой политике», мне кажется, следует обратиться к Гусеву. Что касается, слышен ли в гуле блогеров голос авторской журналистики… Если встать поближе к ревущему реактивному двигателю самолёта, вы сквозь этот рёв вообще ничего не услышите. Держитесь подальше от ревущих и орущих. Включите лучше такие подкасты, как «Терминальное чтиво» и «Книжный чел». А если интересен рэп, то Слава КПСС гораздо глубже, чем Оксимирон.

– В день смерти Александра Градского на центральном канале вышел фильм в память о нем. Фильм – это не репортаж, его нельзя сделать за несколько часов. Значит, этот фильм готовили заранее, что еще вчера немыслимо было себе представить, а с сегодняшними скоростями уже норма. Как вы все это оцениваете?

– Никак. Я не смотрю телевизор. У меня его попросту нет и нет примерно уже лет двадцать. Что касается вашего «немыслимо», вы ошибаетесь. Во всём мире давным давно некрологи лидерам стран и знаменитостям пишут заранее. Это цинично, но разумно. Разве лучше делать это в дикой спешке с неизбежными ошибками?

— Почему вы столько лет в «МК»? Насколько изменился «МК» за все эти годы? В чем изменились вы как журналист?

— В «МК» я 21 год. За это время политическую журналистику почти окончательно задушили. И «МК» был вынужден измениться. Посмотрите, сколько за последние годы принято законов, ограничивающих свободу слова, запрещающих одно, другое, третье, четвёртое. Газета вынуждена эти законы выполнять, иначе её закроют, запретят. С другой стороны, «МК» — единственная в мире газета, которая позволила себе в 2017 – 2019 годах опубликовать мою работу «Немой Онегин», отдав под этот текст 25 полос формата А2. Если бы вместо «Немого Онегина» на этом пространстве разместили рекламу, затрудняюсь сказать, сколько миллионов долларов получила бы редакция.

Что касается меня, то мои принципы не изменились, а эзоповым языком я хорошо владею с советских времён, просто применять его приходится всё чаще. Например, вместо «Путин» пиши «Кремль» или «власть», или даже «Медведев» — умные читатели всё поймут.

– Спасибо за откровенность!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!