blogtn.ru

Алдар Дамдинов: о бурятском языке, новых требованиях к ЕГЭ и ближайших планах

Ушедший год был богат на яркие события, в эпицентр которых не раз попадали представители педагогической общественности. Новые кадровые назначения, бурные обсуждения таких непростых тем, как развитие в республике бурятского языка, не могли не пройти незамеченными. Об итогах года, знаковых моментах в деятельности педагогической общественности, новостях школьной жизни – в традиционном интервью министра образования и науки Бурятии Алдара Дамдинова.

Алдар Валерьевич, чем запомнился ушедший год? Какие основные события, достижения, успехи в области образования можете отметить? Хуралом принят закон “Об обеспечении государственно-общественного характера управления образованием в Республике Бурятия”, какие надежды вы лично связываете с принятием этого документа?

– Год был непростым, как для любого педагога, бурным, интересным и в целом позитивным. Действительно, после многих лет обсуждения в Бурятии принят закон «О государственно – общественном характере управления образованием», значение которого огромно. Государственно – общественное управление образованием выступает сегодня одним из основных стратегических направлений российской государственности, потому что все понимают, образование есть эксклюзивный ресурс для воспитания граждан, стимулирования открытой деятельности образовательных институтов, вовлечение активных родителей в решение проблем общества.

Принятый закон прописал нормативно – правовую базу для участия республиканской общественности в таком сложном деле как управление образованием, и это должно дать мощный толчок развитию этого движения в Бурятии. В конце прошлого года у нас прошел на эту тему Фестиваль республиканских стажировочных площадок, в котором приняли участие педагогические работники региональной системы общего образования, представители органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес – сообщества, различных общественных организаций. Так вот участники Фестиваля пришли к выводу, что цели образования, его структура, содержание, а также методики и технологии обучения, в конечном счете, всегда выполняли социальный заказ общества и менялись в зависимости от его потребностей. В этом смысле выполнение столь необходимой двусторонней связи от «потребителя» образовательных услуг (семьи ребенка и его законных представителей, местного сообщества, экономики и проч.) к «поставщику» – учителям школы и ее администрации должно обеспечить общественное управление школой. Недостаточная активность родителей в работе органов государственно – общественного управления, в свою очередь, нередко приводит к формализму, низкой активности в реализации выделенных полномочий.

С 1 января 2015 года вступает в силу профессиональный стандарт деятельности педагога, что это изменит в работе наших учителей?

– Профессиональный стандарт для педагогов утвержден в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, то есть не только для учителей, но и воспитателей. Стандарт должен заменить действующие требования к учителям, так называемые «квалификационные характеристики». Согласно документу от российского учителя теперь ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. К школьному преподавателю предъявляются более широкие требований. К примеру, предполагается, что каждый учитель теперь должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Кроме того, учитель должен уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Плюс современный преподаватель – это также и профессиональный психолог, понимающий «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни» и так далее. Данный документ должен стать для директоров учреждений образования ориентиром в деле отбора высококвалифицированных кадров, организации обучения и аттестации работников, заключения трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении системы оплаты труда.

Вопрос в том, где найти такого педагога, а, разыскав, создать ему при существующей перегруженности школ достойные условия для работы. Если в прошлом году в Улан-Удэ удалось открыть несколько новых детских садов, то в области школьного образования, кроме школы №65, похвастаться пока нечем. Как планируется решать проблему?

– В связи с демографическим ростом данный вопрос действительно стоит очень остро. Проблема заключается еще и в том, что существующие фонды и здания общеобразовательных школ, построенных в 1950 – 1960 годах, состарились. Износ составляет 60-70%, что, конечно же, не соответствует современным требованиям. За последние три года из федерального бюджета удалось направить 857 млн. рублей на проведение энергосберегающих мероприятий, капитальный ремонт и реконструкцию зданий. В 339 школах утеплили стены, заменили окна, кровлю, электропроводку, провели ремонт системы отопления, в 135 школах удалось сделать капитальный ремонт, в 4 школах – реконструкцию. Между тем, в прошлом году были сданы такие школы – новостройки, как №65 в Улан-Удэ, №92 на 150 мест в пос. Гусиное Озеро Селенгинского района, школа на 100 мест в с. Баян-Гол Закаменского района. В этом году планируются ввести в эксплуатацию здания школ в п. Монды Тункинского района на 100 мест, в Закаменске на 450 мест, в г. Северобайкальск, п. Заречный на 275 мест. Запланирована реконструкция школы № 2 в г. Улан Удэ.

Не так давно в прессе прозвучало, что вопреки заявлениям чиновников зарплата наших педагогов снизилась. Как обстоят дела с этими показателями?

– Официальная статистика средней зарплаты отдельных категорий работников социальной сферы, в том числе учителей школ, размещена на сайте Росстата, и эту статистику вполне можно назвать благополучной. В исполнении Указа Президента Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия в прошлом году 122,3 млн. рубля дополнительно были выделены на доведение средней зарплаты педагогов до средней зарплаты по республике. По предварительным итогам 2014 года средняя зарплата педагогических работников школ составила 27397 руб. или есть 104,4% к уровню 2013 года (26239 руб.), непосредственно учителей – 28100 руб. или 106% к уровню 2013 года (26514 руб.). Окончательные данные мы узнаем в конце февраля.

Главным показателем положения дел в современной школе принято считать результаты ЕГЭ. Как известно, в прошлом году количество выпускников, получивших высокие баллы по ЕГЭ, уменьшилось практически в два раза, получивших 100 баллов – в три раза. Чем это можно объяснить, и какие изменения в ЕГЭ ожидаются в этом году?

– Для обеспечения объективности и прозрачности ЕГЭ в прошлом году было аккредитовано в пункты проведения экзамена более тысячи общественных наблюдателей. Были приняты и другие общеизвестные меры (видеонаблюдение, режим он – лайн, мониторинг интернет-сайтов на предмет публикации недостоверных КИМ), благодаря чему и получены объективные результаты. Нам удалось избежать ЕГЭ – туризма, то есть утечек контрольных измерительных материалов и множества других проблем, которые сопровождали единый государственный экзамен в предыдущие годы.

Итоги таковы, что наиболее популярными предметами по выбору стали обществознание, которое сдавали 61,6% участников ЕГЭ, физика – 26,5%, история – 20,4, биология – 19,7%. Всего сорок девять учащихся, или 0,8 % от общего числа сдававших ЕГЭ, не справились с двумя обязательными экзаменами (в 2013г. таких выпускников было 66 чел. или 0,9% от общего числа выпускников, сдающих ЕГЭ). По всем предметам ЕГЭ мы получили в прошлом году только 7 стобалльников, что значительно меньше по сравнению с 2013 годом, и это общероссийская ситуация. По итогам экзаменационной кампании средний балл по ЕГЭ снизился также по всем предметам. Если мы готовы воспринимать полученные результаты как объективные и честные, отражающие реальное положение дел в системе, то рассматривать итоги ЕГЭ надо не как трагедию, а стратегию дальнейшей работы.

Родителям будет интересно узнать, что в этом году процедура сдачи ЕГЭ претерпит существенные изменения. ЕГЭ по математике буден разделен на два уровня: базовый и профильный. Для тех, кто просто пожелает получить аттестат об окончании школы, достаточно будет сдать предмет на базовом уровне, доказав владение “математикой для жизни”. Однако такой ЕГЭ, подтверждающий овладение базовым уровнем, не даст возможности для поступления в вуз, в котором математика включена в перечень вступительных испытаний. Для этого абитуриентам предстоит сдать профильный ЕГЭ по математике, по уровню сложности аналогичный ЕГЭ 2014 года.

Кроме того, в число выпускных экзаменов в российские школы вернулось обязательное сочинение (изложение). В декабре наши выпускники впервые писали сочинение по системе «зачет» – «незачет». Получение зачета означает допуск к сдаче ЕГЭ, и 97% успешно справились с этим испытанием. Тот, кто получил незачет, сможет пересдать сочинение (изложение). Еще одним новшеством станет исключение из экзамена по русскому языку части «А», где выпускникам предлагалось выбрать один из четырех вариантов ответов. Теперь правильный ответ нужно будет вписать. По иностранному языку школьникам теперь придется не только сдавать письменный экзамен, но и демонстрировать свое умение говорить. Раздел, содержащий устные ответы на задания, пока будет добровольным, однако претендентам на высокие баллы его придется сдавать. Существенно сократится число заданий с выбором ответа и в ЕГЭ по другим предметам.

Вопрос развития бурятского языка на время ушел в тень, однако полемика дала мощный толчок к его популяризации. Принят закон, на бурятском проходят КВН, появились вывески в трамвае и кафе, на бурятском желающие ведут блоги и многое другое. Все-таки существует ли проблема бурятского языка, и если да, то насколько удачно мы продвинулись в ее решении? Удалось ли создать методику изучения языка, позволяющую детям разговаривать на бурятском?

– Я бы воздержался от термина «ушла в тень». Действительно в течение всего прошлого года тема бурятского языка муссировалась на самом разном уровне. Мы стали свидетелями самого разного подхода к разрешению «вызовов времени» по отношению к бурятскому языку.

Сегодня бурятский язык в разных формах изучают 47,9% детей республики, в том числе по основной программе со 2 по 11 класс в 104 образовательных учреждениях; со 2 по 9 класс в 250 образовательных учреждениях. Таким образом бурятский язык преподается в 354 образовательных учреждениях из 457.

В прошлом году в Бурятии была утверждена госпрограмма «Сохранение и развитие бурятского зыка в Республике Бурятия», которая предусматривает целую сеть мероприятий. В частности, руководством министерства образования и науки Республики Бурятия проведена серия встреч с представителями компании EF Education First в Улан-Удэ, в ходе которых обсуждены предварительные условия сотрудничества по созданию онлайн школы бурятского языка «BuryatTown». Особый интерес представляет разработанная EF система обучения (Efekta™ System), которая является первой системой, объединившей преимущества традиционного обучения и последние достижения в области интерактивных онлайн технологий. Заслуживает внимания успешный опыт стратегического сотрудничества с Правительством Республики Татарстан, в том числе по проекту создания онлайн школы татарского языка “АНА ТЕЛЕ”.

В итоге были определены команды авторов по созданию современного учебного курса обучения бурятскому языку, выработаны принципы создания медиа контента учебного курса (видео и аудио ролики, упражнения, тесты, и тд), согласованы временные рамки проекта и ответственные лица и исполнители. Также определены в качестве приоритета целевые группы для обучения бурятскому языку в Бурятии: учителя бурятского языка, школьники, молодежь, государственные и муниципальные служащие. По договоренности некоторым сотрудникам нашего министерства предоставлен доступ к онлайн-ресурсам компании для тестирования. Учитывая масштабность проекта, можно полагать, что данное решение может быть широко использовано в нашей республике.

Все –таки насколько онлайн школа способна помочь освоить язык обычному человеку, занятому на работе и имеющему семью?

– Исследования показывают, что дистанционная форма, или онлайн школа является на сегодня наиболее эффективной моделью массового обучения родному языку взрослого населения, включая детей старше 12 лет. Дистанционная форма дает возможность различным категориям населения самостоятельного освоения всех навыков владения языком: чтения и письма, восприятия на слух и разговорного языка, с обязательным участием в процессе обучения реальных педагогов – носителей языка. Дистанционная школа позволяет массово обучать людей родному языку из любой точки мира, в любое время суток, на любом компьютере или мобильном устройстве.

Еще одним преимуществом онлайн школы является возможность любого желающего протестировать свой существующий уровень владения языком дистанционно, без привлечения “живых специалистов” в любое время с соответствующим объективным результатом по международной шкале владения языками beginner и elementary, также intermediate. Онлайн школа подразумевает создание единого авторского курса обучения родному языку – некоего эталона, который бы помогал структурировать и консолидировать различные течения и наречия родного языка. Если анализировать опыт лучших международных образовательных практик, онлайн школа является наиболее эффективным методом обучения родному языку молодежи как наиболее важной части населения с точки зрения проникновения родного языка на долгосрочной основе во все сферы общества: бытовую сферу, экономику, культуру и науку.

Этим летом республика будет принимать у себя седьмой Байкальский образовательный форум (БОФ). С чем связан выбор темы «Школа без границ», и что ожидается на этом мероприятии?

– Со времени своего учреждения в 2009 году Байкальский образовательный форум позиционируется как открытая переговорная и экспертная площадка всероссийского масштаба, заточенная под обсуждение наиболее важных проблем отечественной образовательной политики. На всех форумах осуществлялась проблематизация актуальной ситуации развития российского образования, коллективно разрабатывались рекомендации по ключевым направлениям развития отрасли. В течение 6 лет работы Форум доказал адекватность избранного формата целям развития образования в контексте новых, всё более усложняющихся задач. Достаточно сказать, что в работе форума принимают участие представители 50 российских регионов, а также США, Германии, Монголии, Китая, Индии, Японии, Австрии, Израиля и др.

1-3 июля 2015 года в Улан-Удэ состоится VII Всероссийский Байкальский образовательный Форум (БОФ) «Школа без границ». Здесь «школа» используется в широком понимании этого слова, как места для получения образования. Ключевой проблемой определен вопрос расширения границ образовательных организаций. Времена мела и вечно пачкающихся тряпок ушли. Наступила новая эпоха образования — эпоха электронных досок, широкополосных технологий доступа в Интернет и ноутбуков, эпоха, в которой, устраняя физические ограничения классной комнаты, «Школа без границ» позволяет сделать обучение менее абстрактным и приблизить его к реальным условиям. Никогда ещё географические барьеры между странами и народами не были столь формальными.

В программе VII Байкальского образовательного форума предусмотрен новый формат проведения мероприятия – «монстрация», то есть массовой акции с лозунгами и транспарантами, используемыми участниками как основное средство коммуникации. Сохраняется ключевая идея изменения формата Форума – уход от обсуждения в кабинетах в сторону дебатов и дискуссий на разных площадках с участием подготовленных спикеров. В программе форума также предусмотрены Всероссийское совещание руководителей региональных органов образования по вопросам оценки качества в сфере образования, по обсуждению приоритетных направлений национальной инициативы «Наша новая школа», основных направлений модернизации дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, Конференция Ассоциации руководителей образования, Межрегиональный конкурс эффективных управленческих моделей. Всех секретов раскрывать не буду, лучше увидеть все своим глазами, приходите, будет интересно.

Спасибо за беседу!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!