http://www.baikal-atv.ru/news/9/306866/
Общая ситуация. В Бурятию пришли большие выборы, выборы, которых столько ждали. Когда в стране были отменены одномандатные округа на выборах в ГосДуму, были отменены выборы глав регионов, политологи восприняли это как личную катастрофу. Многие годы, не побоимся сказать, показавшиеся кому-то вечностью, эта прогрессивная категория населения ждала своего звездного часа. Ожидания конца прошлого года и начала этого года были таковы – вот –вот на нас прольется золотой дождь. 225 одномандатных округов по всей стране – 225 золотых делян, с которых можно будет собрать приличный урожай.
Для Бурятии суммы назывались самые разные, особенно после выборов губернатора Иркутской области. Иркутский политолог Дмитрий Таевский говорил о примерно 500 млн. рублей, потраченных на компанию коммуниста Левченко. Напомним, по официальным данным Левченко потратил на выборы 10 млн. 600 тысяч рублей, а его оппонент и предыдущий губернатор Ерощенко 34 млн. рублей. Поэтому иные политологи вполне серьезно заявляли, что провести такую кампанию, как выборы по одномандатным округам, меньше чем за 2 млн. долларов, никак не получится даже притом, что официально установленный лимит для кандидата – одномандатника на этих выборах 40 млн. рублей.
Что в итоге? Денег нет и не будет. Тот, кто еще вчера загибал ценник, сегодня готов на любую сумму, лишь бы получить хоть что-нибудь. Никаких признаков больших денег на 17 августа 2016 года в Бурятии нет. Нет публичных акций, когда с утра до вечера кто-то кричит на площади в мегафон, вручает тебе прямо на улице газету, листовку и еще что-то яркое, устраивает под твоими окнами концерт, разговаривает с экрана телевизора и без конца стучится с агитацией в дверь. Ничего этого нет, а значит, можно говорить, что и дальше большие выборы в Бурятии будут предельно спокойными и весьма аскетичными.
Про кандидатов
В Бурятию пришли большие выборы. Хочется от души поздравить Игоря Бобкова с регистрацией в качестве кандидата во главе партийного списка «Пенсионеры за справедливость». Бобков не раз обещал идти в ГосДуму и свое обещание сдержал. Пусть для этого пришлось поменять партию и даже не раз, выдвижение на этих выборах – это поступок, который дает право Игорю Александровичу говорить о выборах компетентно в отличие от так называемых пикейных жилетов Бурятии. После Ильфа и Петрова в русский язык прочно вошло выражение «пикейные жилеты», то есть люди, которые сами нигде никогда в политике не участвовали, но свое особое мнение на этот счет всегда имеют. К примеру, таким пикейным жилетом в Бурятии стал Лазарь Романович Бартунаев, недавно давший интервью на АТВ. Интервью Бартунаева – это как раз знак того, что выборы в Бурятии действительно начались. Все важные события в жизни имеют свои традиции. Совершенно точно, что для выборов в Бурятии такой традицией или самым главным пикейным жилетом стал Лазарь Бартунаев. То есть признак такой – если Лазарь Бартунаев показался на голубом экране – значит, выборы действительно начались.
Чего хочет власть?
Когда –то на самом заре своего правления Путин собрал главных российских олигархов и дал им понять, что намерен раз и навсегда разделить бизнес и власть. Главный его посыл тогда был – руки прочь от политики. Политикой должны заниматься политики, а не бизнесмены. Прошло много лет, и вот сейчас мы можем сказать, что этот посыл действительно начал реализовываться. В частности для Бурятии это выразилось в том, что два заведомо очевидных лидера выборной гонки – Иринчей Матханов и Михаил Слипенчук получили от своей партии от ворот поворот, причем в самый последний момент.
Иринчей Матханов кампанию фактически начал, собрал штаб, пригласил людей, но когда, как мы полагаем, власть дала понять, что «бизнес от парламентских партий избираться больше не будет», два наших бизнесмена как люди дисциплинированные этому решению подчинились. Матханов вообще снялся с выборов, уступив место никому неизвестной Оксане Бухольцевой, а Слипенчук пошел от «Партии Роста». Почему? Потому что дана четкая установка всем парламентским партиям вычистить из своих рядов бизнесменов. Все парламентские партии, преодолевшие 5-процентный барьер, получают деньги из бюджета на свое существование, и это не секрет. Речь идет о миллиардах рублей. И в данной ситуации власть говорит – было время, когда Михаил Слипенчук получил мандат от партии власти, теперь это время прошло. Теперь большой бизнес все делает за свой счет. Грубо говоря, в политическом бассейне олигархам выделили отдельную дорожку и сказали: пожалуйста, плавайте, кувыркайтесь, ныряйте, доказывайте свою любовь к избирателю, но за свой счет. Михаил Слипенчук, кстати, хорошо плавает.
Сделан задел на то, что политикой в России, как и во всем мире, должны заниматься профессионалы. Кто эти профессионалы, есть ли они у нас или их еще надо вырастить? Очевидно, что сейчас власть делает ставку на молодых и бедных, таких как Оксана Бухольцева, Баир Цыренов и другие.
Сколько кто наберет голосов?
Ситуация такая: партии – лидеры обзавелись кандидатами – одномандатниками, которых никто не знает. Партию знают, а кандидата нет. СР знают – Бухольцеву – нет. КПРФ – знают, Баира Цыренова – нет. ЛДПР знают, Дороша – нет. Что в этом случае? Многие не станут голосовать за Баира Цыренова, потому что он слишком юн. Представлять республику на федеральном уровне – нужно до этого дорасти. Поэтому потолок Баира Цыренова – это потолок его партии. Если мы исходим из того, что коммунисты всегда гордились тем, что брали препятствие в 2 раза больше, чем проходной порог – а проходной порог на этих выборах 5 процентов – значит, это будет, к примеру, для коммунистов 10 процентов. Тест простой. Если Баир Цыренов сможем преодолеть эти 10 процентов, набрать хотя бы на 1-2 процента больше, значит его личные выборы состоялись. Этот результат будет результатом самого Баира Цыренова. Если Баир Цыренов наберет ниже уровня партии, значит – для партии это балласт. То же самое в ситуации с Оксаной Бухольцевой и Дорошем. Сумеют они прыгнуть выше рейтинга собственной партии – флаг им в руки.
У политологов есть такое понятие как избирабельность – некие внешние данные, которые заведомо позволяют кандидату рассчитывать на результат. К примеру, устанавливается каким-то образом, что в данной местности народ любит людей с круглыми лицами, а наш кандидат – с квадратным лицом. Получается вывод – этому кандидату лучше избираться по другой местности. Ведь хорошо избираться там, где большой город, где существует прогрессивная городская прослойка недовольных и сердитых. В Бурятии мы такого не наблюдаем. Что можно сказать наверняка? Что бурятские деревни традиционно будут голосовать за «Единую Россию». Пример кандидата от «Единой России» по межрегиональному списку Баира Доржиева, члена партии, очень характерный. Один Баир Доржиев, участник праймериз 22 мая 2016 года, может обеспечить победу сразу в трех бурятских районах, где по итогам праймериз явка составила в 2-3 раза выше, чем в целом по Бурятии. Не случайно Баир Доржиев идет в межрегиональном списке под номером 7, а к примеру, Баир Цыренов (Метрополь) под номером 10.
Итог следующий – коммунистам нет смысла ездить по деревням, для них это будет впустую. Это двадцать лет назад считалось, что Бурятия голосует за красных, сегодня за красных голосует город. Выборы в Иркутской области показали, что Левченко получил свою победу за счет горожан, в первую очередь, за счет Иркутска. Притом, что бурятские районы выступили в целом за Ерощенко, из городов за Ерощенко проголосовал только его родной Черемхово, но это была капля в море. Значит, предполагаем, что главная борьба за голоса развернется именно в Улан-Удэ.
Пора выбирать своих
Баннер Алдара Дамдинова «Пора выбирать своих» – это абсолютно новый ход, которого раньше партия власти себе не позволяла. Раньше мы слышали прямо противоположные вещи – давайте приглашать со стороны прогрессивных, умных, инициативных, пусть нас научат, как жить. Сегодня Алдар Дамдинов говорит – пора выбирать своих, потому что наши умные и прогрессивные ничуть не хуже, чем у них. Пусть наши делают карьеру в Москве, а не приезжие товарищи.
Кто сверху, тому и счастье
Всем будет все, как обычно, а кому-то счастье. Жеребьевка показала, что птица счастья завтрашнего дня посетила партию «Родина», которой досталось в списках место №1. «Российская партия пенсионеров «За справедливость» получила место №3, «Единая Россия» – №4, КПРФ – 12, «Справедливая Россия» – 14. Статистика показывает, что определенная часть электората голосует за того, кто вверху списка, поскольку разыскивать кого-то в конце у народа нет ни сил, ни желания.
№13 достался партии «Патриоты России». На месте «патриотов» можно было бы заявить о требовании вообще исключить из списков жеребьевки номер 13. Идут же гостиницы на такой шаг – убирают на комнатах номер 13, чтобы не пугать постояльцев. Во многих лифтах нет цифры 13. Почему Избиркому не пойти тем же путем?
«Единая Россия» впервые выдвинула из своих рядов лидера
У нас была парадоксальная ситуация, многие годы партия не могла родить из своих рядов депутата ГосДумы. В 1995 году выборы выиграла директор Заиграевской бройлерной птицефабрики Светлана Найчукова, которую продвинул Александр Коренев, собиравшийся на президента Бурятии. 19 декабря 1999 депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва избран Бато Семенов, но Бато Семенова нельзя было назвать олицетворением всей элиты республики. Василий Кузнецов – условно говоря, король бензоколонки – также не был таким олицетворением. В выборах по одномандатному округу все решили деньги, а дальше Кузнецов прошел по спискам по договоренностям от своего блока «Единство». Таким образом, получается, что Алдар Дамдинов – первый кандидат в истории партии, который был выдвинут партией как представитель местной элиты. Чрезвычайно важная деталь – Алдар Дамдинов прошел через праймериз, убедительно его выиграл. На праймериз заведомо непопулярного человека не выдвинешь. Таким образом, Алдар Дамдинов показал себя вполне деловым человеком, организатором. Это человек, в бэкграунде которого нет темных пятен.