blogtn.ru

Раиса Пшеничникова: нам предстоит жить в индивидуализированном обществе

Близится вступительная кампания, будущим абитуриентам пришла пора выбирать профессию своей жизни, а значит, без мнения эксперта в этой сфере не обойтись. Какой труд будет востребован в нашей республике – стране – мире в самое ближайшее время, каким вызовам времени должен соответствовать молодой специалист уже завтра? Об этом и многом другом мы беседуем с профессором, академиком Международной академии наук Высшей школы, советником при ректорате Восточно-Сибирского государственного института культуры Раисой Пшеничниковой.

– Раиса Ивановна, давайте начнем с главного. Что происходит с нашим высшим образованием, в частности, гуманитарным? Что хочет государство очередным реформированием высшей школы и что будет с региональными вузами?

– Год назад на парламентских слушаниях в ГосДуме, рассматривавших именно этот вопрос, депутатам доложили, что в связи с демографическими процессами, когда с 2008 года студенческий контингент сократился примерно на 2,5 млн. человек, наметилась тенденция и к сокращению числа высших учебных заведений. К примеру, с того самого времени количество вузов в стране сократилось на 16 процентов. Активное закрытие филиалов вузов в небольших городах, сокращение программ заочного образования создало риски снижения доступности высшего образования.

Несложно заметить, что развитие современного высшего образования в России происходит иерархично. Как известно, с 2006 по 2014 годы была сформирована группа ведущих университетов, таких как МГУ, Санкт – Петербургский университет, все федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и ряд других вузов, куда было вложено более 110 млрд. рублей. Идея заключалась в том, чтобы в лучших вузах учились лучшие студенты. Конечно, это резко повысило конкурентные преимущества в международных рейтингах университетов, но существенно усилило разрыв с остальными российскими вузами. О чем говорить, если согласно Российской ассоциации исследователей образования удельные затраты на одного студента в рамках субсидии на выполнение госзадания в части образования различаются сегодня более чем в 4 раза. В самих вузах полным ходом идет процесс реструктуризации, идет порой хаотично, мотивы происходящих изменений не всегда понятны. Постоянно меняется нормативно – правовая база, усиливается контроль, отчетность и прочие формы надзора отрывают педагогов от их деятельности, а все вместе это вызывает значительную социальную напряженность в этой сфере.

– Идея учить в лучших вузах лучших студентов была бы замечательной, если бы все лучшие студенты имели на сегодня доступ к этому образованию. В защиту небольших вузов хотелось бы привести историю президента США Рональда Рейгана, который вырос в маленьком провинциальном городке, а из-за отсутствия денег после школы поступил в единственный в этом городке колледж искусств. Однако именно это образование научило его говорить, творить, раскрыть себя и фактически дало старт в большую политику. А какую цель ставит перед собой современное гуманитарное образование в России?

– Чтобы говорить о целях современного гуманитарного образования надо иногда вспоминать историю, а она свидетельствует от том, что система художественного, творческого образования России не имеет аналогов в мире, уникальна и существует с давних времен. Эта система по жизни доказала значимость и результативность ее на протяжении всего исторического развития России. Благодаря ей сохранялись Нравственность и Духовность в обществе, сохранялся Дух патриотизма и любви к Родине. Сегодняшнее систематическое снижение финансирования (в проекте снижение еще на 18%), когда бюджетных средств не хватит на заработную плату, не говоря о коммунальных и других услугах по содержанию зданий, приведет не к трансформации системы, как хотели бы авторы модернизации, а к ее уничтожению.

К тому же, все более глубокими становятся противоречия между нормативно-правовой базой высшего образования, которая сформирована для работы вузов в условиях полноценного финансирования. А если его нет, то получается, что эта самая юридическая база становится мощным тормозом, например, в использовании канала зарабатывания собственных средств, в частности, из-за очень высокой стоимости подготовки специалистов. Тут не до мобильности, и не до инициатив.

Вместе с тем, задача гуманитарного образования продолжает оставаться прежней – воспитание гармонично развитой личности, развитие творчества и того, что мы называем духовной составляющей человека. Сегодня наука пришла к пониманию чрезвычайной важности духовного мира в сдерживании все усиливающегося технократического натиска на человека. Парадокс, мы летаем в космос, изменяем под себя окружающий мир, изучаем природу и вселенную, но мы очень мало знаем о самом человеке. Сегодня гуманитарные науки стоят на пороге совершенно нового этапа своего развития. К примеру, известный ученый Г. Кваша уверен, что подобно тому, как четыреста лет назад вследствие технического прогресса физика и химия превратились в точные науки, точно такой же путь совершают сегодня гуманитарные науки. Формируется новая точная наука о Человеке, потому что без этого знания жить далее в современном мире очень сложно.

В чем собственно состоит проблема? В том, что наше общество становится все более индивидуализированным. Качество человеческого капитала стремительно падает. Условия жизни стали таковы, что каждый все больше живет для себя и не нуждается в окружающих. Вокруг нас все больше таких людей, которые живут одни, не заводят семью, не рожают детей, не испытывают потребности влюбляться, потому что им так удобно. Проблема состоит в том, что попадая в такие условия, человек становится непредсказуемым во всем – в мыслях, чувствах, желаниях. Он теряет почву под ногами, ориентиры, он перестает понимать, что хорошо и что плохо, куда стремиться, как жить. В какой-то степени он деградирует, и спасти общество от этой деградации в силах только культура.

– Ну хорошо, а как это все связать с образованием, с простым родительским вопросом, чему учить ребенка? К примеру, что говорит наука о нашем ближайшем будущем, каким оно будет? Какое –то время назад страна устремилась к техническим специальностям, заговорили про заводы и фабрики, выпускники вновь начали выбирать для ЕГЭ физику в надежде, что они найдут работу. Однако недавно Герман Греф заявил, что если сегодня в Сбербанке работает 300 тысяч человек, то совсем скоро вместо людей будут работать роботы и как минимум половина из этих 300 тысяч должна будет пойти на улицу. Если взять Бурятию, то по районам значительно сократил численность филиалов Росреестр, заявил о сокращении Пенсионный фонд. Одним словом, почему вы уверены, что абитуриенту надо выбирать гуманитарное образование?

– Грядущее индивидуализированное общество будет основываться на том, что крупных корпораций, заводов и фабрик, как в советское время, не будет. На смену им придут маленькие мастерские, небольшие лавочки, в почете будет ручной труд и так называемые малые предприятия. Людям придется самим создавать себе рабочие места, и они должны уметь это делать – быть мобильными, перемещаться и в пространстве, и во времени. Людей, работающих на одном месте и получающих маленькую зарплату, будет все меньше. Но чтобы их дела шли хорошо, они должны будут не только владеть очень многими знаниями и навыками – культурой, психологией, физикой, экономикой, но и быть мобильными в этих знаниях. Каждый вынужден будет вырабатывать свой сценарий жизни, строить свой корабль, позволяющий плыть по бурным волнам постоянно меняющейся жизни.

В этом плане спасательным кругом становится традиционная (этническая) культура и знания о ней, которые дают множество ориентиров, жизненных сил, что позволяет человеку не потеряться в этом глобальном мире. Особенность состоит в том, что традиционная (этническая) культура требует от человека предельной работы его воображения, чувств и интеллекта. Самое главное, она учит его творчеству. Творчески мыслящий человек всегда будет чувствовать себя уверенно, комфортно, он найдет себе применение. Практику мыслить творчески дает изучение произведений искусства, литературы, живописи, музыки. Исследования показывают, что современный человек не владеет языками «чтения» символов, осознанием цвета и линий, смыслов множественных тональностей звука. Он не способен глубоко и всесторонне общаться с произведениями искусства и культуры и получать от них духовную энергию. Дети перестали читать, не знают классики. Литература стала в школе предметом, которая выбирается в качестве сдачи ЕГЭ реже всего.

– В советской школе старались воспитать разносторонне развитую личность и заставляли всех поголовно читать «Войну и мир» от корки до корки. Насколько можно понять, современная школа пошла по пути облегчения. Сегодня и отличники не читают весь роман Толстого, достаточно и главы, а про Достоевского и говорить нечего. Все –таки, рассуждая современными прагматическими нормами, когда есть художественные фильмы, переработанные в помощь детям краткие пересказы и прочее, объясните, зачем читать книги?

– Читать необходимо. Возможно, в советское время школа действительно тратила много усилий на троечников, чтобы те читали «Войну и мир», учили химию, разбирались в биологии, но в результате страна получила то, что сегодня называется качеством человеческого ресурса. Сюда можно включить и нравственные идеалы, и духовную культуру. Но сегодня мы живем в век информатики.  Восприятие видеоряда отличается от восприятия текста, первое – это поверхностное восприятие, второе связано с развитием интуиции, а следовательно творчества. Компьютерные игры не создают условий для размышления, развития чувств, уводят из реального мира. Поэтому во все времена создавались условия, чтобы человек читал.

В чем разница между чтением и просмотром фильма? В том, что чтение – это восприятие через слово, а это восприятие очень глубокое. В Библии написано: сначала было слово, и слово было Бог, и слово было у Бога. Читая, ребенок мог играть, как в театре, представлять себя индейцем, спасающим свой народ, вообразить себя Александром Матросовым, переживать все, что переживает его герой. При чтении были задействованы все его коммуникации – шло развитие памяти, опыта, сферы чувств, потому что ему нужно представить то, что он читает, запомнить детали, думать, почему так, а почему этак, удерживать в памяти множество вещей, чтобы следить за развитием событий.

При чтении с человеком происходит большая духовная работа, которая требует усилий. Если усилия не затрачивать, не тренировать духовные «мышцы», они в итоге атрофируются. Может, что-то в романе «Война и мир» школьник не понимает, но он переживает вместе с героями, он им сочувствует, проживает вместе с ними жизнь, как в театре, делает большую духовную работу, которая одновременно и воспитывает, и формирует театральную психологию. Как говорится, вся жизнь – театр, и мы в ней все актеры, и от этого никуда не уйти.

– Спасибо за беседу!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!