blogtn.ru

КТОС в тереме живет? (первое интервью Александра Толстоухова, «Центральная газета», 6 октября 2004 года, автор – Станислав Белобородов).

Улан-Удэнец Александр Толстоухов – офицер морской пехоты в запасе, бывший спецназовец. Последние 15 лет он посвятил себя общественно-политической деятельно­сти, работал в администрации президента России, в Государственной Думе. Пробовал себя в роли менеджера избирательных кам­паний, в частности руководил одним из направлений работы в предвыборном штабе нынешнего губернатора Алтайскогского края Михаила Евдокимова. В настоящее время является вице-президентом московского Фонда изучения региональных проблем.

Последние шесть лет живет в поселке Загорск, где активно занялся созданием комитета территориального общественного самоуправления (КТОС).

 – Александр Михайлович, зачем вы избрали губернатором юмори­ста. Ради смеха?

– Все было очень серьезно. Я могу согласиться с посылом, что как управленец, как хозяйственник Михаил Евдокимов на тот момент был совершеннейшим дилетан­том. Но он очень порядочный и че­стный человек. А это, по моему глубокому убеждению, половина успеха. Честности и порядочнос­ти научиться невозможно…

 – Зачем вы приехали в Улан- Удэ?

– Так сложилось. Теперь здесь моя семья, мой дом. И я не могу оставаться равнодушным при виде того, что совершается дома. По­этому вплотную занялся обще­ственной работой на доброволь­ных началах.

 – Говорят, что на этом поприще вы уже получили административ­ное взыскание…

– Так и есть. Просто инициатив­ные люди самоорганизовались и создали в поселке Совет обще­ственности. Совет этот нигде не зарегистрирован, юридически его не существует. Но это пробный шар, задел на будущее, как фун­дамент. В начале сентября Совет решил провести в поселке Загорск митинг-сход, мы созвали людей, которые должны были высказать свою точку зрения по поводу ре­формы в жилищно-коммунальном хозяйстве города Улан-Удэ. При­шло порядка 180 человек. Но, что самое удивительное, пришли и чиновники администрации, в част­ности управляющий городским хозяйством Федор Трифонов, он же депутат Народного Хурала от Загорска. Состоялся нелицеприят­ный разговор. Но выяснилось, что мною в полной мере не были со­блюдены формальности по орга­низации массового мероприятия, каковым является митинг. В ре­зультате прокуратурой было воз­буждено производство об админи­стративном правонарушении, и я должен предстать перед судом.

 – Закон суров, но это закон…

– Вопросов нет. Отвечу. Но сам факт того, что жители Загорска пришли на митинг, означает, что судьба поселка людям не безразлична. Примерно десять лет Улан- Удэнский авиационный завод лежал на боку. По­селок Загорск при­шел в упадок. Но сейчас ситуация изменилась. Завод заработал, и люди стали получать стабильную зар­плату. Как след­ствие, практически в полном объеме производятся и коммунальные платежи. Тех де­нег, которые авиазаводчане вносят за коммунальные услуги, по идее должно хватить на то, чтобы сделать Загорск красивым и ухоженным, отремонтировать улицы и площади, обновить насаж­дения, навести порядок в подъез­дах и домах. Между тем наши день­ги уходят на латание дыр всего го­родского ЖКХ. Нам же перепада­ют крохи, которых не хватает даже для того, чтобы элементарно по­белить какой-нибудь подъезд. Я считаю, что это несправедливо. И люди так считают.

 – Разве можно что-то изменить?

– Можно. И тому есть пример. Бывший капитан атомной подвод­ной лодки на Камчатке Игорь Его­рович Малыхин несколько лет на­зад переехал в Улан-Удэ, поселил­ся в 102-м микрорайоне, где всего 18 домов. Разруха его ужаснула. Обращаясь к административным органам, он встречал только непо­нимание проблем городских окраин. У власти всегда много других, как она считает, более насущных дел: есть центральные улицы, гло­бальные общегородские задачи, а то, что происходит на периферии, ее не интересует. И тогда в своем доме он решил создать ТСЖ – товарищество собственников жилья. Заключил прямые договоры с энергетическими компаниями, ус­тановил счетчики, фиксирующие реальное потребление тепла и воды. И в результате значительно снизилась квартплата. Дом, в ко­тором живет Игорь Егорович, не­стандартный. Там средняя пло­щадь квартир порядка 150 квадрат­ных метров. А среднегодовая оплата столько же, сколько в дру­гих частях города люди платят за обычную двухкомнатную квартиру. Здесь практически не почувствова­ли 44-процентного повышения та­рифов на услуги ЖКХ. Но главное не это. Главное то, что ТСЖ полу­чило возможность распоряжаться своими деньгами, которые идут исключительно на благоуст­ройство микрорайона, в первую очередь тех домов, которые созда­ли товарищества собственников жилья.

 Например, чтобы провести какой-либо ремонт, руководство ТСЖ проводит тендер среди под­рядных организаций. Сами люди смотрят, кто и как работает, и при­нимают решение о найме. Слава о 102-м микрорайоне разнеслась по всему городу. Сюда приезжал даже президент Бурятии Леонид Пота­пов, который искренне удивлялся тому, как простые люди умудри­лись наладить деятельность ком­мунального хозяйства и заставить работать его с прибылью. Теперь в 102-м микрорайоне создается КТОС, который выступает в роли административного органа этой территории. Между КТОСом и ад­министрацией Улан-Удэ подписы­вается договор о разграничении полномочий, чтобы было предель­но понятно, кто за что отвечает. То же самое будет и в поселке За­горск, если поддержат люди…

 – И администрация Улан-Удэ.

– Мэрия идет навстречу, что по­хвально. Я должен сказать, что и среди чиновников есть здравомыс­лящие люди, которые понимают, что создание ТСЖ и КТОСов – это выгодно прежде всего для города. Благодаря тому, что люди в 102-м микрорайоне взяли власть в свои руки, сокращается аварийность в домах, подъезды ухожены, вся ком­мунальная система внутри зданий работает как часы, резко сократи­лось число злостных неплательщи­ков, во дворах чисто и опрятно. Здесь не увидишь пьяных слеса­рей или электриков. Хотя бы пото­му, что заработная плата их может достигать 15-18 тысяч рублей. Она ежемесячно выплачивается, если в конкретном доме, за который от­вечает конкретный мастер, не про­изошло никаких аварий, неполадок или не поступало жалоб от жиль­цов. Сантехник чуть ли не ежеднев­но ходит по квартирам, заглядыва­ет в бачки: не текут ли? Меняет прокладки, щупает трубы, краны и раковины. Все под постоянным присмотром. Теперь в 102-й квар­тал приезжают делегации из раз­личных микрорайонов Улан-Удэ за опытом.

 – Загорск готов к таким нововве­дениям?

– Думаю, что да. Инициативная общественность плотно взялась за реализацию этой идеи, и мы обя­зательно добьемся результата. К сожалению, люди пока еще очень инертны, ничему не верят, они не­однократно были обмануты различ­ными проектами, прожектами, пи­рамидами… У нас в Загорске, как нигде, получилось слияние всех сил – и депутаты Народного Хура­ла, и городского Совета, и мест­ного ЖКХ, и политических партий (КПРФ, “Единая Россия”) – и об­щественности. Думаю, что это серьезная сила, и простые люди. Произошла консолидация – то; чего как раз не хватает нашему обществу. То, о чем говорил Владимир Пу­тин – о консолидации обществен­ности и власти перед лицом опас­ности. Ведь нищета, бедность, разруха представляют для госу­дарства не меньшую (если, не большую) опасность, чем терро­ризм.

 – Вы являетесь одним из ини­циаторов создания в Бурятии но­вого общественного движения “Гражданское единство Респуб­лики Бурятия”. Расскажите об этом подробнее…

 – Идея создания “Гражданского единства РБ” (сокращенное назва­ние “ГЕРБ”) пришла нам пример­но за месяц до новых инициатив президента России Владимира Пу­тина. А учредительное собрание по этому поводу состоялось пример­но через три дня после того, как эти инициативы были озвучены. И? чего греха таить, оказалось, что эти два события имеют много об­щего. А именно: осознание того, что нашему народу не хватает единства, в хорошем, не партий­ном смысле этого слова. Народ раздроблен, разобщен по разным причинам. У нас, в Бурятии, есть множество общественных органи­заций, которые защищают интере­сы определенных категорий граж­дан. Но у нас нет, в широком по­нимании этого слова, общественно­го мнения. Его никто не формиру­ет, а, стало быть, его некому вы­ражать, доносить до органов вла­сти. Мы считаем, что нам необхо­димо формировать общественное мнение. Люди должны знать всю правду о том, что происходит в Бурятии, в каждом городе, каждом селе реально. Когда люди объ­единяются, им проще защищать свои интересы, а когда объединя­ются общественные организации – это большая сила.

 – Вы хотите стать оппозицией власти?

– Ни в коем случае. Мы хотим иметь свою позицию и отстаивать ее перед органами власти. И даже помогать власти, которая многие вопросы решает правильно и .хо­рошо. Многие, но не все. И, если так происходит, мы, как обще­ственность, должны сказать: пре­зидент, ты не прав, мэр, ты не прав, глава администрации, ты не прав, директор, ты не прав!.. А сей­час у нас нет общественности. Есть только различные кланы, которые дерутся между собой, чего-то де­лят, решают какие-то корпоратив­ные вопросы, далекие от истинных проблем простых граждан. И “Гражданское единство” берет на себя ответственность формиро­вать общественное мнение и на всех уровнях отстаивать его.

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!