blogtn.ru

Яхта «Беда»: половинка соембо. Символика органов государственной власти в Бурятии до сих пор вызывает неоднозначные мнения

Статья «Яхта «Беда», опубликованная в прошлом номере, вызвала дискуссии. В статье рассказывалось о том, что совсем недавно народный депутат Украины от “Блока Петра Порошенко” Евгений Рыбчинский предложил перевернуть украинский флаг, который сегодня выглядит как сине – желтый (причем синяя полоса располагается сверху), потому что якобы все беды его родины кроются в неудачном расположении этих цветов. По понятиям востока, синий над желтым есть худшее из возможных комбинаций, обозначает нерешительность, деградацию, печаль, а вот желтое над синим, наоборот, символизирует расцвет и развитие. Предложение Рыбчинского живо отозвалось и в сердцах наших земляков, поскольку бурятский флаг выглядит почти так же, как и украинский (голубой над желтым, а между ними белая полоса).
Несмотря на ироничный характер публикации, тема вызвала живой интерес, тем более, что выяснились и другие немаловажные обстоятельства происхождения наших флагов и гербов. К примеру, соембо, расположенное на бурятском флаге, представляет собой только часть соембо монгольского мира, в чем некоторые историки видят историческую ошибку. Сегодня мы приводим два мнения на этот счет, и оба имеют право на существование.

Егоров Батор Александрович, кандидат исторических наук:

– Я косвенным образом был свидетелем создания флага Бурятии в 1992 году, поскольку мой научный руководитель доктор исторических наук В. Н. Абаев входил в творческую группу, готовившую новую символику для республики. Мы долго разговаривали на эти темы. Ничего не могу сказать в отношении цветов, я не специалист по геральдике, но в отношении знака соембо, расположенном в левом верхнем углу флага, мнение у меня есть. Соембо – это старинная идеограмма, закодированная программа всего монгольского народа, которая берет свое начало еще со времен гуннов.

 В Монголии соембо вошло в государственную символику с 17 века и включает в себя три языка пламени, венчающие эмблему – символ процветания народа в прошлом, настоящем и будущем, ибо огонь у монголов издревле означает продолжение семьи, рода. Под огнем изображены солнце и месяц – древние тотемы монголов, о которых в старинных преданиях говорится: «Мы народ, чей отец – молодой месяц, чья мать золотое солнце». Два треугольника вверху и внизу, обозначают наконечник копья или стрелы, обращенные острием к земле, означают победу и готовность народа отстаивать свою свободу и независимость. Прямоугольник является символом прямоты, честности и благородства. Две геометрические фигуры в верхней и нижней части Соембо говорят: «Пусть каждый – и низы и верхи – будут честны и прямодушны в служении родине». В центре Соембо находится древний знак, изображающий двух рыб, бесконечно вращающихся по замкнутому кругу, как символ бдительности, разума и мудрости. Две вертикальные полосы по бокам эмблемы обозначают дружбу и стойкость, и смысл их таков: «Пусть весь народ будет дружен, сплочен, и тогда он будет подобен нерушимой каменной крепости».

 На бурятском же флаге вынесены только три элемента монгольского соембо – языки пламени, солнце и месяц. Эти же три элемента соембо изображены на флаге Внутренней Монголии, на флаге бывшего Агинского автономного округа, что вызывает огромное недоумение в монгольском мире. Может, на уровне правительства Монголии этот вопрос и не поднимается, но все, кто имеет контакт с монголами, знают, «половинчатое» соембо на бурятском флаге вызывают у них откровенное неприятие. Также следует отметить, что каждый монгол, от мала до велика знает наизусть значение всех элементов символа соембо. Это не просто значок, он передает дух народа, что внушает только уважение к государственной символике. Считаю, что на бурятском флаге и гербе следовало изобразить полную символику соембо, либо не изображать его совсем.

 Дагбаев Эрдэм Данзанович, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии БГУ, вице – президент Всебурятской ассоциации развития культуры:

– Размышления украинского политика очень интересно и полезно для нас, позволяет перекинуть мостик и к символике нашего флага, поскольку очевидно, что в Бурятии мы видим те же самые цвета. Причем полезно оно не с точки зрения: давайте все менять, а с точки зрения понимания, почему у нас так, а не иначе. Даже если в результате таких дискуссий жители Бурятии лишний раз просто поднимут голову вверх и посмотрят на флаг, который десятилетиями развивается над их головами, в конце концов, запомнят порядок расположения цветов на нем, – уже великое дело.
Флаг Бурятии был утвержден в 1992 году как символ новой государственности, и в пояснении к его разработке авторы объясняли свой выбор цветов так. В бурятском мифологическом пантеоне, где боги и духи делятся на добрых и злых, ведущее место в ряду покровительствующих людям добрых сил занимают Хухе Мунхетенгри («Синее Вечное небо») и Улгэн Дэлхээ Эхэ («Необъятная Мать-Земля»). Вечное синее небо – это и есть верхняя синяя полоса, потому оно и наверху, над желтым. Тогда законодатели видели эти символы так, и, наверное, были правы.
У бурят никогда не было своего государства, чтобы говорить о многовековых традициях и их преемственности, соответственно, не было и символических государственных цветов. Мы выбрали эти цвета (синий, белый, желтый), исходя из особенностей развития своего народа.
Если в Китае желтый цвет считается императорским цветом, до определенного времени только император мог ходить в одеждах такого цвета, то для нас это цвет буддизма. На нашем флаге этот цвет обозначает именно это, хотя это тоже спорный вопрос, поскольку Бурятия не всегда была буддийской.
Особенности нашей истории таковы, что мы никогда не жили, как монголы, в своем отдельном государстве, не решали тех вопросов, которые решали они (вечная борьба с Китаем и тому подобное), потому и сугубо монгольское соембо не может нести для нас всех тех значений, которые они имеют для представителя Монгольского государства. В их глазах мы люди не самостоятельные, и это вполне объяснимо. Ведь даже полосы на бурятском флаге расположены в соответствии с европейскими канонами, а не азиатскими, то есть на бурятском флаге они располагаются горизонтально, а на монгольском вертикально.

Понятно и почему даже по прошествии двадцати лет «возвращения к истокам» мы лучше знаем, что такое Кремль и Красная площадь, чем значение цветов на флаге Бурятии, не говоря уже о половинчатом соембо в левом верхнем углу. Эти три элемента соембо,– языки пламени, солнце и месяц – являются нашей общей монголоязычной символикой, потому и были перенесены на наш флаг, а все остальные элементы в монгольском соембо отражают историческую ситуацию в Монгольском государстве 17 века.

Этот момент хорошо вписывается в дискуссию в среде этнических бурят на тему, в каком контексте должна развиваться Бурятия. Либо следует сближаться с монголами, поскольку мы одной крови и так далее, либо буряты не монголы, как украинцы сегодня говорят, что они не русские. Мне ближе позиция, что при наличии общих корней, мы все же сформировались, выросли, обрели самостийность в составе Российского государства. Поэтому у нас очень много нюансов, которые отличают нас от остального монгольского мира. Эти нюансы надо знать и уметь их объяснять, и не боятся говорить на эти темы, которые сами по себе чрезвычайно интересны.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!