blogtn.ru

Виталий Корытов

  • 45 лет своей жизни отдал образованию Бурятии заслуженный учитель РБ Виталий Корытов

Завершил свою работу в Бурятии пятый Байкальский образовательный форум — большая переговорная площадка, выплеснувшая на суд специалистов и общественности массу идей и предложений на тему: чему и как учить детей дальше.

Приняли участие в форуме и ветераны педагогического труда, те, чьими усилиями мы сегодня имеем сильную, профессиональную школу. Достойный вклад в развитие образования Бурятии внес и Виталий Иванович Корытов, собравший за всю свою 45-летнюю педагогическую деятельность огромный архив.

Рефераты, доклады, статотчеты, фотографии всех школьных выпусков и учителей, с которыми работал, различные материалы к выступлениям (а сколько их было у директора школы, заврайоно, методиста Корытова и не сосчитать) — все сохранено, систематизировано, собрано в домашнем архиве. Это не просто архив Гусиноозерской школы №2, улан-удэнских школ №47 и №2, института усовершенствования учителей, хореографического училища, но и всего школьного образования Советского района.

Получил «5», значит, ты убил фашиста

Он родился в селе Усть-Кяхта Кяхтинского района в 1932 году. Во время войны семья фронтовика Ивана Михайловича Корытова (прошел от Сталинграда до Берлина и без единой царапины вернулся домой) приехала на машзавод. Когда Виталию было 10 лет, он пошел в первый класс в мужскую школу №22, девочки ходили в школу №21 (обучение мальчиков и девочек во время войны было раздельное). Даже несмотря на то, что шла война, страна находила возможность одевать детей фронтовиков, выдавать им валенки, бесплатные учебники, канцелярские принадлежности и, самое главное, кормить бесплатными завтраками. Как вспоминает Виталий Иванович, дети за партами не учились, а тоже воевали. Получил оценку «5», значит, убил фашиста, оценку «4» — ранил фашиста. «Двойка» — значит, фашист ранил тебя, а если «1» — значит, убил.

 

Каждое лето ездил пионервожатым в лагеря, был комсоргом школы, и таким образом вопрос «кем быть» после школы решился очень быстро. После армии поступил в пединститут, до обеда сидел на уроках, после обеда — работал в школе пионервожатым. В институте же познакомился с Галиной, поженились и вместе, уже имея на руках годовалого сынишку, отправились по распределению в Гусиноозерск, где вместо трех проработали семь лет. Виталий Иванович — директором, его супруга Галина Ивановна — учителем русского языка и литературы. Не успели молодые специалисты приехать в глубинку, исполком предоставил им однокомнатную благоустроенную квартиру. Школа захватила, закружила, увлекла. Молодого перспективного учителя истории заметили и через год назначили завучем, а еще через два года — директором Гусиноозерской школы №2, где обучалось 1,5 тысячи детей, трудилось около 100 учителей и технического персонала, и почти все были молодые инициативные люди, горевшие идеями и стремящиеся работать. Такое не забывается.

— Через много лет, — вспоминает Виталий Иванович, — выпускница 1968 года Валентина Будунова, где я был классным руководителем, пригласила нас на свою свадьбу. Мы немного опоздали, зашли в столовую, и вдруг к нам подбегает группа юношей, поднимает меня на руки и несет через весь зал, от порога до стола. Это был фурор, гремели аплодисменты, радость, восторг, шум, гам, играла музыка. В перерыве ко мне подошел представитель администрации г. Гусиноозерска и пошутил: «Я никогда не видел, не слышал и даже представить не мог, чтобы ученики своего директора несли на руках. Это надо отметить».

Дети всеобуча

Наверное, не было в истории нашего образования периода без реформ, но главным в 60-80-е годы, безусловно, был закон о всеобуче. Он означал: дети должны получить общее среднее образование, несмотря на жизненные и семейные условия, характеры и способности учащихся и, наконец, невзирая на желания и возможности.

— Задача учить всех и учить хорошо оказалась трудновыполнимой, — рассказывает Виталий Корытов. — Да, мы старались охватить всех учебой, обуть, одеть (под это школы специально получали деньги), снабдить учебниками, медицинским обслуживанием. Все дети были обеспечены питанием, в каждой школе появились столовые, которые раньше были не везде. Второгодничество отменили, оценку «2» ликвидировали и твердое положение в журналах заняла спасительная оценка «3». Другую проблему, когда выбывших учащихся оказывалось больше, чем прибывших, решали с помощью таинственной графы «уехал за границу». Куда уехал ученик, уехал ли на самом деле, никто проверить не мог.

Конечно, добиться одинаково высокой успеваемости абсолютно для всех было невозможно. Учителя выходили из положения кто как мог. Но при всем при этом всеобуч имел безусловно положительные итоги. Во-первых, все дети были охвачены школой, все обеспечены одеждой, накормлены. В каждом микрорайоне велся строгий учет, учителя ходили по квартирам и проверяли, учатся дети или нет. Школа отвечала за каждого своего ученика. Пусть не все учились, но то, что все были заняты — это совершенно точно. Всем в школе находилось дело. Самые разные мероприятия спортивного и развлекательного плана отнимали у нас массу сил, но мы работали и воспитывали, не считаясь с личным временем, в выходные и праздничные дни патрулировали улицы.

Свои дети

— Когда мой сын Олег, который рисовал с пеленок, впервые вышел на ул. Ленина и в открытую стал продавать свои картины, то в учительской среде это вызвало недоумение: закончил школу с золотой медалью и торговать? Я ответил: ну и что! Я тоже в детстве торговал на базаре помидорами, а стал проректором института усовершенствования учителей. Алексашка Меньшиков торговал на площади пирожками, а стал полудержавным властелином. Олег торговал на Ленина своими произведениями искусства, а ныне заведующий кафедрой Московского госуниверситета печати.

Под красным знаменем

— В восьмилетнюю школу №47 с продленным днем г. Улан-Удэ меня назначил тогдашний министр просвещения Бурятии Сергей Семенович Дмитриев, — продолжает рассказ Виталий Иванович. — Из всех министров, которых я знал, это был самый интеллигентный и профессиональный руководитель. Он предупредил, что прежнее руководство школы — и директор, и завуч — уволены за развал работы. Коллектив пожаловался, райком партии разобрался и уволил руководителей. Из фильма «Оптимистическая трагедия» я запомнил одну фразу, сказанную героиней-комиссаром: «Надо работать с теми, кто есть, а не с теми, кого предполагаешь». Я пошел работать в школу №47 с продленным днем, а супруга Галина Ивановна — в школу №1, где проработала около 40 лет. В конечном итоге я нашел общий язык с коллективом, мы четко определили план работы, оформили коридоры и фасад школы, создали кабинеты почти по всем предметам, оживили методическую работу. Спустя два года в августе 1972 года за достигнутые успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения коллективу школы №47 было вручено переходящее Красное Знамя РК КПСС и исполкома Советского района Улан-Удэ, а я получил от исполкома трехкомнатную квартиру по ул. Борсоева.

Вслед за этим меня перевели директором в школу №2 Улан-Удэ, где когда-то я работал пионервожатым и где прошло 15 лет моей жизни. За это время школу закончили около 1400 учащихся, и все они есть в моих фотоальбомах «Выпускники».

 

Эта школа стала для меня все и вся: и пиком творчества, и зенитом славы, и вершиной признания, и широтой деятельности, и кругозором познания, и чувством полного удовлетворения в работе. В этой школе учились мои сыновья и оба закончили ее с золотой медалью. Основное боевое ядро в коллективе составляли мои коллеги по работе, друзья по призванию, товарищи по духу: Агнесса Яковлевна Попкова, Клара Ивановна Солянникова, Соломон Яковлевич Шленкевич, Олег Зотикович Полонов, Надежда Николаевна Черниговская, Тамара Алексеевна Терентьева, Людмила Сергеевна Остапенко и многие другие. В 1980 году педагогическому коллективу средней общеобразовательной школы №2 было присвоено звание «Творчески работающий коллектив», а три года спустя переходящее Красное Знамя РК КПСС и исполкома Советского района.

Как творчески работающего организатора в феврале 1979 года волевым путем меня назначили заведующим Советским районным отделом народного образования. Тогда в каждом районе города было свое районо. Назначил меня первый секретарь РК КПСС Виктор Николаевич Башкеев, человек бескомпромиссный и властный, удивительным образом умевший подбирать кадры. После до самого моего выхода на пенсию я работал проректором института усовершенствования учителей, а далее еще 14 лет в хореографическом училище — сначала учителем истории, завкабинетом, классным руководителем, руководителем методобъединения, замдиректора и заведующим музеем. Вот и вся моя карьера — от пионера до пенсионера.

 

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!