Фото: Т. Никитиной
В столице Бурятии состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» (12+). Как пояснил на встрече с журналистами художественный руководитель Бурятского оперного театра Владимир Рылов, известный всем спектакль выдержан в классическом тоне, хотя и не избежал некоторых современных корректив. Свою лепту в постановку внесла и произошедшая трагедия со сгоревшим недавно Хабаровским музыкальным театром. Собственно благодаря этому обстоятельству заглавную партию Онегина в спектакле исполнил харизматичный баритон Валентин Кравчук, а партию Татьяны – неподражаемая Рипсиме Сехлеян, которая уже выступала на бурятской сцене в «Великой дружбе» и спектакле «Кармина Бурана».
В дни премьеры в театре собрались поклонники и ценители оперной классики. С самых первых аккордов зал, затаив дыхание, слушал гениальную музыку Петра Ильича Чайковского, которого, как и Пушкина, так любят не только в России, но и за рубежом. Его музыка полна волшебства звуков, нежности, водоворота эмоций, он выразитель загадочной русской души.
Если не отходить далеко от классиков и воспринимать «Евгения Онегина» как «энциклопедию русской жизни», то семья в этой жизни занимает центральное место. Не случайно спектакль начинается с семейной идиллии в усадьбе Лариных, а потому под занавес уходящего Года семьи предлагаем поговорить о традиционных ценностях, актуальных ныне как никогда.
О семье мечтает главная героиня, судачат соседи, замечательно исполняет свою партию на музыку гениального Петра Чайковского Ленский. Наконец, большую белую кровать Татьяны, установленную посреди сцены как минимум на четверть сценического времени, можно воспринять как символ будущего семейного счастья и нежной мечты юного существа (помним, что Татьяне всего 17 лет). Эту кровать можно назвать полноправным персонажем разворачивающегося действа, призванным «наглядно» донести до молодого поколения нечто важное.
Будучи по задумке поэта эгоистом, не желая менять привычную жизнь, вернувшийся из путешествия по Европе (а сегодня это весьма важный штрих в биографии) 26-летний ловелас и сибарит Онегин отвергает трогательные признания деревенской, не имеющей достойного приданого девушки. Однако, встретив Татьяну в блестящем петербургском обществе буквально пару лет спустя, нежданно прозревает и решается повернуть время вспять, словно в известной песне «Still Loving You» группы Scorpions.
В последней сцене, во время своего объяснения, услышав, что и Татьяна его по -прежнему любит, Онегин буквально теряет рассудок. Хватая ее за руки и не давая пройти, он отказывается понимать происходящее. Отрезвление происходит, когда вместо убежавшей героини появляется ее муж, он же генерал 1812 года, бросающий к ногам Онегина перчатку и тем продолжающий известный сценарий по совершенно непушкинской траектории.
Впрочем, каким бы ни было это продолжение, пушкинская идея, равно как автора спектакля – версии Владимира Рылова, состоит в святости семейных ценностей и сохранении верности брачным отношениям, пусть даже эти отношения со стороны больше напоминают привычку, что «свыше нам дана, замена счастию она».
Об этом поет в самой первой сцене помещица Ларина. Как выясняется, далека от каких-то романтических отношений была и супружеская жизнь няни Филиппьевны (в ролях Эржена Базарсадаева и Оксана Хингеева), которая, тем не менее, не особо грустит о былом, а наличие в доме шустрого внучка – помощника, говорит, как минимум о ее благополучной старости.
Собственно, исходя из этих самых ценностей, готовы защищать свой дом нежданно столкнувшиеся с гнусными намерениями Онегина Татьяна и ее муж. Учитывая, что свой роман в стихах Пушкин писал целых восемь с половиной лет, завершив произведение уже будучи женатым человеком, его не могли не занимать мысли о семье и о том, что в этой самой семье может происходить.
В наш же год семьи оперу «Евгений Онегин» можно назвать достойным продолжением таких, к примеру, постановок как «Очень простая история» (Русский драматический театр имени Бестужева), «На деревню бабушке» (Буряад театр) и других. Ну, а что касается счастья, то оно тоже важно.
Говорят, ожидание счастья гораздо лучше самого счастья, потому что ему никогда не суждено разбиться о подводные камни бытовых неурядиц. Какая -никакая семейная идиллия Татьяны и князя Гремина состоялась, а что получилось бы с Онегиным, еще неизвестно. Кажется, пушкинские размышления, интерпретации Владимира Рылова, чьим голосом говорит со сцены поэт, и демографические установки нынешнего российского государства в этом вопросе остаются едиными.