blogtn.ru

В честь уволенного директора оперный показал лучший спектакль, какой здесь когда-либо ставился

Фото Т. Никитиной

Было все — натуральные слезы, поклоны, заламывание рук, непрекращающиеся аплодисменты (только выступлению уволенного директора Аюны Цыбикдоржиевой коллектив аплодировал 1,5 минуты) и такие признания в любви, от которых сжималось сердце. Если все, что показали прессе и главе республики Алексею Цыденову на прошлой неделе в нашем главном театре, было на самом деле от души и сердца, то это лучшее, что удалось поставить в стенах оперного за все последние годы, и притом совершенно бесплатно.

Для Алексея Самбуевича это был первый спектакль в оперном, и он явно удался. Дело дошло до того, что к свободному микрофону вышли такие живые легенды оперной сцены, как Дарима Линховоин, Валентина Цыдыпова и Галина Шойдагбаева, начавшие выдвигать почти политические лозунги, чего не делали в жизни до этого никогда.

Интересно, что в 2011 году предыдущий министр Цыбиков уволил предыдущего директора оперного театра Людмилу Намсараеву по той же самой статье. Семь лет назад, однако это не вызвало среди артистов ровно никакой реакции. Тогдашний коллектив не возмутило то, что увольнение произошло без объяснения причин, за пару месяцев до выхода Намсараевой на пенсию и торжественного открытия оперного после долгой реконструкции. Все изменилось на площади Советов с тех самых пор, как артисты начали получать достойные зарплаты, высокие гонорары и приличные бонусы. Поскольку глава республики публично пообещал выдать каждому члену оперного коллектива материалы знаменитой проверки Счетной палаты Бурятии, с которой все, собственно, и началось, но которую полностью никто не читал, можно надеяться, что лучшие сцены мы увидим еще впереди. Пока же мы сочли полезным процитировать не менее интересные, чем материалы Счетной палаты высказывания, прозвучавшие на импровизированном бенефисе Аюны Цыбикдоржиевой.

Про женские беседы

Аюна Цыбикдоржиева: — Еще до проверок я пыталась два раза прийти на прием к министру, чтобы поговорить о стратегии развития театра, но поговорить все никак не удавалось. Разговор сводился к женской беседе. Наконец, в конце июля Соелма Баяртуевна вызвала меня и предложила место директора в других учреждениях культуры. Я, конечно, отказалась, тем более, что знаю директоров этих учреждений и знаю, что они прекрасные руководители и хорошо работают. Министр сказала, что я хороший руководитель, там, где я работала, обо мне хорошо говорят, но я все равно должна уйти из театра оперы и балета. Министр мне говорила — пойдите на площадь, поговорите с кем надо, вам надо быть более пластичной. Знаете, у меня уже очень зрелый возраст, и я никогда не просилась ни на какую работу. Я понимаю, чей это муж, но все это некрасиво по отношению к коллективу. Если так, я должна ходить ко всем мужьям всех солисток. Я отказалась это делать.

Примерно 20 августа было написано коллективное письмо главе республики, которое подписали 237 человек. 34 не подписались. Один из солистов балета передал это письмо Алексею Цыденову, он у нас в театре был в прошлом году перед выборами. Глава прочел, сказал, что все будет нормально. Да, я историк по образованию, но у меня универсальное университетское образование, и министерство культуры России много вложило в меня как в директора театра. Как менеджер я всегда стремилась, чтобы материально-техническая база театра постоянно пополнялась. К сожалению, в последнее время все мои обращения в министерство культуры не находили отклика, и это меня немного раздражало. Хотя, с другой стороны, я благодарна судьбе за это решение, это жизнь. Меня уволили без объяснения причин. У директоров такое есть, это условие, и мы сами подписываем такие контракты. Предыдущего директора Людмилу Намсараеву уволили по такой же статье. Директора русского драмтеатра Петра Степанова уволили, а назавтра отменили приказ. Сейчас обязанности директора оперного театра исполняет мой заместитель.

Про Ольгу Жигмитову

Аюна Цыбикдоржиева: — Ольга Жигмитова солистка нашей оперы. Вновь прибывший артистический состав, со всеми заключается срочный контракт. С кем-то на два года, с кем-то на три. Сегодня в оркестре половина таких людей, в балете — более половины. В опере — поменьше, и это обычная ситуация. И то, что говорят, что они не получают больничные — это неправда. Просто в этом году Ольга получила чуть поменьше отпускных, потому что она три раза на длительный срок брала без содержания. Все это немного обидно. В том же «Демоне» мы под нее все сшили, она отказалась выступать. Потом специально под нее мы решили поставить «Кармен». Я бы, может, и не хотела «Кармен», мне хотелось нового названия. Для того, чтобы продавать продукт, надо чтобы он был интересен. Под Ольгу Жигмитову мы пошли на «Кармен». Первоначально она решила участвовать, а потом сказала, что не будет. Она уже должна была начать репетировать, а потом приходит и говорит: я ухожу. Каждый год она пишет мне заявление, что уходит. Я уговариваю остаться. На «Кармен» нашли другую солистку. То, что произошло — очень жаль, потому что Ольга молодая, красивая. Концерты — это легко, кто хочет быстрой популярности, тот концертами занимается, а спектакль — это оркестр, это коллектив.

Что не так

Глава Алексей Цыденов: — Конечно, стоило бы встречаться по поводу красивых премьер, а не по таким непонятным ситуациям. Министерство культуры подготовило отчет, слайды по деятельности театра, если можно, давайте не углубляться в дискуссии по цифрам презентации. Некоторые скандальные слайды убрали, чтобы у вас здесь маленькая революция не случилась внутри коллектива. Я предлагаю и предложил присутствующим ознакомиться с анализом по театру. Повторюсь, театр работает не на директора, не на министра культуры и не на главу республики. Театр работает для людей республики. И надо смотреть, что будет с театром, и как он дальше будет развиваться. Сейчас все развитие театра идет за счет бюджетного финансирования.

Посмотрите, как растет бюджетное финансирование, и как не растет ваша собственная деятельность. И это вопрос не к артистам. Артисты должны играть. Это вопрос к организаторам. И, повторюсь, очень много в СМИ разных посылов к проверке Счетной палаты, никто ее не читал полностью. Я прошу минкульт отдать всему коллективу полностью отчет Счетной палаты. Некоторые вещи мы сюда даже не вынесли — они достаточно скандальные.

Про монголов и японцев

Дарима Линховоин: — Такое ощущение, что мы живем в страшном государстве, которое не видит никакие наши проблемы. Когда мы выступали в Мариинском театре, какие были овации, нам так и говорили, боже, почему такие артисты не поют в нашем театре. А сколько сделано, чтобы создать элементарные условия для артистов. Аюна Владимировна все делала, чтобы создать эти условия. Сегодня люди уверенно берут кредиты, потому что знают: их поддержат. Да, директор приглашает замечательных постановщиков, которые прекрасно с нами занимаются. Вы помните последнюю постановку «Кармен», когда артисты выходили в каких-то диких красных штанах, потому что это был подкладочный материал. Люди смеялись над нами. Для чего нужен был оперный театр, чтобы люди приходили и смеялись?

Когда к нам приезжали замечательные постановщики, они вытаскивали талант. Кто это сделал? Наша молодежь, наш Михаил Пирогов, они начали расти как на дрожжах, это было потрясающе. Да, театр платил постановщикам деньги, но не такие большие по сравнению с тем, что получали в других театрах. Вы знаете, в других театрах режиссеры получают миллионы. И СМИ начинают об этом писать. Это отвратительно, потому что они сами сидят в зале, сами балдеют, кричат «ура» и потом такое пишут. Пишут — почему у нас работают японцы, почему у нас работают монголы. Ребята, мы живем в 21 веке (!), где мы находимся, дорогие наши журналисты. Не надо поддерживать этот страшный шовинизм. Да, мы вынуждены приглашать работать их, потому что мы их вырастили, потому что это мировой талант. Мы ждем, когда придут работать наши замечательные бурятские певцы. Они придут, обязательно. Дело не в Аюне Владимировне, дело в нас, потому что нас не спросили. Я никого не пугаю, но если директора не вернут, я буду уже в другом месте заниматься с людьми, которые хотят творчества. Думаю, что сегодня очень ответственный день. Народ нашей республики должен слышать, что происходит что-то страшное, и сегодня я просто говорю — мы выражаем недоверие министру культуры.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!