blogtn.ru

В Бурятии состоялся четвертый фестиваль «Балет на Байкале»

Фото: Татьяна Никитина

Чудесная погода и почти неподвижная водная гладь – так встретила республика гостей четвертого международного фестиваля «Балет на Байкале» (6+). Зная, что каждый следующий шаг проекта дается чуточку труднее предыдущего, было немного волнительно, удастся ли артистам Бурятского оперного театра не просто сохранить волшебную атмосферу, а еще и чем-то удивить.

Учитывая растущее количество билетов, впервые фестиваль решено было сделано не в один, а в два дня, и не на одной, а на двух разных площадках. Основной поток зрителей в 2 тысячи человек направили в особую экономическую зону «Байкальская гавань», а тысячу человек, включая VIP- персон, оставили там же, где это было в прошлом году, в местности «Пески» с ее природой, будто специально созданной под театр. Благодаря своеобразному ландшафту, напоминающему амфитеатр, установленная у края берега сцена видна здесь практически с любой точки, как на ладони, чего нельзя сказать о «Байкальской гавани», где выдались скромнее и берег, и песок, не до конца на огромном участке побережья построена инфраструктура, но есть иные очевидные плюсы.

Условно говоря, фестиваль, претендующий на визитную карточку республики, поддержанный в этом году Президентским фондом культурных инициатив, организаторам умело удалось разделить на две составляющие согласно купленным билетам. И дело даже не в их стоимости, а в смысловом содержании двух получившихся программ. К примеру, только зрителям «гавани» впервые на берегу Байкала показали не эпизоды, а целый спектакль «Красавица Ангара», драматургия которого потребовала культурного погружения и в высокое искусство, и в историю родной страны.

Не просто легенда

Не случайно из двух тысяч зрителей «гавани» как минимум половину составили участники СВО и их семьи, многодетные мамы, инвалиды, пенсионеры и другие социальные категории. Хотя «Красавица Ангара» на сегодня единственный спектакль, непрерывно идущий на сцене главного театра республики более шести десятков лет, организаторы постарались напомнить о важных именах и фактах, связанных с его историей.

Информация была, но кроме прочего, хотелось бы, чтобы зрителям также рассказали о судьбе фронтовика Бау Ямпилова, вместе с композитором Львом Книппер написавшего музыку к балету «Красавица Ангара». Например, о том, что во время Великой Отечественной войны Бау Ямпилов воевал на Ленинградском фронте, командовал инженерно – саперной ротой, был тяжело ранен, долго лечился на Кавказе, где проникся культурой Востока. Посвятив себя музыке, каждое свое произведение наполнял верой в победу добра и справедливости.

Впрочем, и без этой ремарки сидящим в «гавани» было понятно, что происходило на сцене между Енисеем и Черным Вихрем, а образ сурового, но справедливого Байкала на фоне чаек, парящих над реальными волнами, надолго запал в память.

Дебют Лии Балдановой

Четвертый международный фестиваль «Балет на Байкале» наверняка войдет в историю как дебют ведущей балерины оперного театра Лии Балдановой в качестве ведущей. В первый день она блестяще провела несколько встреч со зрителями в беседке «Байкальской гавани», рассказывая о своей учительнице Ларисе Сахьяновой, много лет исполнявшей заглавную партию в балете «Красавица Ангара». Не случайно, именно так называется бронзовая скульптура у театральных стен, изобразившая Сахьянову и Абашеева в образе двух великих рек Ангары и Енисея.

В той беседке, в очках и с книжкой в руках, Лия Балданова выглядела естественнее, чем в роскошном вечернем платье на следующий день. В этот момент нельзя было не вспомнить Андриса Лиепу. В прошлом году он не просто вышел на ту же самую сцену в сверкающих лакированных туфлях, но с помощью театральных ужимок и реверансов буквально из ничего разыграл перед зрителями свой собственный спектакль, от которого публика пришла в восторг.

Думается, именно Лия Балданова, знающая бурятский оперный театр да и российский балет, как свои пять пальцев, должна стать лицом «Балета на Байкале» как минимум на ближайшее десятилетие просто потому, что сделать это больше здесь некому. Фестиваль нуждается не только в молодых креативных организаторах (в такой роли в этом году выступила талантливый балетмейстер Алиса Шикина, а в прошлом – Евгения Цыренова), но и ярких ведущих, владеющих профессиональной информацией, театральной искоркой и способных на мгновенную импровизацию.

Готовясь к юбилею 

В любом случае, состоявшееся в эти дни на берегах священного озера действо послужит началом сюжета, который развернется уже в следующем году, на пятом по счету (читай: юбилейном) фестивале «Балет на Байкале». Его полноценными участниками могли бы стать, к примеру, иркутские парусники, картинно продефилировавшие в начале первого дня фестиваля в «Байкальской гавани» и по сути завершившие гала – концерт во второй день в «Песках».

В итоге всех владельцев морских судов поименно перечислили среди многочисленных спонсоров проекта, но думается, из любви к высокому искусству суровые иркутские мужчины были бы не прочь и причалить к бурятскому берегу. В конце концов, Байкал у нас один, а без крупных частных инвестиций развивать в республике такие проекты все сложнее. Первый день фестиваля в “Байкальской гавани” показал, что при желании здесь можно было бы принять не 2, а все 10 тысяч человек, которым не стыдно было бы показать, что собственно столько лет наша власть, начиная еще со времен Леонида Потапова, столько лет строила на Байкала.

Возможно, стоит подумать о том, как уравновесить возможности двух площадок и сделать сцену в «Байкальской гавани» более «смотрибельной» не только с передней стороны, но и задней, изначально не предназначенной для чужих глаз. Это значительно увеличило бы число приобщившихся к искусству и уменьшило число тех, кому «ничего не видно».

Хотелось бы, чтобы каждому, купившему билет, автоматически выдавалась бы и программка. А еще чтобы наряду с шашлыками и сувенирами на берегу Байкала в фестивальный день можно было найти хотя бы один маленький цветочный киоск для желающих преподнести любимым артистам скромный букет (кстати, цветы на фестивале были).

Число желающих прикоснуться к «Балету на Байкале» будет расти, попытка организовать третий день фестиваля рано или поздно воплотиться в жизнь, а значит здесь, как в спорте, каждый следующий раз это должно быть выше, лучше, сильнее. У Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Гомбо Цыдынжапова для этого есть целый год.

 

 

 

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!