blogtn.ru

В Бурятии начата реализация закона, отслеживающего, куда трудоустраиваются бывшие чиновники

Все крупные чиновники, покинув госструктуры, всегда уходили в большой бизнес, как на российском уровне, так и в регионе. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф через два дня после увольнения стал председателем правления Сбербанка. Зампредседателя правительства РБ при Потапове Анатолий Жильцов после ухода из власти получил место председателя совета директоров “БайкалБанка”, где на тот момент правительство Бурятии владело 20% акций.

Имеет ли такое трудоустройство коррупционную составляющую – вопрос, скорее, риторический. Куда важнее, что то, что еще вчера считалось само собой разумеющимся явлением, сегодня стало нарушением. Трудоустройство вчерашних чиновников отныне вызывает пристальное внимание надзорных органов. И неспроста.

Чем чревато превращение налогового инспектора в главного бухгалтера

Закон «О противодействии коррупции» был принят в стране еще в 2008 году, но за отсутствием нормативных актов и неясностей в толковании многие его статьи просто не исполнялись. К примеру, ч.4 статьи 12 этого закона говорит о том, что если государственный или муниципальный служащий увольняется с госслужбы и в течение 2 следующих лет устраивается на другое место работы, его новый работодатель обязан в течение 10 дней уведомить об этом прежнее начальство чиновника, причем письменно. Уведомление требуется затем, чтобы понять, усматривается ли в данном трудоустройстве конфликт интересов, иными словами, сможет ли бывший чиновник на новом месте работы обманывать государство, применяя приобретенные на госслужбе умения и навыки?

Так на прошлой неделе мировой суд Железнодорожного района вынес решение о привлечении к административной ответственности директора хореографического колледжа Ирину Хунданову, которая, приняв на работу бывшего налогового инспектора Бадмаеву, не уведомила об этом предыдущего работодателя – Межрайонную ИФНС России № 2 по РБ. По постановлению прокуратуры Железнодорожного района за это нарушение директору ГАОУ СПО «Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева» был назначен штраф в размере 20 тысяч рублей. Впрочем, главный вопрос – имелась ли коррупционная составляющая в данном трудоустройстве, может ли бывший старший государственный налоговый инспектор воспользоваться своими знаниями в ущерб государству, ответа так и не получил.

Предполагается, что после того, как в госструктуру поступает такое уведомление, щекотливый вопрос должен решаться специально создаваемой в недрах госучреждения независимой комиссией, которая вправе запретить своему бывшему коллеге работать именно там, куда он пришел. Заседала ли в Межрайонной ИФНС России № 2 по РБ такая комиссия, неизвестно, но если и заседала, то сам факт нынешнего нахождения бывшего налогового инспектора Бадмаевой на посту главного бухгалтера хореографического колледжа говорит сам за себя.

Срой действия прививки от коррупции – 2 года

Были ли в Бурятии прецеденты, когда бывшим муниципальным и государственным служащим отказали в трудоустройстве на том основании, что та самая комиссия посчитала такое трудоустройство неэтичным, входящим в конфликт интересов и даже откровенно коррупционным? СМИ данные факты не известны. Более того, самим СМИ не раз приходилось брать на себя роль таких комиссий, от лица общественности указывая на незаконность происходящего.

Так в январе 2014 года покинул свой пост начальника юротдела Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ Сергей Борголов, трудоустроенный туда в августе 2013 года. В Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ Борголов пришел после того, как в результате начавшегося скандала со строительными объектами добровольно покинул пост начальника Судебного департамента в Бурятии. Будучи судьей в отставке, то есть, получая большую пенсию, Сергей Борголов по закону «О статусе судей» не имел права работать в негосударственных структурах, коим является Пенсионный фонд. Можно с уверенностью сказать, что никакая комиссия в Судебном департаменте Бурятии по данному поводу даже не собиралась.

Как и судьи в почетной отставке, которым закон запрещает сегодня работать не только в коммерческих структурах, но и адвокатами, государственные и муниципальные чиновники относятся к пораженным в правах гражданам, чей вопрос дальнейшего трудоустройства зависит не только от них. Может ли бывший старший государственный налоговый инспектор, перевоплотившись в главного бухгалтера колледжа воспользоваться своими знаниями в ущерб государству, к примеру, «укрыть» учебное заведение от налогов, вопрос риторический. Интересно, что незадолго до прихода в колледж налогового инспектора хореографическое училище получило статус государственного автономного образовательного учреждения, иными словами, нацеленного на активную самостоятельную работу по зарабатыванию средств. К слову общие доходы колледжа согласно финансовому отчету на 1 января 2015 года составили 46,5 млн. рублей, причем наверняка не последнюю роль в этой цифре занимают коммерческие услуги.

Еще один интересный вопрос – какими нормами установлено, что коррупционность в бывшем чиновнике заканчивается ровно через два года после его увольнения с госслужбы? Если бы налоговый инспектор Бадмаева, уволившаяся из налоговой 17 октября 2014 года, устроилась бы в хореографическое училище не 21 октября 2014 года, а двумя годами позже, то никаких вопросов по этому поводу никто бы не задавал. Кто определил, что ровно через два года, а не через три – четыре – пять у бывшего госслужащего напрочь исчезает желание использовать свои знания в корыстных целях, что в его крови начинает работать некая долгоиграющая прививка от коррупции.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!