На фото: сцена из пьесы “Ветер минувших времен”, Герой Советского Союза Сергей Крамаренко
На страницах Интернет – журнала Asia Russia Daily (АRD) корреспондент этого издания Сергей Басаев разместил статью «В Бурдраме выявили “неофашизм” (в двух частях), где фактически обвинил журналиста в спекуляции историческими фактами и прочих уничижительных вещах. Речь о скандальном спектакле «Ветер минувших времен», главным героем которого стал исторический персонаж Уржин Гармаев. Поскольку российский еженедельник «МК в Бурятии» вот уже более десяти лет ведет тему Великой Отечественной войны, в частности, рассказывает о подвиге 93 Восточно – Сибирской стрелковой дивизии, сформированной из уроженцев Бурятии, Иркутской и Читинской областей, то пройти мимо таких обвинений, как бы ни хотелось, не получается.
Уржину Гармаеву не место в государственном театре
Басаев обвинил издание в злых нападках на чету Жамбаловых, министерство культуры и самого Уржина Гармаева, который никого лично не убил и, фигурально выражаясь, был добрейшей души человек. Вся патетика статьи Сергея Басаева построена на том, что генерал – лейтенант марионеточного государства Маньчжоу – Го и бурят по происхождению Уржин Гармаев был сначала осужден по политической статье и расстрелян, а потом реабилитирован, а значит, по мнению автора, автоматом стал героем. Как пишет Басаев, вместе с ним «земляки Уржина Гармаева в Шэнэхэне до сих пор считают его своим героем и защитником, равно как и потомки генерала, живущие сейчас на родине в Бурятии». И пусть считают. Кто-то гордится, что его брат воюет сегодня в ИГИЛ, кто-то – на стороне правительственных войск Сирии или прочих горячих точках. Саид Бурятский тоже где-то воевал, но никому не приходит в голову вытаскивать таких на сцену государственных театров, возить по мировым фестивалям как лучшее свое творение, а после давать по этому поводу интервью.
Государство Маньчжоу – Го воевало с Монголией, первым и на тот момент единственным союзников СССР, и даже знаменитая битва при Халхин – Голе не обошлась без кавалерийских полков Уржина Гармаева. Может, лично Уржин Гармаев никого и не убил, однако, доказывая это, Сергей Басаев как -то вдруг забыл, что скромный учитель в Борзинском районе Уржин Гармаев каким –то образом сделал головокружительную карьеру военного за рубежом, все время получал повышение, а, став командующим целым военным округом Маньчжоу – Го, не только красиво сидел в кабинете, но и разрабатывал военные операции, подписывал десятки смертных приговоров и выполнял прочие должностные обязанности. Главный пропагандист Третьего рейха Геббельс тоже лично никого не убивал, но вряд ли сегодня кто-то сомневается в его виновности. Ведь помимо суда юридического есть суд истории, общественное мнение, и суд истории в отношении второй мировой войны свое мнение давно высказал. Вопрос, почему никто не может объяснить этих простых вещей должностным лицам Бурятского театра драмы Жамбаловым, они же супруги, они же генеральный директор и главный режиссер указанного государственного учреждения культуры, призванного не просто просвещать, но и воспитывать зрителя в духе интересов государства.
Спектакль про Уржина как головотяпство местных чиновников
30 октября Бурятский театр драмы был полон пенсионеров, членов Ассоциации жертв политических репрессий и сопровождавших их родственников, откровенно недоумевающих, какое отношение к репрессированным имеет Уржин Гармаев. В то время как их отцов высылали, отбирали имущество, ограничивали в правах и уничтожали физически, Уржин Гармаев успешно делал карьеру в соседнем государстве Маньчжоу- Го, получал от этого государства награды, деньги, чины и весьма благополучно бы жил там и дальше, если бы это государство в 1945 году не проиграло, а его правители бы позорно не разбежались. Пусть в спектакле «Ветер минувших времен» Уржин Гармаев 25 минут ходит по сцене в японском мундире, размахивает самурайским мечом и карает врагов государства Маньчжоу- Го, извините, при чем здесь Бурятия и интересы нашей родины? Уржин Гармаев декларировал идеалы, которые к нашим идеалам никакого отношения никогда не имели. Шагать в рядах «Бессмертного полка» и нести рядом с портретами ветеранов портрет Уржина Гармаева невозможно, но Жамбаловы пытаются сделать сегодня именно это.
Парадокс состоит в том, что вместо того, чтобы дать малопосещаемому спектаклю возможность сойти со сцены, как говорится, естественным путем (3 октября несмотря на юбилей актера едва набралось ползала), наши власти предприняли усилия по его искусственному оживлению и просто выкупили все билеты на 30 октября. Мало того, что государство уже один раз оплатило труд Жамбаловых в виде заработной платы при создании спектакля, так наши чиновники сделали это повторно. 30 октября, в день памяти политических репрессий, Минсоцзащиты Бурятии выкупило все билеты не в театр русской драмы, где в этот же самый день при полном аншлаге шел спектакль «Дежавю», тоже посвященный Дню памяти жертвам репрессий, а в Бурятский драмтеатр. Не потому ли, что минсоцзащиты курирует зам главы по социальным вопросам Владимир Матханов, родной брат депутата Госдумы Иринчея Матханова, помогавшего создавать спектакль «Ветер минувших времен». На программках спектакля можно прочитать слова благодарности Матханову за оказанную помощь.
Личное мнение может иметь юридические последствия
Почему Уржин Гармаев был реабилитирован и что следует понимать под этой реабилитацией, достаточно подробно сказано в научных исследованиях Бурятского научного центра, брошюры о чем в Национальной библиотеке Бурятии имеются в достаточных количествах. Гораздо интереснее другое. В год 70 –летия Великой Победы в нашем государстве наконец-то начала складываться практика пресечения уничижительных высказываний в отношении героев Великой Отечественной войны и оскорбительные оценки их деяний. На прошлой неделе Мосгорсуд удовлетворил иск участника Великой Отечественной войны, генерал – майора авиации, Героя Советского Союза Сергея Крамаренко о взыскании с дизайнера и блогера Артемия Лебедева 1 млн. рублей за то, что Лебедев оскорбительно высказался о защитниках Брестской крепости. Примечательно, что Артемий Лебедев является правнуком известного писателя Алексея Николаевича Толстого и сыном современного общественного деятеля Татьяны Толстой. Интересно, что свои возмутительные статьи он разместил в Интернете и там ни слова не было про Героя Советского Союза генерал -майора авиации Крамаренко. Практически все были уверены, что суд отклонит иск ветерана как минимум с формулировкой о ненадлежащем истце, однако случилось наоборот.
Суд не только удовлетворил иск участника Великой Отечественной войны на 1 млн. рублей, но весьма популярно объяснил, почему пост Артемия Лебедева, не имеющий прямого отношения к Сергею Крамаренко, оскорбляет ветерана. Почему высказывания о подвигах героев Великой Отечественной войны в агрессивной форме, с использованием нецензурной лексики, направленные на отрицание их подвига, умаление памяти о Великой Отечественной войне и ее жертвах, в итоге произвольно формирующие негативное отношение к Великой Победе, не могут считаться просто личным мнением человека. За каждым таким мнением должна наступать юридическая ответственность. Весь вопрос в том, когда эта ответственность наступит в Бурятии.