blogtn.ru

Сработать в плюс. Вячеслав Наговицын ответил на ключевые вопросы уходящего года

Фото Зоригто Дагбаева

В минувший понедельник состоялась традиционная встреча главы республики с журналистами, прошедшая на удивление легко, четко и конструктивно. Возможно, потому, что встреча эта была последней в уходящем году, Вячеслав Наговицын был в прекрасной форме, говорил уверенно, много и по существу, принимал комплименты от оппозиционно настроенной прессы и сам не скупился на добрые слова. Самое главное, что не осталось не замеченным никем, глава был как никогда уверен в себе и конкретен, начиная от реплики по поводу возможной отставки Татьяны Думновой «все может быть!» и заканчивая прогнозами о том, что ждет в 2016 году экономику Бурятии. Мы решили остановиться на ключевых вопросах этой встречи, приведя слова Вячеслава Наговицына так, как они прозвучали из первых уст.

Уходит ли бизнес из региона на самом деле

– Все сегодня обсуждают этот вопрос, но давайте посмотрим, кто на самом деле уехал. Все магазины работают по –прежнему, никто не закрылся. Уезжают головные организации, которые занимаются оптовыми поставками, меняется юрлицо. Делается это с целью прекратить аффилированность между сетью магазинов и поставщиком, которых налоговики уличают в занижении налогообложения. Иными словами бизнес пытается найти оптимальные схемы, чтобы сохранить цены на рынке – вот весь смысл того, что происходит. Количество юрлиц в Бурятии не уменьшилось. Кто-то уезжает, кто-то приезжает – в целом на экономике это не сказывается. Тем не менее, мы создали рабочую группу по этому вопросу, которая работает сегодня по изучению этой ситуации и в ближайшее время должна дать свою оценку происходящему.

С другой стороны, в год у нас возникает более 100 предприятий, сколько-то, наоборот, закрывается, этот процесс постоянный. Надо посмотреть, а что у нас происходит с объемом, к примеру, промышленной продукции. Если этот объем растет, значит, все нормально. Есть другой показатель этого явления – безработица. Если предприятий банкротится больше, чем создается, тогда количество безработных должно расти.

К примеру, все мы видим, как флагман промышленности «Стальмост» оказался в такой ситуации, в какой оказался. «Стальмост» находится в зависимости от заказов на мостовые конструкции, причем федеральных. Ни одного частного моста мы еще в стране не построили. Получается, что развиваться он будет лишь в том случае, если в стране будут строиться мосты, а они не строятся, что делать? В 2008 году у нас была та же самая история, один в один. В чем я вижу нашу задачу – помочь «Стальмосту» пережить этот кризис, как-то оптимизировать расходы. Поэтому мы инициировали совещание в минпроме России на эту тему, заслали письма, просьбы, обращения к банкам о реструктуризации долгов, то есть провели целый комплекс мероприятий. Я лично летал в Москву на это совещание с директором завода Сусловым, чтобы максимально подготовить ситуацию.

Если предприятия банкротятся, нужно ли их спасать? Считаю, что нет. Уже несколько десятилетий мы живем с вами в рыночных отношениях, которые подразумевают создание эффективных предприятий. Если предприятие не эффективно, оно должно уйти и дать место другим. Что мы можем сделать в ситуации, когда предприятия банкротятся? У нас есть фонд регионального развития по созданию инвестиционных площадок. Есть поручение, чтобы этот фонд в таких ситуациях начинал работать, подключался на стадии конкурсного производства и анализировал, к примеру, что на данном земельном участке можно производить, чем он мог бы быть интересен потенциальным инвесторам. Для чего это нужно? Чтобы когда предприятие перейдет в конкурсное производство, для реальных инвесторов предложение уже было сформировано. Это нормальное явление, которое работает во всем мире, называется оно процедура финансового оздоровления,

Какая зарплата должна быть у мэров

– Вопросы вполне справедливые, потому что на самом деле в каждом районе все по –разному и методы стимулирования тоже почему-то разные. Зачастую сам глава муниципального образования ставится в неловкое положение, так как вынужден ходить с протянутой рукой, чтобы узаконить собственную заработную плату. Очевидно, что всему этому должны быть объяснения, например, традиционно в северных районах размер оплаты всегда был больше. У нас районы разные по площади, по численности, есть масса других критериев, согласно которым можно подойти к этому делу. Не должно быть принципа «размытости», общественности нужно чёткое понимание, о каких суммах по начислению заработной платы главам районов идёт речь.

Что касается премирования, то не стоит забывать, что это и своего рода стимулирование работы главы. На то должны быть свои объективные критерии. Если глава работал, выполнил все показатели – он премируется, если нет – не премируется. Опять же для населения это сигнал, что их глава сработал хорошо. Кроме того, если мы хотим, чтобы сюда приходили работать умные, талантливые люди, эти люди должны понимать, зачем они это делают. Если не большие зарплаты, тогда у них должны быть какие-то социальные гарантии в будущем. Такие гарантии есть у депутатов ГосДумы, членов Федерального собрания, прокуроров, судей, они есть везде и во всем мире. Даже при сравнительно небольшой зарплате эти социальные гарантии в будущем, как дамоклов меч, оберегают людей от опрометчивых поступков. Они знают, что если совершат преступление, то лишаться всего. Думаю, что для глав субъектов Российской Федерации тоже должны быть приняты какие-то единые рекомендации на ту же самую тему.

Когда начнет работать «Байкальская гавань»

– Сегодня в зоне зарегистрировано 13 резидентов, 11 из них вышли на площадку, заканчивают разработку проектно – сметной документации. Есть производственные графики, со всеми подписаны соглашения, и если будут отклонения от этих графиков, соглашения будем расторгать, потому что есть большое количество новых резидентов, готовых прийти на это место. Что касается горы Бычьей, то здесь вся процедура будет проходить в законном порядке. Единственное, что один резидент там оказался пустышкой, видимо, он хотел зайти и привлечь компаньонов, но у него не получилось, поэтому с ним надо расставаться.

Почему экономика в плюс, а зарплата в минус

– Последнее выступление Владимира Путина о черной полосе, кризисе все оценили, но что можно сказать в отношении Бурятии. В стране мало таких субъектов, кто заканчивает год с положительными результатами, и наша республика оказалась в их числе. Я уже говорил, что это связано с тем, что у нас много предприятий работают на экспорт – Авиазавод, предприятия, производящие продукты сельского хозяйства, которые сейчас уходят в Монголию. Прежде всего, это дало рост розничной торговли. Даже снижение уровня воды в Байкале привело к тому, что энергетика в Гусиноозерске в итоге сработала в плюс.

Говорить, что в следующем году ситуация повторится, нельзя. К таким предсказаниям вообще надо относиться аккуратно. Если Авиазавод не заключит столько же экспортных контрактов, показатели снизятся. Если в Байкале поднимется вода, показатели местной энергетики упадут. Если ИГИЛ будет уничтожен и европейские курорты вновь откроются, наша туристическая сфера от этого потеряет. Я хочу сказать, что у нас все сложнее, чем в России. Экономика республики зависит от многих факторов, предсказать которые невозможно. 2015 год был для Бурятии удачным, но может так оказаться, что в следующем году у нас все будет уже не так удачно. Единственное, что хотелось бы признать, сегодня почти все наши предприниматели находятся в ожидании. Кроме того, обычные люди подъема в нашей экономике не заметили, потому что реальная заработная плата не прибавилась, она ушла вниз. Поэтому общее ощущение людей такое: вы говорите о росте, а реальных доходов в семье больше не стало, и это правда. То есть пока в стране не наступит стабилизации, эти личные ощущения будут сохраняться.

Северомуйску дали денег в долг

– Прокуратура вынесла предписание руководству северного поселка, что они не подготовили коммунальное хозяйство к зиме. Это один из самых сложных наших районов, где каждый год с наступлением зимы объявляется ситуация ЧС. В Таксимо непростое положение, идет чехарда с управляющим организациями, население не платит за коммунальные услуги. Мы приняли решение выделить из бюджета 19 млн. рублей на покупку топлива для поселка с условием их возврата, организации управляющей компанией претенциозной работы и взыскания с населения долгов. Потому что мы не можем платить за население, пусть и уважаемого нами поселка, это бамовцы, но каждый должен платить за себя сам.

Зачем собирать кредиты в один банк

– Чтобы оказать населению хоть какую-то помощь в той ситуации закредитованности, в какой оказались тысячи семей, мы создали антикризисные центры практически во всех районах республики. Если у кого-то есть вопросы, обращайтесь туда. Анализ показывает: банки не идут на перекредитование только в одном случае – если у человека кредиты в разных банках, и тем самым один банк не хочет оказывать услугу другому банку. Поэтому совет такой – если у вас много кредитов в разных банках и вы испытываете сложности с их погашением, лучше собрать все эти кредиты в один банк.

Если человек платежеспособен, банк всегда пойдет навстречу своему клиенту. Для банков сегодня тоже наступает непростое время, люди отказываются от кредитов, не хотят входить в кризис с большими долгами, поэтому любой клиент важен. Если же платить не представляется возможным, государство приняло закон о банкротстве физических лиц, где возможность платежеспособности будет объективно установлена в суде. В любом случае человек защищен законом от произвола.

Кто станет главой в Тункинском районе

– Мне задают вопрос, кого вы поддержите на выборах в Тунке. Кандидата какой партии вы хотели бы видеть на этом посту? Я всегда говорю, что задающий такие вопросы просто не знает жизни. Потому что как только человек избирается главой района, на него сваливается такой груз забот, что ему уже не до партии. Я не собираюсь никого поддерживать на предстоящих выборах в Тункинской долине, потому что уверен: сейчас мы должны максимально отстраниться от этой ситуации, дать населению самому определиться в этом вопросе.

Мне известно, что в Тунку уже приехали иркутские политтехнологи, приехали специалисты из «Единой России». Нужно максимально устраниться от этого процесса, чтобы главу района выбрал сам народ. Если народ не поддержит этого человека, эта ситуация там никогда не успокоится. Тунке нужен мир и согласие, замечательному туристическому краю нужно развиваться, а развиваться можно только при консолидации всех здравых сил, и не важно, из какой партии придут эти силы. Эксперимент в соседнем регионе показал: приход к власти в Иркутской области коммуниста по сути ничего не изменил. Бюджет приняли без вопросов. Я смотрел, как мой коллега Сергей Георгиевич Левченко выйдет из этой ситуации. Все прошло нормально. Наши же коммунисты в Народном Хурале, несмотря на то, что участвуют в разработке бюджета, обсуждают его, всегда почему-то голосуют против.

О СМИ

– Я всегда говорю, что у нас хорошие СМИ. Мне нравится работать с вами, мы вместе решаем общие задачи, совместными усилиями двигаем вперед экономику, социальную сферу. Вы показываете самые узкие места, мы решаем эти вопросы, потом отчитываемся за сделанное. Когда есть понимание, когда мы не опускаемся до пустого критиканства, тогда будет результат. Все понимают, критиканство не дает пользы, ты почитал, выбросил и забыл, потому что это не соответствует действительности. Власти может помочь только конструктивная критика, жизнь так и должна быть устроена, поэтому и в дальнейшем давайте придерживаться именно этого. От лица правительства и себя лично я поздравляю всех с наступающим новым годом, желаю счастья в ваших семьях, здоровья, мира, процветания. Успехов вам и всего самого наилучшего!

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!