blogtn.ru

Путем Аввакума к истокам русской ментальности

Фото Т. Никитиной

Отгремел межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры «Путь Аввакума», собрав в старинном селе Шаралдай Мухоршибирского района ценителей семейской культуры, народные коллективы и всех, кого интересует великая русская история. Начался праздничный день со службы в Древлеправославном храме святых Петра и Павла, а светскую часть открыли Глава Бурятии Алексей Цыденов, зампред Евгения Лудупова, руководство Мухоршибирского района во главе с Владимиром Молчановым и другие высокие гости. Они также почтили минутой молчания память воинов Великой Отечественной войны и воинов-земляков специальной военной операции.

Расцвела в этот день от ярких костюмов главная деревенская улица, названная именем народного писателя Бурятии Исая Калашникова. От нарисованных прямо на асфальте кругов – половиков кружилась голова, от протяжных песен щемило сердце. Распахнутые настежь ворота музея – усадьбы Исая Калашникова манили детскими голосами. Казалось, только этим летом мы ходили здесь по огромному семейскому двору, где ничего не было, а теперь, словно в сказке, вырос просторный гостевой дом с высоким крыльцом, стоит, словно подмигивает веселыми наличниками. Рядом – детская качеля, лавочки и цветники – все это результат проекта «У Исая в Шаралдае», победителя Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

Мысли сами собой летели к событиям 260 – летней давности, когда сюда, осенив себя крестным знамением, под конвоем, как декабристы, ступили первые старообрядцы. Потеряв в дороге родных и близких, робея перед неизвестным и восторгаясь красотой здешних сопок, они безошибочно выбрали эту землю, чтобы остаться здесь навсегда.

Жить значит действовать

Ровно 200 лет назад на Сенатскую площадь в российской столице вышел цвет нации, открыто бросивший вызов действующей власти. Прекрасно понимая, как мы бы сейчас сказали, бесперспективность своих планов, декабристы от них, однако, не отказались. Сегодня трудно представить, на что добровольно пошли эти люди во времена, когда добраться от Санкт – Петербурга до Сибири уже было сродни подвигу.

История донесла до нас разговор только что взошедшего на престол Николая I с арестованным Николаем Бестужевым, когда государь спросил, неужели вы не понимали, что у вас нет ни малейшей надежды на успех. Ответ Бестужева был таков: «Разве всегда обязательно надеяться? Достаточно осознать, что не можешь не выйти. Если жить, то действовать!»

Сложно предположить, как бы сложилась судьба, карьера, счастье декабристов, не случись 14 декабря 1825 года. Можно сказать только, что жизнь Сибири и территории, где ныне располагается Бурятия, была бы совершенно иной. Даже добравшись до наших мест, они могли бы сто раз погибнуть от отчаяния и тоски, но предпочли действовать. Занимались сельским хозяйством, строительством, просвещением, наукой. По сути декабристы стали здесь тем же, чем и приверженцы двуперстия, соратники «первого политического ссыльного Забайкалья» протопопа Аввакума.

Как писал в своей книге известный ученый Бурятии, уроженец села Большой Куналей Тарбагатайского района Фирс Болонев, в честь 90-летия которого в рамках фестиваля «Путь Аввакума» впервые были организованы болоневские чтения, на этой земле прошли проверку знания и опыт семейских, сила и мужество, героическая борьба за самоутверждение. То, что помогло им сквозь века пронести самобытную культуру, не поддаться чужим благам и соблазнам, то что еще вчера казалось просто случаем, сегодня стало для всех нас важной ценностью и опорой.

От Бурятии до Аляски

Известно, что образ бунтаря раскольника Аввакума очень привлекал Исая Калашникова. Он собирал о протопопе литературу, читал книги о расколе, старообрядцах и очень жаль, что создать легендарную историческую личность в литературном произведении нашему земляку не пришлось.

Выступившего против церковной реформы Аввакума сослали с семьей в Тобольск (1653), затем в Даурию под надзор воеводы А. Ф. Пашкова (1656). В Забайкалье умерли два его малолетних сына. Протопоп Аввакум «ходил через бурятские земли» и первым в своём «Житие» описал уникальную природу республики и Байкала.

Можно сказать, сейчас его дело продолжают творческие коллективы, краеведы, историки, приехавшие в Шаралдай из многих сельских районов республики, Забайкальского края, Иркутской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Санкт-Петербурга. Отдельное слово о китайской делегации, прибывшей из города Эргун. Круглые веснушчатые лица и соответствующее телосложение говорило об семейском происхождении этих людей красноречивее всяких слов. Руководитель центра нематериального культурного наследия г. Эргун Га Лия рассказала, что когда-то их предки жили в Забайкальском крае, откуда под угрозой репрессий перекочевали на территорию нынешней Внутренней Монголии.

Потрясающе, что по прошествии стольких лет жизни в условиях глубоко чуждой культуры, эти люди сохранили язык, фольклор, традиции своих предков. В этом можно легко убедиться, встретив семейских по всему белому свету, включая Аляску, на карте которой до сего дня значатся деревни Николаевская, Вознесенка, Малиновка. Недавний визит на Аляску президента России Владимира Путина в который раз подчеркнул великую роль старообрядцев в нашей истории.

К истокам русской ментальности   

Одним из заметных гостей фестиваля стал новосибирский фольклорный ансамбль «Полынь» (руководитель Тарас Выхристюк), много лет поддерживающий тесные связи с Большекуналейским хором. Задолго до того, как ЮНЕСКО признало этнокультурное явление семейских Забайкалья шедевром устного и нематериального наследия человечества, новосибирцы изучали, перенимали, пели песни тарбагатайского села.

Вместе с новосибирскими артистами приехал директор государственного бюджетного учреждения культуры Новосибирской области «Областной центр русского фольклора и этнографии» Евгений Бабиков, с удовольствием поделившийся с нами впечатлениями.

– На фестивале старообрядческой культуры «Путь Аввакума» мы прикоснулись к одному из двух, на наш взгляд, истоков русской ментальности, точек сохранения русского культурного кода. Таковыми являются казачество и старообрядчество, два субэтноса, которые в силу своей изолированности от процессов, происходящих в стране, оказались наименее подвержены развращающему и тлетворному влиянию западной культуры, ломающему русский дух. Увидеть огромное число людей в костюмах той эпохи, украшениях, услышать исконные традиционные песни, и понять, что эти люди по -настоящему еще живут той чистотой и простотой, которые были присущи русскому народу, это ценно и за это огромное спасибо организаторам мероприятия, – сказал Евгений Бабиков.

Говорилось на фестивале и о том, что председателем союза писателей России избран в этом году советник президента, автор нового учебника по истории Владимир Мединский, что означает, в деятельности союза писателей России, а значит и всего нашего общества грядут большие изменения.

Вспомнили участники фестиваля и замечательные слова академика Дмитрия Лихачева: «История – беспристрастный и строгий судья. В течение долгих веков у нее было достаточно времени, чтобы отобрать и сохранить самое ценное и самое прекрасное из того, что было создано народом. И то, что история донесла до наших дней, все это сохранилось не случайно. Это величайшая ценность, данная нам в наследство. …Память о героических событиях прошлого, богатство и разнообразие проявлений культуры народов нашей страны пробуждают лучшие человеческие чувства, формируют качества патриота и гражданина».

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!