blogtn.ru

Пока молчит министр

Арест главы минсельхоза грозитВячеславу Наговицыну отставкой

Заключение под стражу министра сельского хозяйства Александра Манзановапоселил на площади Советов неподдельную тревогу. С тех самых пор, как 9 лет назад за взятку почти на том же самом месте был арестован пресс-секретарь тогдашнего президента Андрей Капустин, подобных инцидентов с членами правительства у нас не случалось.Еще один тревожный сигнал заключается в том, что второй раз за год делами такого уровня в Бурятии занимается почему-то ФСБ (первый случай – «Дылача»), а местная полиция не стыдится признать, что узнает о случившемся из новостей. Все это говорит о том, что г-ну Зайченко такие вещи просто не доверяют, и вещи эти достаточно серьезные.

Сначала подчиненный, затем начальник

Существующая практика подсказывает, что если у нас арестовывают какого-то чиновника, значит, следствию на самом деле нужна более крупная фигура. Причем сегодня эта фигура может даже ни в чем не сознаваться. При имеющихся доказательствах ее могут осудить, основываясь преимущественно на показаниях свидетеля. Именно по такому сценарию был обвинен во взяточничестве и приговорен к 9,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима бывший губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. Сначала ФСБ арестовало директора департамента имущественных и земельных отношений области Виктора Волкова. В СИЗО тот быстро рассказал, что Дудка заставил его выделить фирме земельный участок под строительство гипермаркетав обмен на взятку в 40 млн. рублей. Далее губернатора отправили в отставку по собственному желанию, затем арестовали и спустя время вынесли приговор. Причем исполнителю Волкову дали2,5 года, которые он ранее уже отбыл под стражей и под домашним арестом, а экс- губернатору Дудке как организатору преступления – аж 9,5 лет строго режима.

Логично предположить, что арестовываяМанзанова, следствию нужен не он, а его непосредственный руководитель, коим являетсязампредседателя правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик. И такие жесткие меры как арест на два месяца, сама внезапность произошедшего свидетельствуют о том, что все необходимое для весомого расследования по делу Чепикаи, возможно, кого-то еще у следствия есть. Интересно, что Манзанов и Чепик почти ровесники, оба начинали трудовую деятельность простымиоперационистами в одном и том же банке, что говорит о том, что воспитывались они в обычных семьях. При этом оба странным образом сделали головокружительную по нынешним временам карьеру, непонятно как шагнув из опять же обычных структур в большую политику. А момент появления Александра Манзанова на посту министра сам по себе очень даже интересен.

Почему Жаргала Батуева отправили в Монголию

Если рассуждать с точки зрения простой наживы, то похитить что-либо из дотационного республиканского бюджета, где 60 процентов и выше направляется на социальную сферу, не так и легко. Попробуй не доплатить учителям их тысячу рублей за классное руководство, как завтра же общественник Федикраструбит об этом на каждом углу. Другое дело – сельское хозяйство, экономика, где концентрируется пусть всего примерно 12 % бюджетных средств, но в перерасчете в натуральных цифрах тоже немало – более 5 млрд. рублей ежегодно. Причем расходы на сельское хозяйство в отличие от социалки, где все более-менее прозрачно и у всех на виду, завуалировано в малопонятные и подконтрольные программы «инновационнойсоставляющей», «развития агропромышленного комплекса» и тому подобные.

К приходу Чепика в 2007 году министром сельского хозяйства Бурятии был Жаргал Батуев, не просто выходец из села, а прошедший все ступени карьерного роста, начиная от секретаря комитета ВЛКСМ родного совхоза, председателя колхоза и заканчивая креслом главы района, куда избирался дважды. Заставить такого вслепую выполнять малопонятные указания в угоду чьих-то интересов было просто невозможно. И потому через два года совместной деятельности без объяснения причин Наговицын отправляет Батуева руководителем постоянного представительства Бурятии в Монголии, а на его место назначает никому не известного Манзанова, имеющего к сельскому хозяйству такое же далекое отношение, как и сам Чепик. 

Когда заговорит министр

Долгие годы у себя в Томске Вячеслав Наговицын работал первым замом губернатора области Виктора Кресса и курировал промышленность, поддержку предпринимательства, в том числе и в сельском хозяйстве. Прошедшие годы его многому научили. Кроме того, собираясь в Бурятию, он не мог не знать про дело «Кримсона», которое чуть было не стоило карьеры Потапову. Дело в том, что тогда президенту подчинялся минфин республики, и поэтому ответственность за подписанный документ о перечислении на фиктивное лицо 30 млн. бюджетных рублей нес лично Потапов, чуть не став в итоге главным обвиняемым.Возможно, если бы в материалах не фигурировал Потапов, это уголовное дело так бы не раскручивали. Зная обо всем этом, Наговицын первым делом выводит из- под своего подчинения минфин, закрепляя подразделение за первым зампредседателя правительства Бурятии Иннокентием Егоровым.Прямой ответственности за подписи он теперь не несет, но если его подчиненные начнут говорить, к чему их принуждали и зачем, Наговицына ждет судьба Дудки.

Если сравнивать структуру правительства с подводной лодкой, то каждый отсек будет равен одному самостоятельному направлению, за которое находящиеся в другом отсеке не отвечают. Например, Владимир Матханов курирует социальную сферу, куда входят министерства образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты. Чепик отвечает за минсельхоз, минпром, минстрой, минтранс и так далее. Если вдруг где-то будет выявлен взяточник, только это подразделение вплоть до самого верха попадет под опалу. Другие, как в подводной лодке, пострадать не должны.

По этой логике, если бы следователи хотели посадить Манзанова, то они арестовали бы его зама. Если арестовывают Манзанова, значит, под подозрение попал Чепик и, не исключено, что и сам глава республики. Если через два месяца, а то и раньше Александр Манзанов покинет казематы, значит, сделка со следствием состоялась, министр заговорил и нам всем следует ожидать куда более громких новостей. Не удивимся, если следом в СИЗО окажется Чепик. Вот он-то, учитывая его биографию, действительно может рассказать немало интересного, после чего назначение нового вице – премьера да и самого губернатора в Бурятии просто гарантировано.

Читайте также:

Татьяна Никитина журналист

Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!