blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

Доклад атамана ККВ, казачьего генерала Н.А. Долуды на заседании комиссии ЮФО в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества (14.12.2020)

14.12.2020


Фото Геннадия Лосева

За последние годы в Южном Федеральном округе России интерес к традиционной, самобытной культуре значительно возрос. Это связано с несколькими факторами. Один из них – возрождение казачества, потому как именно эта территория является историческим местом проживания кубанских, донских и терских казаков. В условиях глобализации и информатизации традиция – не что иное, как связующее звено с исторической памятью, она помогает сохранить национально-культурную идентичность. Например, Краснодарский край, который заселяли и развивали казаки, полностью ориентирован на культуру именно этой общности. Наш губернатор, Александр Николаевич Ткачев, объявил казачество национальной идеей Кубани, а потому казачья культура, казачий колорит присутствуют везде – и в буднях, и в праздниках.

Когда началось возрождение казачества в нашем крае, а произошло это девятнадцать лет назад, а особенно с принятием Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов», в то числе и казачества, мы взяли на себя несколько стратегических функций: сохранение добрососедства с народами, заселяющими Северный Кавказ, несение государственной службы, а также воспитание подрастающего поколения. Но все это было бы бессмысленно, без возрождения самого главного – духовной составляющей, самосознания и культуры кубанских казаков.

Сегодня администрацией Краснодарского края делается все, чтобы сохранить наследие наших предков. Разработана нормативно-правовая база: существуют законы, постановления, краевые целевые программы, какие как: «Культура Кубани» на 2009-2011 гг., «Дети Кубани» на 2009-2013 гг., «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае» на 2007-1010 гг., «Государственная поддержка казачьих обществ Кубанского казачьего войска», где есть специальный раздел – «Патриотическое воспитание, образование и традиционная культура казачества». Только на эту программу, рассчитанную на четыре года, из бюджета края выделено 54 миллиона 661 тысяча рублей. А в целом, на вышеперечисленные программы выделяется свыше 700 миллионов рублей!

В 2007 году Законодательным Собранием был издан Закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае». В связи с чем, департаментом культуры был разработан комплексный план мероприятий, предусматривающий организационно-методические и практические мероприятия по выявлению, изучению и распространению различных форм старожильческой традиционной казачьей культуры Кубани. Одним из важных направлений деятельности по изучению, сохранению и развитию народной культуры казачьей направленности является этнографическая работа. В этой области у нас, на Кубани, преуспел Николай Бондарь – руководитель Центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора. По станицам и хуторам им собран бесценный материал, на основе которого были изданы целые программы, методические пособия для учебных заведений. Сам термин «традиция», в буквальном смысле, означает передавать. И мы им пользуемся по прямому назначению: передаем детям интерес к самобытной культуре предков, делая подрастающее поколение, носителями этой культуры, основанной на православии и любви к Отечеству, развивая повсеместно самодеятельные творческие коллективы. Только в Кубанском казачьем войске создано 38 таких кружков, в которых занимается более семисот детей. Это детские фольклорные коллективы и коллективы декоративно-прикладного искусства, где наши казачата учатся технологиям создания предметов быта: это и гончарное дело, и плетение из соломки, бисера, и традиционная вышивка, в которой используются уникальные рисунки, такие, какие присутствовали на рушниках наших прабабушек. Дети вышивают даже иконы, приобщаясь и к традициям православной Церкви. Но что самое главное, они изучают культуру не по книгам, они видят, как она до сих пор бытует во многих кубанских станицах. Руководители этих коллективов вывозят учеников в этнографические экспедиции, где вместе записывают старинные казачьи песни, присущие этому населенному пункту и спетые старожилами, или изучают новый орнамент. Многое узнают и от этнографа Николая Бондаря, который с радостью делится своими знаниями.

Большое внимание власти края уделяют пропаганде казачьей культуры. Для этого создаются целые музеи и выставки. Благо, что государственные и муниципальные музейные учреждения Краснодарского края располагают богатейшими коллекциями по истории и этнографии кубанского казачества. Так, Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына – крупнейшее хранилище этнографических материалов Кубани, а также бесценных регалий кубанского казачества. В фондах музея-заповедника хранится более 366 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции по этнографии народов Кубани. Эти коллекции стали основой для создания стационарных и передвижных выставок «Кубанская старина», «Возрождение традиций», «Екатеринодар – град казачий», «История кубанского казачества», «Кубанский край, земля родная» и других. А в станице Эриванской Абинского района создан новый этнографический объект музейного показа – «Казачье подворье». Этот музей планируется активно использовать в экскурсионной деятельности, а также для проведения массовых фольклорных акций и фестивалей.

А в этом году, 5 сентября, также по инициативе губернатора в станице Тамань Темрюкского района состоялось торжественное открытие этнокультурного комплекса «Атамань», цель которого позиционирование казачества как государственнообразующего, культурно-исторического этноса Краснодарского края. «Атамань» – это Кубань в миниатюре. Здесь можно воочию увидеть быт кубанских казаков восемнадцатого века. Подворья создавались по старинным чертежам. Здесь и сторожевые вышки, и пожарная каланча, и мельница, и школа, дом шорника, кузнеца, гончара, даже здание атаманского правления есть. Это своего рода музей под открытым небом, только экспонаты настоящие. Казачью станицу строили всем миром, и теперь любой желающий может посидеть за гончарным кругом, подержаться за кузнечный молот или вдоволь погулять на казачьей свадьбе. За этот месяц здесь уже побывало несколько десятков тысяч людей, особый интерес казачья станица вызывает у детей. Если раньше на уроках кубановедения они изучали быт предков только по учебникам, то теперь имеют возможность соприкоснуться с ним по-настоящему. Кстати, обязательным компонентом всех образовательных программ края также являются историко-культурные традиции кубанского казачества. Как я уже отметил, в школьной программе есть целый курс под названием кубановедение, а также музеи-уголки в казачьих школах, классах и кадетских корпусах. Большое внимание мы уделяем вопросам развития образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества.

В настоящее время на территории 43 муниципальных образований края создано свыше девятисот классов и групп казачьей направленности. В 346 образовательных учреждениях обучается свыше 18 тысяч казачат. Статус «Казачье образовательное учреждение» присвоен 14 школам, двум профессиональным училищам, действует пять кадетских казачьих корпусов, уже второй год подряд дети из казачьих семей обучаются на первом казачьем факультете в университете физической культуры, спорта и туризма. В этих учебных учреждениях наши дети изучают историю предков, свою культуру и традиции. Кроме того, изучение традиционной культуры нашими казачатами тесно переплетено с православными традициями. Любое мероприятие в Кубанском казачьем войске проводится с благословления епархии и при участии духовенства. В казачьих классах обязательным является изучение основ православной культуры, детей водят в церковь, учат молиться, в казачьих кадетских корпусах есть православные уголки, где присутствуют иконы и православная литература.

Неотъемлемой частью пропаганды казачьей культуры являются фестивали. В крае их очень много. Это своего рода стимуляция профессионального роста самодеятельных казачьих коллективов. Это фестиваль «Золотое яблоко», «Легенды Тамани», фестиваль-конкурс традиционных народных праздников и обрядов «Истоки», «Кубанский. Казачок», «Казачье подворье», «Казачок» всероссийского масштаба. И многие другие. В целях сохранения межнациональной дружбы казачьи фестивали проводятся и на территории других субъектов Российской Федерации – Карачаево-Черкессии и Адыгеи, здесь, например вот уже на протяжении многих лет проходит ежегодный региональный фестиваль казачьей культуры в поселке Тульский. Кубанское казачье войско не ставит своей задачей вырастить из детей профессиональных артистов. Нам гораздо важнее, чтобы они стали носителями этой культуры, знали традиции и историю своих семей, хотя не исключены случаи, когда для казачат детское увлечение становится профессией. Сегодня воспитанники наших коллективов можно встретить в составе «Кубанского казачьего хора», ансамбля «Казачья вольница», «Криница», «Кумовья», «Казачья душа».

Наша задача – воспитать в ребенке всесторонне развитую личность и стараемся, чтобы это происходило не только на уровне кружков. Совсем недавно департаментом по делам казачества совместно с Кубанским казачьим войском провело четвертую по счету научно-практическую конференцию среди учащихся школ края. Еще четыре года назад мы не знали что будет такой успех. Если в первые годы на конкурс присылали около сорока работ, то в этом - 176! Мы охватываем абсолютно все муниципальные районы, отрадно, что в основном, исследованиями занимаются ребята из казачьих школ и классов. Мы разделили ребят на три основные секции: «История семьи», «История населенного пункта», «Культура и традиции кубанского казачества». Работы оценивают профессиональные историки, среди которых, есть и кандидаты, и доктора наук. Глубина исследований поражает, и в то же время дает уверенность: все, что ребята узнали благодаря таким конференциям, они пронесут через всю жизнь.

Стало уже традиционным проведение ежегодных краевых викторин. В этом году она посвящена 160-летию выдающегося российского ученого, кубанского казака Федору Андреевичу Щербине. Мы стараемся привлечь юных кубанцев к малоизвестным фактам истории своей малой Родины, пробудить интерес к поиску информации из книг, а не Интернета. К викторине готовятся целыми семьями, историческими кружками, казачьими классами.

Также традиционным стало проведение атаманских елок в канун Нового года. В Краснодар в декабре прошлого года приехало пятьсот детей казаков не только из нашего края, но и республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. А в этом году мы планируем принять казачат еще и из Абхазии. Традиция атаманских елок существовала еще до революции, мы просто возродили этот добрый обычай, став еще на шаг ближе к своим корням.

На сегодняшний день деятельность по развитию самобытной культуры имеет стабильную финансовую поддержку. Существует специальный раздел в Краевой целевой программе государственной поддержки казачьих обществ Кубанского казачьего войска, предусматривающий финансирование мероприятий по патриотическому воспитанию, образованию и традиционной культуре казачества. В рамках чего, мы стараемся воспитывать детей на любви к Родине, пропитанной с одной стороны, традициями прошлого, а с другой – легко может адаптироваться в любых условиях современного мира.

Все, что сегодня делается Кубанским казачьим войском, мы стараемся сделать всеобщим достоянием. Пропаганда жизнедеятельности ККВ в СМИ – стало повседневностью. Для этого мы задействуем краевые телеканалы, в частности, «НТК», краевые и городские радиостанции, газеты, а также Интернет-порталы и информационные агентства. Кроме того, Кубанское казачье войско имеет собственное еженедельное приложение к краевой газете «Кубанские новости» - «Кубанский казачий вестник», а чтобы расширить аудиторию, создали свой официальный Интернет-сайт.

Можно еще очень долго говорить о достижениях Кубанского казачьего войска, если бы речь шла только о нем. К сожалению, мы мало знакомы с развитием самобытной культуры наших соседей – Всевеликого войска Донского и Терского. Но из подготовленных ими материалов видно, что ими сделано не меньше.

Всевеликое Войско Донское, как и Кубанское казачье войско, одной из составляющих частей перечня областной целевой программы по поддержке казачьих обществ, имеет комплекс мероприятий по сохранению, возрождению и развитию казачьей культуры.

Финансирование данного раздела Программы на 2007-2011 годы составляет 52716 рублей и осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете, главным распорядителем которых является департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области. Формой расходов бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы, является субвенция. Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области в целом отвечает за реализацию Программы, осуществляет управление Программой, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета.

Реализация проекта планируется в местах, исключительно богатых памятниками истории и культуры - это округа старейших казачьих станиц Раздорской и Пухляковской. В составе объектов археологического наследия есть уникальные памятники, получившие европейское и мировое признание - стоянки древнейших людей в устье С. Донца (Хрящи и Михайловка), первобытные поселения у ст. Раздорской (Ракушечный Яр; Раздорская 2), поселения эпохи бронзы, железного века, средневекового периода (Самсоновское и Раздорское I). Археологические и этнографические свидетельства позволяют воссоздать историю Донского края с древности и до наших дней.

В соответствии с реализацией данного проекта в структуре «Всевеликого Войска Донского» с 2006 года сформирован отдел пропаганды и сохранения историко-археологического наследия Дона. Одним из направлений деятельности отдела является повышение общекультурного уровня населения, в особенности детей и молодёжи, знакомство их с историей и культурным наследием региона.

Максимально полное информирование населения Ростовской области и других регионов о деятельности ВКО ВВД и казачьих кадетских образовательных учреждений успешно проводилась соответствующей службой. В состав этой службы входят пресс-посты, которые функционируют во всех казачьих округах и казачьих кадетских образовательных учреждениях.

Информационная служба ежедневно готовила печатные и электронные материалы для рассылки в Интернет, местные и республиканские средства массовой информации.

Ежегодно издается 12 номеров газеты «Донские Войсковые Ведомости» и 4 номера литературно-художественной газеты «Батюшка Дон». На страницах газеты «Донские Войсковые Ведомости» ее читатели регулярно знакомились с материалами рубрик: «Памятные дни календаря донского казака», «Исторические заметки», «Казачий кадетский вестник», «Казачье зарубежье», «Информирует пресс-центр» и др.

Идет активное сотрудничество с местными и центральными каналами телевидения и радиовещания.

Также как и на Кубани, большое значение уделяется развитию детского народного творчества и прикладного искусства. Сегодня на Донской земле активно работают 121 взрослый казачий коллектив, 57 детских казачьих и 6 ансамблей песни и пляски.

Ежегодно проводятся войсковые казачьи фестивали «Весёлый курень», «Заиграем песню во станице», «Играй и пой казачий Дон», «Казачий круг» литературно-музыкальный фестиваль «Я вернулся на Дон…», посвященный памяти великих казачьих поэтов зарубежья, Войсковой праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» и День знаний «Святыни Донского казачества».

Анализ итогов проведения фестивалей показал, что именно вокально-хоровым коллективам в наибольшей степени удалось повысить свой творческих потенциал, это проявилось как в подборе репертуара, так и в исполнительской манере пения казачьих песен. Донской край – песенный край и в связи с этим с каждым годом количественный и качественный уровень хоровых казачьих коллективов и коллективов образовательных учреждений с областным статусом «казачьи» постоянно возрастает.

Также растет число выставок детского народного творчества, которые организовываются на всех мероприятиях проводимых в течение года департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений области и ВКО ВВД. Лучшие мастера, народные умельцы, художники представляют свои работы по различным видам Донского ремесла (лоскутное шитье, резьба по дереву и роспись по дереву, ковка по металлу, лозоплетение, керамика, вышивка бисером икон, батик, ковроткачество, глиняная игрушка, изделия из соломки и т.д.).

Продолжается работа по укреплению материально-технической базы казачьих коллективов и культурных центров, а также тех социальных групп населения, которые в первую очередь нуждаются в помощи, это дети из неблагополучных семей, трудные подростки, дети-сироты.

Донское казачье войско ставит перед собой задачу сохранить в активном бытовании те формы традиционной казачьей культуры, которые совместимы с современной культурой. Продолжать формирование на научной основе фольклорных архивов и компьютерного банка данных о казачьей культуре и этнографии донского края. Привлекать внимание ведущих деятелей культуры, государственных институтов и учебных заведений к талантливым исполнителям и творческим казачьим коллективам области, а также к насущным проблемам казачьей культуры.

Что же касается Терского казачьего войска, то и здесь, как и на остальной территории ЮФО ведется активная реализация программы, направленной на возрождение, поддержание и развитие казачьей культуры и православных традиций. На данный момент в крае действует уже 39 казачьих военно-патриотических клубов; 7 военно-спортивных клубов; 34 секции рукопашного боя, единоборств, бокса, конно-спортивной подготовки, художественной гимнастики и других видов спорта; 6 малых казачьих кругов, молодежных объединений и организаций; 5 молодежных казачьих центра и 46 казачьих фольклорных коллективов (детские и взрослые ансамбли). Работа творческих коллективов организована по тем же принципам, что в Кубанском и Донском казачьем войске.

Кроме того, в казачьих обществах ТВКО создано и работает 7 воскресных школ и классов на базе Православных храмов и церквей, в которых проходят занятия по изучению основ Православной веры, беседы духовно-нравственной направленности; 8 музеев и выставочных залов, посвященных казачьей истории и культуре.

Общее количество детей и подростков, занимающихся в военно-патриотических, спортивных клубах, секциях, участвующих в казачьих молодежных объединениях, посещающих воскресные школы, составляет более 4200 человек (в сравнении с 2006 г. – 2500 человек).

Основными проблемами здесь является отсутствие достаточного финансирования для обеспечения творческих коллективов музыкальными инструментами, сценическими костюмами, аппаратурой, а также отсутствие средств для обеспечения военно-патриотических, спортивных клубов и секций спортивным оборудованием, обмундированием, осуществления приобретения и ремонта помещений. Помощь в вопросах развития культуры и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи оказывается только казачьим обществам, расположенным на территории Ставропольского края. В крае принято три целевых программы государственной поддержки казачьих обществ: в 2003-2006 году, 2006-2008-м и 2009-2011-м. В них заложено обеспечение казачьих творческих коллективов сценической одеждой, музыкальными инструментами, аппаратурой, а также оснащение военно-патриотических клубов и спортивных секций тренажерами, амуницией для рукопашного боя, бокса, борьбы – боксерскими рингами и борцовскими коврами.

Из всех республик Северного Кавказа, на территории которых расположено Терское войско, систематическая помощь не оказывается ни в одной. Стоит отметить лишь Северную Осетию – Аланию, где на протяжении многих лет выделяется по 300 тысяч рублей для казачьего военно-спортивного лагеря «Терские казачата» в Моздоке. Кроме того, оказывается помощь казачьему хору станицы Ардонской. А после принятия закона «О казачестве в республике Северная Осетия – Алания» начался процесс создания казачьих классов в учебных заведениях Владикавказа, казачьего центра в городе Беслан и создание государственного казачьего коллектива.

Есть положительные изменения и в Кабардино-Балкарии. Если раньше на уровне республики систематическая помощь оказывалась только государственному казачьему ансамблю «Терские казаки», то сегодня на уровне муниципальных властей города Прохладного, Прохладненского и Майского районов. А после встречи президента республики Канокова с атаманом Терского казачьего войска Бондаревым, наметились пути дальнейшего развития казачества, в том числе и в вопросах культуры, воспитания молодежи. В республике Дагестан и Чеченской республике на развитие казачьей культуры и военно-патриотического воспитания казачьей молодежи средств не выделяется. Одна из причин – отсутствие законодательных актов, позволяющих осуществлять финансовую деятельность.

Уважаемый Александр Дмитриевич, Ваше Святейшество, братья казаки, за отведенное время для доклада просто невозможно отобразить полную картину в отношении возрождения и развития самобытной казачьей культуры, я обозначил лишь самое основное. Если позволите, у меня есть ряд предложений по этому направлению.

1. Включить в Федеральную целевую программу ряд мероприятий по сохранению самобытной культуры казачества.
2. Рассмотреть вопросы проведения совместных мероприятий и всероссийских казачьих фестивалей.
3. Оказать содействие в проведении конференций и семинаров по сохранению и развитию традиционной культуры российского казачества.

Прошу заметить, я озвучил предложения только со своей позиции – атамана Кубанского казачьего войска. Предлагаю более детально о проблемах и предложениях высказаться своим коллегам: атаманам Донского и Терского войск.

 

 

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика