blogtn.ru          Блог Татьяны Никитиной       niktorin10@yandex.ru       8(9021)688-553

В Бурятии прошел масштабный семинар-дискуссия «Дети всей страны» (11.11.2020)

11.11.2020


На базе Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени Филиппова прошел масштабный семинар-дискуссия «Дети всей страны». Темой всероссийской площадки, в которую в одночасье превратился конференц-зал на Байкале, стали вопросы, связанные с получением профессионального образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Особое отношение государства к этой проблеме подчеркнул в своем приветствии к участникам семинара глава Бурятии Алексей Цыденов. В режиме онлайн напутствовала участников первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор федерального партийного проекта «Крепкая семья» Ольга Окунева. Ее поддержал первый проректор по научно-воспитательной работе Бурятской сельскохозяйственной академии Бэликто Цыбиков, отметивший, что по сути дети-сироты — государственные дети, на которых власть не жалеет ресурсов, однако важно придать этой работе эффективность.     

Организатором семинара вместе с БГСХА им. В.Р.Филиппова выступило «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны», пригласившее на Байкал самых активных своих представителей. Можно сказать, что в эти дни в Бурятии были представлены лучшие практики России в области социализации и трудоустройства детей-сирот. Настоящие энтузиасты своего дела прибыли из 12 регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, либо приняли участие посредством конференц-связи. Мы постарались запечатлеть самые интересные эпизоды этого мероприятия.

Где учиться сироте

Наверное, не было такого участника семинара, кто не упомянул бы об особой атмосфере сотрудничества, царящей на Байкале, и важности проговариваемых здесь вещей. Презентации, ролики, выступления, построенные на живых примерах, подчеркивали, что за каждым таким примером — судьба конкретных подростков. Так случилось, что судьба их началась с травмы, но она ни в коем случае не должна закончиться тем же, и государство создало на сегодня немало инструментов, чтобы воспитать полезного обществу гражданина.

В рамках панельной дискуссии «Анализ существующих механизмов государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере среднего и высшего профессионального образования» первый замминистра образования и науки Бурятии Галина Фомицкая привела немало примеров таких механизмов. Она сообщила, в частности, что в учреждениях среднего профессионального образования республики обучается на сегодня 1312, а в вузах — 676 детей-сирот. И хотя все дети поступают на равных условиях, к сожалению, есть часть ребят, которые не могут конкурировать с остальными поступающими. Как правило, они выбирают ту профессию, на которую не рассчитывали, и потом неохотно осваивают знания. Для них нужны наставники. Специально для взаимодействия с такими ребятами в системе среднего профессионального образования создана социально-психологическая служба, есть центр карьеры, который занимается поиском подходящего места работы. 

В продолжение темы уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия Наталья Ганькина подняла вопрос о том, что далеко не все учреждения образования имеют общежития, а значит, дети не могут выбрать именно те специальности, которые хотят. Ирина Меркуль, заместитель директора по вопросам опеки и попечительства Центра защиты прав и интересов детей (г. Москва), поинтересовалась, есть ли в регионе меры по компенсации оплаты арендуемого жилья, если дети-сироты не получили жилые помещения? Галина Фомицкая ответила, что в этом случае детей, которые хотят учиться в ссузах, где нет общежития, расселяют в другое жилье.

О том, как можно помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ, рассказала руководитель АНО «Профи-центр» Елена Сорокина (Ульяновская область), представив проект «Старт в будущее» по развитию социальных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суть его в том, чтобы создать группу педагогов-волонтеров, готовых бесплатно дистанционно заниматься с ребятами. Чтобы занятия проходили для нескольких человек, а не одного, три детских дома в Ульяновской области удалось оснастить необходимым оборудованием для видеоконференц-связи. Кстати, немало среди педагогов-волонтеров бывших сирот или просто неравнодушных людей, готовых отдавать свое время, силы, доброту, чтобы помочь тем, кто нуждается больше всего.

Многие гости семинара приводили в пример практику наставничества, когда за конкретным подростком закреплялся состоявшийся в жизни взрослый человек, способный поддержать советом, делом, личным примером. Показательный опыт в этом плане продемонстрировала сотрудник СУ СК РФ по Бурятии Баярма Самданова, рассказавшая, что работу с детьми-сиротами их ведомство поставило на особый контроль.

В 2020 году председатель следственного комитета России Александр Бастрыкин издал распоряжение о защите интересов детей-сирот при поступлении в подведомственные учебные заведения. В частности, данным документом была установлена норма приема детей-сирот, которая в учебном заведении может достигать до половины от всей численности абитуриентов. А чтобы сироты действительно могли поступить, к примеру, на 2021-2022 учебный год в вузы, для них установлены следующие минимальные проходные баллы: русский язык — 36, история — 32, обществознание — 42.

Баярма Батоевна сообщила, что в нынешнем учебном году опекаемая ведомством девушка уже поступила в Санкт-Петербургскую академию, что означает — судьба еще одного ребенка под контролем. Обратила внимание и на существующую в среде сирот культуру АУЕ, по которой поступление в учебные заведения силовых ведомств не только не приветствуется, а считается чем-то недостойным. В связи с этим разработан целый ряд мероприятий по противодействию преступной субкультуре.

— Наши интересы непосредственно связаны с интересами защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы занимаемся профилактикой нарушений. По статистике — чем выше у ребенка уровень образования, тем меньше он связан с уголовно-правовыми нарушениями. У нас работает горячая линия «Ребенок в опасности» — 123. Мы готовы защищать ваши интересы круглосуточно, — сообщила Баярма Самданова.

Воспитать гражданина

В ходе панельной дискуссии «Высшее и среднее профессиональное образование как один из факторов успешной социализации детей-сирот» организаторы провели среди участников семинара экспресс-опрос на тему, какова в их регионах социальная стипендия для сирот. Согласно результатам опроса, в Бурятии такие студенты получают 980 рублей, на Камчатке — 1,5 тысячи, в Сахалинской области — 3,6 тысячи, в Магадане — 4 тысячи рублей, в Якутии — 24 тысячи рублей. Вступивший в дискуссию модератор, он же председатель высшего координационного совета ВОО «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» Альберт Сарбалаев призвал не торопиться уравнивать соответствующие выплаты в регионах, которые априори находятся в совершенно разных условиях, а значит, обладают разными возможностями.

— Давайте стимулировать студентов работать, а не получать от государства что-то бесплатно. Давайте призывать к тому, чтобы своим трудом улучшать собственное благополучие, — сказал Альберт Сарбалаев, обратив внимание на множество эффективных практик, которыми готовы поделиться участники прямо сейчас.

Выступающего поддержал руководитель Республиканского агентства занятости населения Александр Башкирцев, рассказавший, что одна из проблем трудоустройства детей-сирот связана с выплатой пособий по безработице, которые порой на порядок выше зарплат, а потому сиротам выгоднее не работать.

Уникальным опытом в этой сфере поделилась директор благотворительного фонда «Дети Байкала» (Иркутская область) Гульнара Гарифулина. Проект ее фонда так и называется «Наставник», и заключается в том, чтобы к каждому сироте прикрепить волонтера, способного помочь подростку найти свое место в жизни.

— Чем занимаются наставники? Приезжают в детский дом, проводят мастер-классы, вывозят ребят на предприятия. Определяют интересы, помогают поступить на подготовительные курсы. Профессии самые разные — парикмахер, повар (очень интересная для детей специальность), работник керамической мастерской, сотрудник драматического театра. Много позитивных примеров. У нас есть девушка, которая перебралась в Москву, нашла работу, планирует карьеру менеджера, перевезла в столицу свою маму, то есть благодаря наставнику она стала ресурсной, самодостаточной, уверенной в себе, — рассказала Гульнара Гарифулина.

Создать среду

Большое количество вопросов вызвал доклад директора благотворительного фонда «Меркурия» Станислава Совы (Томская область). Этот фонд, в арсенале которого более 80 наставников, работает со всеми детскими домами Томской области. Главное достижение энтузиастов «Меркурии» — создание системы стажировок для воспитанников детских домов, когда еще подростками они имеют возможность попробовать себя в той или иной деятельности. В прошлом году 9 ребят прошли такие стажировки, в этом — уже 17.

— Проблема заключается в том, чтобы создать мотивацию у ребенка, вызвать желание учиться, познавать, осваивать профессию. Как это сделать? Мое мнение — только комплексной, системной и длительной работой, итоговая цель которой — создать благоприятную среду. Для этого мы создали проект «Солнечный город», в рамках которого прошли обучение 170 сотрудников. Проводим огромное количество мероприятий, до 2 тысяч в год, в которых участвуем вместе с детьми-сиротами и таким образом создаем среду, — поделился опытом Станислав Сова.

Практически все участники семинара-дискуссии сошлись во мнении, что прозвучавшие на Байкале ценные практики необходимо масштабировать, опыт адаптировать к регионам, чтобы как можно больше сирот увидели, узнали, воспряли духом и захотели сделать то же самое. Задачи, достойные большого общероссийского форума, который запланировали провести в следующем году и непременно на Байкале.

 

 

 

Назад к списку


Татьяна Никитина
журналист   


Я родилась и живу в Улан-Удэ – столице республики Бурятия, работаю журналистом и верю в людей, которые каждый день строят здесь наше общее будущее. Мои герои - это политики, артисты, юристы и обычные люди, достойные восхищения. Нет занятия интереснее, чем разбираться в том, что с нами происходит. Удачи всем!
























© Татьяна Никитина
Использование материалов блога возможно только с письменного согласия собственника
Создание сайта, разработка блога SDEP.RU Яндекс.Метрика